Центры технического обслуживания кассовой техники (ЦТО) – это необходимый партнер, важное звено в функционировании парка ККМ в торговой точке. Но по мнению некоторых экспертов в области ритейла, ЦТО – это бессмысленное звено, которое, к тому же, является монополистом: ведь сейчас выбрать ЦТО можно только строго по своему району. Интернет-журнал «Бизнес.Ру» опросил экспертов высказаться по этой ситуации: как, по их мнению, будет развиваться рынок ЦТО после введения онлайн-касс.
Александр Нинбург, генеральный директор сервиса «Нимбл»:
– Сейчас ЦТО – это прибыльный бизнес с большими денежными оборотами, который в ближайшем будущем будет только расти и развиваться. Возможно, даже их наделят новыми полномочиями. Например, обновлять кассовую технику в соответствии с обновлениями законодательной базы, либо обяжут предпринимателей подключаться к онлайн фискализации только через вышеупомянутые ЦТО.
На мой взгляд, любая отрасль должна стремиться к развитию. В случае с ЦТО им нужно менять парадигму, становиться более современными. Иначе новые технологии их обойдут.
С увеличением количества новых IT-продуктов и достаточным развитием технологической инфраструктуры, ЦТО в их текущем виде станут не нужны. Их сегодняшняя необходимость обусловлена уровнем технологического развития ККМ и устоявшимся алгоритмом их обслуживания.
В противовес ЦТО можно поставить современные кассовые сервисы. За счет работы напрямую, без участия ЦТО, они позволяют клиентам сокращать их издержки. Зачастую облачные сервисы просто удобнее, так как предоставляют клиенту удаленную настройку, удобный интерфейс и поддержку большого списка оборудования.
Я думаю, что после введения новых правил использования ККМ у ЦТО прибавится работы, так как огромному количеству торговых точек придется модернизировать или докупать новое оборудование, которое поддерживает новые правила. Для примера можно посмотреть на развитые страны, где уже возможно работать без печатных чеков, а все транзакции в реальном времени уходят напрямую в налоговую службу.
Ольга Герасимова, вице-президент по работе с ключевыми клиентами «MAYKOR»:
– Изменения в 54 закон хоть и делают ЦТО необязательным звеном, но потребность розничных компаний в услугах техподдержки касс не отменяют. Ритейлеры, согласно закону, обязаны применять исправную кассовую технику, а это им могут обеспечить только специализирующиеся на этом организации.
Поставщикам услуг нужно будет кардинально изменить подход к обслуживанию, учитывая необходимость взаимодействия не только с производителями и владельцами ККТ, но и с операторами фискальных данных, которые со вступлением поправок в силу становятся ключевым и обязательным звеном цепи взаимодействия «ритейлер-ФНС».
Однако существенное воздействие на рынок ЦТО оказывают тенденции в самом ритейле: укрупнение федеральных розничных сетей, их активное проникновение в регионы и вытеснение небольших торговых предприятий. Это приводит к вымыванию с рынка локальных ЦТО, кормовая база которых – малый бизнес.
Ритейл-гиганты и компании поменьше, но с широкой географией присутствия, не заинтересованы в сотрудничестве с местными ЦТО: они ориентированы на контракты с многопрофильными поставщиками услуг, которые вкупе с кассами могут взять на себя обслуживание ИТ, инженерной инфраструктуры, выполнять задачи по запуску торговых объектов и т.д.; делать все это в рамках нескольких регионов или по всей сети.
Сергей Береговенко, генеральный директор ООО «МТЦ» (ЦТО ГК «Пилот»):
– ЦТО (центр технического обслуживания) можно смело назвать полноправным участником отношений «ритейлер – налоговая служба». С одной стороны, он оказывает услуги по обслуживанию ККМ заказчика, с другой, на него возложены контролирующие функции.
ЦТО также обеспечивает бесперебойный сервис контрольно-кассовой техники (ККТ) и, как следствие, гарантирует ее работоспособность, что оберегает ритейлера от финансовых потерь в результате поломки оборудования.
Сложно представить, чтобы это звено было убрано из функционирования парка контрольно-кассовых машин в торговой точке. Лишь ЦТО законодательно разрешено вскрывать и обслуживать ККМ. Ритейлерам невыгодно содержать в штате дополнительных сотрудников, способных обслуживать весь парк кассового оборудования. Поэтому логично, что ритейлеры отдают эти работы на аутсорсинг ЦТО, который обслуживает и фискальный регистратор, и всю ККТ.
Функции ЦТО не входят в поле деятельности налоговой службы. На рынке представлено огромное количество моделей ККТ, где используются разное программное обеспечение (ПО), протоколы, системы команд. Для того чтобы досконально разбираться в оборудовании, знать его нюансы и особенности, необходимо пройти специальное обучение. А обременять этим рядовых налоговых инспекторов нет смысла.
На сегодняшний день остаются открытыми вопросы, касающиеся технической реализации законопроекта об онлайн-кассах. Судя по всему, нововведения снимут ряд задач с ЦТО: процедура постановки и снятия с учета ККМ будет проводиться непосредственно самим заказчиком удаленно, без выезда в налоговую инспекцию. Также участники рынка предполагают, что процедура снятия с учета будет проходить автоматически в случаях отсутствия данных по продажам в течение некоторого времени.
Однако по-прежнему требуется звено, обеспечивающее ограничение доступа к ККМ. Речь идет об опломбировании, которое защищает оборудование в процессе эксплуатации от несанкционированного доступа. Эта функция, наиболее вероятно, по-прежнему останется закрепленной за ЦТО. Также, скорее всего, в его ведении будут работы по гарантийному и послегарантийному обслуживанию ККМ.
Ольга Косец, президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди», руководитель швейного производства «Софиано»:
– Мнение о том, что ЦТО являются монополистами, ошибочно – иначе для чего тогда существует антимонопольное законодательство. Предприниматели имеют право выбрать ЦТО по своему усмотрению.
Само впечатление могло возникнуть в связи с тем, что выбор обычно падает на компании, которые территориально находятся вблизи торговых объектов, где установлены ККМ. Поскольку при необходимости вызова техника для устранения неисправностей нецелесообразно выбирать Центр технического обслуживания из другого региона. Обычно полагаются на рекомендации других представителей бизнеса, и выбор района падает на компании, имеющие филиалы и успешные рекомендации.
ЦТО – не бессмысленное звено, поскольку в соответствии с 54-м законом «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использование платежных карт» налоговая служба поставит ККМ на учет только при наличии договора с таким центром. Центры имеют соответствующую лицензию.
Я считаю, что подобную сложную технику доверять можно исключительно профессионалам. Когда у вас барахлит автомобиль, вам же не приходит в голову лезть и самому разбирать двигатель.
С онлайн-кассами возникает несколько основных вопросов. Первый и самый важный – это отсутствие в отдаленных регионах устойчивой интернет-связи. Порой даже в крупных городах есть районы, в которых по техническим причинам отсутствует даже мобильный интернет.
Второй, не менее важный – как будет осуществляться защита персональных данных при передаче их пусть и по защищенным каналам связи. Помимо договора с ЦТО предпринимателям необходимо будет заключить договор с еще одним посредником – Оператором Фискальных Данных (ОФД). Договор с ЦТО сохранится, но на рынке останутся исключительно лицензированные ФСБ, у которых будет лицензия по криптозащите. Надеюсь, что это повысит их уровень обслуживания.
Источник
|