К внесению в Госдуму готовится законопроект "О разрешении внезапных проверок торговых точек". В данный момент документ находится на стадии разработки, и в виде единого документа он пока не представлен. Однако, как сообщил автор инициативы, член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Башкин, концепция законопроекта уже утверждена. Документ будет направлен в частности на повышение эффективности государственного контроля за соблюдением правил продажи алкоголя.
Планируется, что в законопроекте пропишут возможность региональных чиновников проводить проверки торговых точек без предупреждения. Предварительно проверку за соблюдением правил продажи алкоголя в субъектах Федерации предлагается возложить на ведомства, осуществляющие контрольные функции в сфере лицензирования торговли алкогольной продукцией. В основном это региональные министерства экономического развития.
Так, лицензирующий орган в ходе внезапного рейда объекта торговли, обнаружив нарушение законодательства, должен будет оформить соответствующий акт и направить его в федеральный орган Росалкогольрегулирования. Тот в свою очередь обязан будет принять решение об аннулировании лицензии нарушителя во внесудебном порядке. При этом Лариса Мироненко, заместитель председателя Комитета по промышленной политике, предпринимательству, торговле, транспорту и связи Астраханской областной думы, предложила в случае нарушения хозяйствующим субъектом правил продажи исключить в принципе возможность возобновления действия лицензии уполномоченным органом. С этой позицией согласился также руководитель федерального проекта "Трезвая Россия" Султан Хамзаев. "Алкогольный рынок – социально опасная сфера в торговле. Если предприниматель один раз нарушил правила розничной продажи алкоголя, то для него навсегда должна быть закрыта дверь в этот бизнес", – считает он.
Сенатор Башкин напомнил, что действующим законодательством предусмотрены внеплановые проверки, однако назвать такие проверки в полном смысле слова "внезапными", по его мнению, нельзя, ведь за 24 часа до ее проведения надзорный орган обязан уведомить проверяемого (ч. 1, ч. 16 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; далее – Закон № 294-ФЗ). Уведомительный характер проверки, по мнению эксперта, нивелирует само основание проверки – жалобы граждан.
Вместе с тем, отметим, что возможность проведения проверки без предварительного уведомления юрлиц и ИП все же предусмотрена законом. В частности, контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых юрлиц и ИП. Однако она требует согласования с органами прокуратуры (ч. 4 ст. 16.1 Закона № 294-ФЗ). Кроме того, ее проведение допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами (ч. 2 ст. 16.1 Закона № 294-ФЗ). Между тем, действующим законодательством предусмотрены пока единичные случаи внезапной проверки (п. 16-17 ст. 10 Закона № 294-ФЗ). Так, например, налоговые органы могут проводить рейды без предупреждения для проверок выдачи организацией и ИП кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством о применении контрольно-кассовой техники (абз. 5 п. 2 ст. 7 Федерального закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа"). Также Роспотребнадзору не требуется предварительно уведомлять юрлиц и ИП о начале проведения внеплановой выездной проверки, в случае если в результате деятельности предпринимателя причинен вред (или есть такая угроза) жизни, здоровью граждан, а также, если нарушаются права потребителя (п. 43 Административного регламента по проведению проверок).
Более того, эксперты напомнили, что отдельными полномочиями по проведению внезапной проверки наделены также участковые уполномоченные полиции. Полиция вправе осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений об административных правонарушениях и принимать по таким обращениям предусмотренные законодательством меры. Для реализации этих полномочий они могут проверять у организаций разрешения, лицензии и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности (подп. 1 п. 1 ст. 12, подп. 1 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции"). Но и здесь возникают проблемы. "К примеру, ранее правоохранительные органы выявляли лиц, нарушающих установленные правила торговли, теперь в силу своей загруженности этим почти не занимаются", – констатировал сенатор Башкин.
Ануш Согомонян
|