23 января 2014 года в Екатеринбурге прошла конференция, которую
ежегодно организовывают крупнейший российский производитель кассовой
техники компания "ШТРИХ-М" и его официальный региональный представитель
ООО "Оргтехцентр", для своих партнеров - торгово-сервисных компаний и
Центров технического обслуживания ККТ Уральского федерального округа. В
этом году целый блок на конференции был отведен для встречи и диалога
представителей ЦТО и налогово й службы. Это связано с тем, что с
нового года ФНС усилила контроль за выполнением правил эксплуатации
контрольно-кассовой техники, и представителям ЦТО необходимо было не
только получить подробную информацию «из первых рук», но и очным
порядком обсудить проблемы, возникающие в результате новых требований и
стратегию работы с владельцами ККТ.
Выступая на конференции, главный налоговый инспектор Свердловской
области Виктор Бачурин подробно остановился на ряде важных моментов,
которые совершенно необходимо знать не только ЦТО, но и каждому
предпринимателю, осуществляющему денежные расчеты с населением.
С января 2014 года налоговая служба будет более строго
отслеживать выполнение правил применения контрольно-кассовой техники,
изложенных в федеральных законах, в частности, в ФЗ-54 и 162-ФЗ. И предпринимателям необходимо еще раз внимательно прочесть оба закона.
Виктор Бачурин привел в качестве примера дело, которое рассматривалось в
арбитражном суде Свердловской области в мае прошлого года. Предприятие
ТРЦ "Весна" подало иск к межрайонной ФНС, которая инициировала
привлечение руководства компании к административной ответственности за
то, что в принадлежавшем ему кафе "Сирень" отсутствовал кассовый
аппарат. Руководство предприятия заявило, что ККМ в кафе действительно
нет, но поскольку кафе является плательщиком ЕНВД, то использовать кассу
оно не обязано, поэтому претензии ФНС являются неправомерными. Тем не
менее, арбитражный суд признал действия ФНС абсолютно правомерными.
Полный текст судебного решения можно скачать на сайте Высшего Арбиртражного суда Российской Федерации: http://kad.arbitr.ru/Card/057398c2-6a9f-46e5-bae8-872f56a7120d.
Вкратце дело заключается в следующем. Истец руководствовался
положениями закона 162-ФЗ, который освобождает плательщиков ЕНВД от
обязательного применения ККТ, однако не принял во внимание, что действие
этого закона не распространяется на предприятия, по роду своей
деятельности попадающие под исключения, указанные в статьях 2.1, 2.2 и
2.3 федерального закона ФЗ-54. С точки же зрения законодательства, именно ФЗ-54 является главным, когда речь идет о правилах применения ККТ.
Если раньше предприятия в сложных случаях еще могли надеяться
трактовать закон в свою пользу (хотя с юридической точки зрения надежда
эта иллюзорна), то теперь, когда создан судебный прецедент, об этом и
думать нечего.
Предприятиям-плательщикам ЕНВД, прежде чем решать, что закон освобождает
их от необходимости иметь кассовый аппарат, настоятельно рекомендуется
еще раз внимательно прочитать закон ФЗ-54, а еще лучше –
проконсультироваться с опытным юристом.
Следующий вопрос касается тех предпринимателей, которые используют
контрольно-кассовую технику. Главный инспектор подробно остановился на правилах замены электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ). Он
напомнил, что ЭКЛЗ является одним из видов хранилища фискальных данных,
и, соответственно, с ней необходимо обращаться так же, как и с
фискальной памятью. В частности, при
снятии любых фискальных данных с ККТ обязательным является присутствие
(очное и одновременное) представителей трех организаций: владельца ККТ,
ЦТО, с которым заключен договор на обслуживание этой ККТ, и ФНС, в
которой зарегистрирована эта ККТ. Виктор Бачурин
заметил, что сейчас владельцы ККТ нередко этим правилом пренебрегают, и
отметил, что с 2014 года налоговая служба будет более строго следить
за выполнением этого условия. Фактически это означает, что замена ЭКЛЗ может производиться только на территории ФНС.
В случае, когда необходимо заменить ЭКЛЗ на большом количестве ККТ,
находящейся в одном месте (например, в крупном супермаркете), ФНС готово
пойти навстречу предпринимателю, и выделить сотрудника для выезда на
такое предприятие. Виктор Бачурин признал, что неукоснительное
соблюдение указанного требования создает некоторые неудобства для
владельцев ККТ, но это не причина, чтобы не исполнять закон. Он
напомнил, что невыполнение правил замены ЭКЛЗ являются одним из
нарушений порядка применения ККТ, и наказываются штрафами в соответствии
с частью 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных нарушениях.
Еще один важный аспект применения ККТ связан с введением с 11 января 2014 года знака "Сервисное обслуживание" нового образца. Образец
нового знака был утвержден приказом №77н Министерства финансов
Российской Федерации от 9 августа 2013 года. Согласно этому приказу,
знак "Сервисное обслуживание" старого образца (утвержденного Приказом
Минфина № 135н от 18 декабря 2007 года) с 11 января текущего года будет
считаться утратившим силу, и ККТ без нового знака органами ФНС
регистрироваться и перерегистрироваться не будут.
Центр технического обслуживания "Оргтехцентр"
просит пользователей контрольно-кассовой техники внимательно следить за
изменениями в требованиях налоговых органов и неукоснительно их
выполнять – это поможет вам работать спокойно и без штрафов.