Представители малого бизнеса обвиняют Налоговый комитет в намеренном усложнении условий их труда. В свою очередь, в уполномоченном органе утверждают, что они всего лишь пытаются социально обеспечить предпринимателей. Продавцы одного из самых крупных рынков Алматы бастуют. Коммерсанты "барахолки” отказываются использовать кассовые аппараты. Около ста человек требуют от чиновников вернуть старый механизм оплаты налогов - разовые талоны. Однако налоговый комитет уже принял изменения в закон и менять что-либо не намерен. Согласно пункту 1 статьи 645 Закона РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», с 1 января 2013 года на территории Республики Казахстан денежные расчеты, осуществляемые при торговых операциях, работах, услугах посредством наличных денег, производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Загнанные в рамки
Принятые изменения настолько возмутили торговцев, что они намерены выйти на акцию протеста, перекрыв одну из центральных улиц города. По их словам, налоговый комитет таким образом целенаправленно усложняет их и без того нелегкую жизнь. «Он нам неудобен психологически и материально. Если он ломается, а он ломается на холоде часто - у нас ведь нет бутиков, мы под открытым небом торгуем - значит, надо ехать куда-то, где его нам сделают. А ремонтируют этот аппарат не бесплатно. Нам и так тяжело работать, а тут еще и эти неудобства»,- жалуется частый предприниматель Рахимжан Ахунов. Солидарен с продавцами и президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана (АТПК) Нурсадык Абишев. Он считает, что эта попытка приведет к неконкурентоспособности наших предпринимателей, и это ощутимо скажется на уровне жизни. «Заставь дурака молиться, он разобьет себе лоб. В данном случае чиновники расшибают лоб предпринимателям. Налоговики загнали продавцов в рамки, этим самым порождая армию посредников, которые будут на этом продолжать делать деньги, как и до внедрения кассовых аппаратов, впрочем», - сетует г-н Абишев. По его словам, участившиеся случаи с предложениями неизвестными людьми помощи продавцам в составлении налоговых отчетов - это яркий пример того, что аффилированные фирмы уже пытаются выиграть на сложившейся ситуации. Напомним, что торговцы "барахолки” уже жаловались на неизвестных людей, которые за немаленькую сумму предлагают свои услуги в составлении отчетности. «Приходят люди, мы их не знаем и никогда не видели, интересуются нашими делами, продажей, а потом так, невзначай, называют сумму за услугу сделать налоговый отчет. Это, конечно, вызывает сразу недоверие. А ведь есть и такие люди, которые ведутся на такие предложения. Это же страшно. На нас уже открыто делают деньги»,- говорит продавец "барахолки”, который пожелал остаться неизвестным.
Все только начинается
Вице-президент Независимой Ассоциации Предпринимателей (НАП) Тимур Назханов считает, что это не единственная проблема в практике внедрения кассовых аппаратов. Он уверяет, что пошагово будет возникать все больше сложностей, так как сама схема работы до ума не доведена, все механизмы не исследованы. «Как известно, в сфере рыночной торговли крутятся большие деньги, теневые обороты до конца не исследованы. На протяжении десятилетий базары под своим контролем держали криминальные структуры и те же самые акиматы. Поэтому на это все закрывали глаза. И сейчас государство решило внести некую прозрачность в эту сферу. Но введение фискальных аппаратов - это не самый лучший вариант для выхода из сформировавшейся ситуации»,- сказал г-н Назханов в интервью «Эксперту Казахстан». Следует отметить, что, по данным АТПК, на алматинской "барахолке” работают 180 тыс человек. Ежегодный же оборот одного из самых крупных рынков, по исследованию Всемирного банка, составляет 1,8 млрд долларов. "Барахолка” занимает второе место по денежному обороту после расположенного в кыргызском Бишкеке известного рынка «Дордой», оборот которого составляет 2,9 млрд долларов. По словам Тимура Назханова, государство должно прислушиваться к мнению представителей торгового сектора и купировать массовое недовольство работников этой сферы. «Главное - подобрать правильный способ подхода к ситуации. Нужно найти компромисс, чтоб в реальности не было обратного эффекта», - заявил он. В Налоговом комитете Алматы на запрос «Эксперта Казахстан» ответили коротко и ясно: «Налоговыми органами в настоящее время предпринимаются все действия по улучшению взаимоотношений с налогоплательщиками, с целью повышения открытости и доверия, что положительно будет влиять на формирование надлежащего уровня налоговой культуры и обеспечение своевременной уплаты налогов в бюджет».
Варианты есть
В этой связи главный юрист и эксперт общественного совета Национальной палаты «Атамекен» (НЭПК) Василий Резван предлагает свой вариант решения проблемы - упрощенный. Упрощенная система налогообложения на основе патента для предприятий малого бизнеса применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, предусмотренной законодательством Республики Казахстан. «Микро- и малый бизнес должны работать по упрощенной системе. Введение тотального учета и контроля над всем можно сравнить с тем, что в мозг человека установить микрочип. Поставленная задача невыполнима. Попросту потому, что в стране нет столько кассовых аппаратов для всех», - сказал г-н Резван в интервью «Эксперту Казахстан». По словам эксперта, в стране около полумиллиона ИП. Но конкретно статистика о зарегистрированных ИП не сообщается, потому что в целом статистические данные охватывают те предприятия, которые платят НДС и работают в упрощенном режиме на основании патентов. Компании, занимающиеся производством кассовых аппаратов (КА), точные данные о стоимости и количестве производства «Эксперту Казахстан» озвучить отказались.
Себе дороже
В свою очередь чиновники, отменяя специальный налоговый режим на основе разового талона, рассчитывают, что теперь отчисления в бюджет будут соизмеримы с размером дохода продавцов. А главное - они будут вовлекаться в пенсионную систему социального страхования. В случае невыполнения требований налогоплательщиков будут штрафовать. Невыполнение требования об обязательной регистрации ККМ является нарушением, согласно статье 215 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (КоАП). Для начала предпринимателей предупредят, в случае повторного бездействия с их стороны - 2-я часть статьи 215 гласит, что горе-предпринимателей ждет штраф в размере пятнадцати месячных расчетных показателей. Установив же КА, торговцы будут ежемесячно 3% от продаж отдавать на налоги. Президент НАП Талгат Акуов в интервью «Эксперту Казахстан» сообщил, что в цивилизованном виде торговли страна нуждается давно. Но процент налоговых начислений высок, поэтому и есть вероятность того, что не все продавцы добросовестно будут выбивать чеки. «В ОАЭ размер налога составляет 1%, поэтому продавцам выгодно пробивать чек, они сами за тобой бегут, чтоб ты взял этот чек. А у нас налог большой. Поэтому остается надеться на честность предпринимателя»,- сказал он. Вместе с тем, сегодня экспертное сообщество считает, что внедрение системы кассовых аппаратов (КА) не приведет к прозрачности на рынке, так как сами по себе КА не есть универсальный механизм борьбы с теневым сектором экономики. Однако создается впечатление, что происходит передел рынка; монополизировавшие его лица, возможно, устанавливают новые, понятные только им правила игры, при этом формально выполняя волю государственных органов по переводу рынка в прозрачное поле. Однако, так как выполнение этих норм и контроль остаются за аффилированными с теневиками людьми, то все это, скорее всего, непосильным грузом ляжет лишь на самих торговцев, вынужденных покупать эти аппараты; при этом нагреют руки те, кто будет осуществлять их продажу. В целом все это выглядит, как игра в наперстки - с той, однако, разницей, что выиграет, то есть приумножит свое состояние тот, у кого больше связей и денег.