С хозяев торговых автоматов будут брать налог на вмененный
доход по новой единой (повышенной) ставке, аналогичной той, которая
применяется при розничной торговле. Никаких налоговых льгот или иных
"скидок" для продажи с помощью автоматов предметов первой необходимости
(например, лекарств) вводиться не будет. 2 марта Совет Федерации одобрил
соответствующую поправку к статье 346.29 части второй Налогового
кодекса РФ.
Как сообщил палате зампред комитета СФ по бюджету Вячеслав Новиков,
сейчас ситуация с налогообложением автоматов крайне сомнительная,
двусмысленная. Она попахивает коррупцией, так как торговлю через
автоматы можно произвольно отнести к разным типам торговли. Например,
исходя из разных статей НК, розничная торговля через торговые автоматы
может относиться как "к стационарной торговой сети, не имеющей торговых
залов", так и к развозной торговле. И при исчислении единого налога на
вмененный доход (ЕНВД) используются разные физические показатели и
размеры базовой доходности в месяц. Так, применяется базовая доходность
9000 руб. на торговое место, если его площадь не больше 5 кв. м; базовая
доходность 1800 руб. на 1 кв. м - если площадь места больше 5 кв. м;
доходность в 4500 руб. на одного работника применяется при развозной
розничной торговле. Через торговые автоматы могут оказываться и услуги
общепита, которые тоже отнесены к розничной торговле. Законопроект призван упорядочить налогообложение предпринимательской
деятельности с использованием торговых автоматов и "усовершенствовать
применение специального налогового режима для реализации товаров" через
автоматы. Торговля товарами через автоматы выделяется в самостоятельный
вид предпринимательской деятельности, облагаемый ЕНВД. Для исчисления
налога в отношении данного вида деятельности будут предусмотрены
физический показатель (торговый автомат) и размер базовой доходности в
месяц на один торговый автомат (4500 руб. - как и при развозной
торговле.) При обсуждении проекта профильный комитет ГД по бюджету и налогам не
поддержал поправку от депутата Валерия Селезнева (ЛДПР), предлагавшего
классифицировать торговые автоматы по степени социальной значимости
продаваемых товаров и ввести льготную (пониженную) ставку налога на
такие автоматы. Член комитета по бюджету Раиса Кармазина ("ЕР")
разъяснила: "При развозной и разносной розничной торговле у нас ставка
тоже 4500 рублей, и по ней не выделяются товары первой необходимости
либо социально значимые товары". Впрочем, подходы к налогообложению
предпринимателей-"автоматчиков" депутат предлагает менять
"концептуально". Это означает, что "налоги у нас уже меняются, и,
наверное, нужно переходить на патенты. Еще в 2008 году патентуемую
деятельность в стране дополнили новыми видами, увеличили их количество с
62 до 70, разрешили использовать наемных работников. Я думаю, что
вмененный налог в итоге просто отомрет". Когда-нибудь...
Вадим БАРАБАНОВ
, парламентский корреспондент
Мнение
Сергей ШАТАЛОВ, замминистра финансов РФ:
- Законопроект не имеет финансовых последствий и направлен на решение
локальной проблемы - торговли через автоматы. Сегодня возникают
трудности с квалификацией в зависимости от того, где поставлены
автоматы, в залах малой или большой площади, а если это квалифицируется
как выносная торговля, то ставки ЕНВД отличаются в разы. Предлагается
унифицировать критерии и подходы к этому вопросу.
Комментарий
Валерий СЕЛЕЗНЕВ, депутат Госдумы (фракция ЛДПР):
- Я предложил ввести дифференциацию торговых автоматов по степени
социальной значимости реализуемых ими товаров и услуг, ввести льготы в
отношении тех автоматов, которые торгуют предметами первой
необходимости, предметами социального значения. Например, чтоб за
автомат по продаже бахил или гигиенических средств где-нибудь в вузах
или медучреждениях предприниматель платил бы меньший налог, чем при
размещении автомата с подкрашенной газированной водой или пачкой
сигарет. Если станет больше автоматов, которые торгуют товарами первой
необходимости, то, наверное, мы сможем снизить цены на жизненно
необходимые товары, и тогда недовольство, которое назрело в обществе,
будет понижаться тоже. С автоматами по продаже билетов тоже смысл
понятен: их распространение позволит снизить уровень социальной
напряженности на объектах транспорта, это поможет в часы пик сократить
очереди у билетных касс, которые порой отнимают у человека по сорок
минут. Я выделил три группы автоматов, продающих: 1) товары медицинского
назначения и средства личной гигиены; 2) продовольственные товары
повседневного спроса (прежде всего фасованные - хлеб, соль, сахар,
чай...); 3) проездные билеты на общественный городской и пригородный
транспорт. И для такой категории аппаратов сделать ставку 3600 рублей -
вместо базовых 4500 рублей в месяц на один торговый автомат. То есть
приравнять доходность автомата к доходности двух квадратных метров
площади стационарного торгового места (по статье 346.29 части 2 НК РФ -
1800 рублей на 1 квадратный метр). Поправку отклонили, и мотивы
профильного комитета мне непонятны...
|