О росте доверия к облачным сервисам в России, типичных проблемах бизнеса, которые решает автоматизация, и о том, как облачные кассы облегчают ритейлерам переход на требования обновленного 54-ФЗ, рассказывает Сергей Музыкантов, технический директор компании LiteBox.
Рынок облачного кассового ПО в России.
Сама идея облачных вычислений возникла еще в 1960 году, первые же компании, предлагавшие программное обеспечение как услугу, появились в западных странах в конце 90-х годов, а с 2007 года «облака» получили широкое распространение благодаря своему быстрому развитию и стремительно растущим потребностям клиентов.
В данный момент в России очень неплохо набирает свои обороты именно рынок облачных кассовых сервисов. Его нельзя назвать устоявшимся, так как каждый день появляются новые продукты, призванные упростить жизнь отраслевых бизнесов. Во-вторых, торговый бизнес часто носит сезонный характер, а это означает, что инфраструктура выстраивается с учетом пиковых нагрузок, а в остальное время будет простаивать, что ведет к неоправданным издержкам.
Рост доверия к облачным сервисам и осознание их экономической выгоды характерны и актуальны как никогда в России.
Многие российские продавцы привыкли работать с дистрибутивным программным обеспечением, которое получали от центров технического обслуживания (ЦТО) кассовых аппаратов и дистрибьюторов. Данные решения имеют очевидные как минусы, так и плюсы, например, возможность адаптации под особенности ведения бизнеса конкретной компании. Это веский аргумент для крупных торговых сетей, который нивелирует такие минусы, как необходимость покупать программное обеспечение и сложность его настройки (дистрибутивные программные продукты невозможно запустить без помощи технических специалистов). Кроме того, на отечественном рынке дополнительным стимулом для перехода в облако является кризис, который заставляет бизнес повышать эффективность и сокращать издержки. Темпы роста российского рынка облачных решений составляют, по разным оценкам, от 20 до 35% в год в рублевом исчислении. Это неудивительно – облачные продукты позволяют оптимизировать на 30–70% расходы на построение и обслуживание собственной инфраструктуры, эта тенденция присутствует и в России. Все больше российских компаний понимают: вместо того чтобы строить инфраструктуру внутри, проще взять оборудование в аренду – это дешевле и удобнее, особенно с учетом нестабильной экономической ситуации.
В настоящих реалиях все больше бизнесменов отдают свое предпочтение именно облачным кассовым решениям – это небольшие и средние сети, владельцы бутиков и магазинов формата «у дома», представители сферы услуг и общественного питания. Современные облачные технологии прочно вошли в жизнь нашего общества в бытовой сфере и также стремительно укореняются в построении бизнес-процессов и решении задач, стоящих перед представителями бизнес-сообщества.
Типичные проблемы ритейлера, которые решают облачные кассы.
Я бы выделил две типичные проблемы, которые в целом может решить автоматизация розничной торговли: первая – увеличение эффективности бизнеса, а вторая – соответствие бизнеса законодательным требованиям. Такие государственные инициативы, как ЕГАИС и тем более онлайн-фискализация, «вынуждают» автоматизироваться весь неавтоматизированный розничный бизнес. Облачные сервисы товароучета, включающие в себя в том числе облачные кассы, решают обе эти проблемы.
Однако классическая автоматизация достаточно дорога для среднего, малого и микроритейла, потому что необходимо нанимать квалифицированный штат ИТ-специалистов, приобретать сервера и лицензии на ПО. В свою очередь, облачные кассы зачастую не требуют всего этого. Устанавливая их кассы, ритейлер не приобретает дорогостоящего оборудования и не нанимает штат ИТ-специалистов, он с самого начала регистрации в облачном сервисе может начать продавать товар на кассе, не заплатив ни рубля за нее. Практически все облачные сервисы имеют собственную техническую поддержку клиентов 24 часа в сутки 7 дней в неделю. К тому же те, кто занимается сезонной торговлей могут платить за обслуживание облачных касс только тогда, когда ими пользуются, а не постоянно, как при классической автоматизации.
В процессе роста своего бизнеса ритейлеры также сталкиваются с проблемами расширения собственного классического товароучетного ПО. Например, дополнить классическое ПО программой лояльности, системой автозаказа товара у поставщика или интеграцией с глобальными каталогами товаров всегда проблематично в отличии от облачных сервисов.
Также облачные сервисы решают проблему оперативного контроля за магазинами. В отличии от классических систем автоматизации облачные кассы передают данные о продажах в облако онлайн, и ритейлер может в любой момент проанализировать остатки в торговой точке, цены, продажи, эффективность программ лояльности и принять соответствующие решение, а в классических системах автоматизации данная возможность зачастую возможна только «на следующий день».
Кроме того, и из-за своей «облачности» облачные сервисы доступны из любой точки мира, что дает ритейлерам возможность принимать бизнес-решения на основании данных с торговых точек в оперативном режиме.
Типичные страхи ритейлера.
В данном вопросе надо разделять страхи крупных ритейлеров и остальных. Крупный ритейлер в первую очередь отказывается от облачных проектов по причине необходимости дорабатывать под собственные нужды стандартное решение, предлагаемое владельцами облачных сервисов. Также крупный ритейл имеет достаточно серьезные требования по производительности, внутренней безопасности и интеграции с собственными системами автоматизации. В итоге получается, что крупному ритейлу зачастую целесообразнее иметь классические системы автоматизации. Однако среднему, малому и микроритейлу главное иметь простое, не требовательное к оборудованию, быстро восстанавливаемое в случае сбоя, легко внедряемое и, самое главное, низкозатратное решение, которое могут дать облачные кассы. Зачастую такой ритейлер не опасается облачных касс, и основным его страхом является автоматизация как таковая. Ритейлер полагает, что автоматизация слишком сложна и отказывается от нее в пользу привычных кнопочных касс.
Онлайн-фискализация как драйвер роста рынка облачного кассового ПО.
Изменения в 54-ФЗ серьезно меняют возможности ритейла. С онлайн-фискализацией в скором времени в России будет доступно внедрение многих технологий, которые ранее считались невозможными. Причина этому то, что все ритейлеры вынуждены автоматизироваться, то есть провести интернет в магазин, заполнить и прогрузить в кассу товарный справочник, чтобы печатать товары на чеке, ставку НДС и цены, а это значит, что все, что происходит в магазине, оцифровывается и может быть использовано в целях бизнес-анализа.
Я уже говорил, что среднему, малому и микроритейлу важно иметь простое, не требовательное к оборудованию, быстро восстанавливаемое в случае сбоя, легко внедряемое и, самое главное, низкозатратное решение, а также обеспечить своевременную качественную техническую поддержку 24/7. Такое решение возможно предоставить в формате облачных сервисов.
В этой связи и наблюдается бурный рост проникновения облачных касс в ритейл. Даже небольшие торговые сети переходят на облачные кассы по тем же причинам, что и микроритейл.
Оценка перспектив рынка в 2017 году.
Рынок «вынужденной» автоматизации ритейла в 2017 году нами оценивается по меньшей мере в 28 млрд руб. Минимум четверть этого рынка могут занять владельцы облачных касс. Основным драйвером продаж является обязанность ритейла соответствовать изменениям 54-ФЗ. Тормозящим же фактором продаж облачных касс является возможность использовать модернизированные кнопочные кассы.
Источник.
|