Об этом заявили участники круглого стола «Вопросы применения норм
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах: разъяснения
уполномоченных органов государственной власти и судебная практика»,
организованного комитетами Совета Федерации по бюджету и по правовым и
судебным вопросам.
С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Нередко в деятельности налогоплательщиков возникают вопросы, на которые
ни Налоговый кодекс, ни иные акты законодательства о налогах и сборах
не дают ответа. Это заставляет налогоплательщиков обращаться за
разъяснениями в Министерство финансов.
Как известно, в 2007 году вступил в силу Федеральный закон №137-ФЗ,
который уточнял порядок применения письменных разъяснений
законодательства о налогах и сборах.
В нем говорится, что налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина.
Министерство финансов, в свою очередь, опубликовало письмо
№03-02-07/2-138, в котором отметило, что его разъяснения не содержат
правовых норм и не являются нормативно-правовыми актами вне зависимости
от того, были они даны конкретной организации или неопределенному кругу
лиц.
Соответственно, никому не препятствуется руководствоваться нормами
законодательства о налогах и сборах в трактовке, отличной от понимания
Минфина.
«Министерство финансов само, к сожалению, говорит, что не видит разницы
между разъяснениями налоговым органам и налогоплательщикам, - заявила
заместитель председателя Высшего арбитражного суда России Татьяна
Андреева. - И не проводит разницу между тем, кто подписывает эти
разъяснения. Это очень сильно подрывает авторитет государства. Минфин,
как и любой другой орган власти, должен отвечать за действия своих
сотрудников. И то, что министерство рассматривает письменные разъяснения
практически как частную позицию того или иного чиновника, совершенно
некорректно. Если я написала статью в журнал и подписалась просто
«кандидат экономических наук», это одно, а если подпись стоит «советник»
или «глава департамента» - совершенно другое».
В итоге руководители комитетов Совета Федерации по бюджету и по
правовым и судебным вопросам обратились к правительству России с
предложением внести в Налоговый кодекс изменения, которые:
-
определяли бы признаки неоднозначности в законодательстве о налогах и сборах.
-
давали бы налогоплательщику право применять закон в свою пользу, если он вел деятельность в условиях такой неопределенности
-
исключали возможность ретроспективного применения закона в
истолкованном судами значении (если это ухудшит положение
налогоплательщика)
-
вводили финансовую ответственность органов власти в случае, если их
разъяснения налогового законодательства признаны судами России
противоречащими действующему законодательству и привели к возникновению
чьей-либо налоговой ответственности.