В эксклюзивном интервью «Контрактам» генеральный директор компании Comfy Геннадий Вербиленко рассказал о том, как остановить поток контрабандной электроники в страну.
К: Геннадий Владимирович, почему сегодня бизнес призывает законодателя закрепить обязательное внедрение регистраторов расчетных операций (РРО)?
- Главная причина это борьба с незаконно ввезенным на территорию Украины товаром. Проще говоря, с контрабандой. И кассовые аппараты могут стать действенным инструментом борьбы с оборотом контрабанды в стране.
К: А как же таможенные органы? Они же призваны бороться с контрабандой в Украине…
- По моему глубокому убеждению, ввоз контрабанды невозможно побороть, исключительно таможенными барьерами. Этого нельзя сделать в принципе. Каких бы честных людей не ставила таможня на ответственные позиции, они все равно превратятся в коррупционеров, пока внутри страны есть огромный спрос на контрабандный товар. А пока будет существовать спрос, будет формироваться предложение – таков закон рынка. Какие бы решения не принимались на уровне государства, которые бы заставляли таможенников бороться с контрабандой, все равно найдутся способы ее ввоза в страну. Это показывает опыт последних 20 лет. Даже когда была внедрена программа «Контрабанда стоп», и государство сделало серьезный акцент на вопросе таможни, контрабанда все равно жила, только несколько увеличилась стоимость ее ввоза на территорию Украины. Нужно бороться с причиной, а не со следствием.
К: Но в чем причина такой «живучести» контрабандного товара?
- Дело в том, что определенный сегмент торговли может достаточно свободно обращать контрабандные товары внутри страны. А внедрение регистраторов расчетных операций может ощутимо снизить спрос на контрабанду.
Р: Но почему именно РРО способно победить контрабанду?
- Суть в том, что в Украине существует достаточно большой пласт бизнеса, прежде всего сотни интерент-магазинов, по продаже цифровой техники, который в силу действующих норм Налогового кодекса может не использовать регистраторы кассовых операций в процессе своей торговой деятельности. Это приводит к тому, что зачастую данные предприятия не ведут учет кассы по факту реализации товара. А если нет фискального чека - значит, нет необходимости иметь в наличии приходные документы на проданный товар. Этот сегмент бизнеса становится очень удобным каналом реализации контрабандного товара конечному потребителю.
К: Говоря «контрабанда», вы имеете в виду и товары, которые завозятся на территорию Украины по так называемым серым схемам?
- Не совсем так. Давайте определимся с понятиями. Есть «белый» товар. Он растаможивается на границе по полной стоимости, и импортер с него платит в госказну все налоги и таможенные сборы, в том числе и НДС. Также ранее существовали схемы «серого» ввоза. Они подразумевали процедуру "растаможки" на границе, но в инвойсе указывалась заниженная стоимость, соответственно, налоги уплачиваются не в полном объеме и, таким образом, снижалась себестоимость товара. С серыми схемами сейчас государство достаточно эффективно борется. Помогает в этом и Ассоциация импортеров, которая предоставляет в таможенные органы информацию о честной стоимости ввозимых товаров. Но это применимо только к той части продукции, которая проходит таможню и фиксируется на границе. Контрабанда вообще нигде не фиксируется. На нее нет инвойса. Появление этого товара на территории Украины никто не контролирует. Это и есть «черная» схема. Бороться с такой схемой государство пока эффективно не может.
К: Эти потоки существовали всегда. Почему именно сейчас этот вопрос встал так остро?
-Потому, что сегодня легальный бизнес стал еще более уязвим по отношению к торговцам контрабандой. При предыдущем правительстве бизнес работал следующим образом: импортеры завозили товары на территорию Украины в основном по заниженным инвойсам, используя легализованные прошлой властью так называемые «площадки-оптимизаторы», которые предоставляли приходные документы, отражающие реальную стоимость товара, и уже с этими «белыми» документами продавали товар в торговые сети для последующей реализации конечному потребителю. С точки зрения оптимизации налогов это выглядело примерно так: например, с полной таможенной стоимости товара нужно уплатить НДС в размере 20%. Документы от оптимизатора обходились импортеру в 10%, таким образом, себестоимость также снижалась на 10% . Такие правила игры были определены государством. Дистрибьюторы-импортеры конкурировали между собой, стараясь получить лучшие условия при ввозе товара. Выигрывал тот, кто мог дешевле купить документы у оптимизатора либо же протащить товар под шлагбаумом, но это уже черная схема без документов, а товар без документов невозможно поставлять в торговые сети, которые работают с РРО. Наше товародвижение и его учет абсолютно прозрачны, соответственно, на продаваемый через магазины товар должны быть приходные документы. Сегодня «серая» схема остановлена. Розничные сети получают товар от импортеров по цене, которая включает полную уплату НДС – 20%. Если раньше себестоимость товара для сетей была на 10% выше, нежели у контрабандистов, то теперь разница составляет все 20%! Таким образом, интернет-магазинам работать без использования РРО стало еще более выгодно и спрос на контрабандный товар в стране стремительно растет.
К: То есть себестоимость продаваемого товара легальными продавцами стала уже на 20% выше, чем у продавцов контрабанды?
- Совершенно верно. Хочу уточнить, речь идет исключительно о таких товарных группах, как смартфоны, планшеты, фотоаппараты и ноутбуки. Дело в том, что холодильники, телевизоры, стиральные машины и прочую бытовую технику с 2010-2011 годов в Украине продают одноименные торговые представительства компаний-производителей. Они сами ее завозят в Украину, растаможивают по честной цене и уплачивают налоги и сборы в полном объеме. Предоставляют торговым сетям товарные кредиты, обеспечивают сервис по гарантийным обязательствам - другими словами, стараются минимизировать выгоду от торговли нелегальным импортом их же товарами. Себестоимость такого товара для всех торговцев в Украине одинаковая. А вот многие производители смартфонов, фотоаппаратов, планшетов и ноутбуков позволяют закупать свой товар за пределами Украины и далее импортеры самостоятельно их завозят в Украину. При этом та часть товара, которая будет продана легальным ритейлерам, растамаживается в полной мере, а та часть, которую импортер планирует продать за черный нал интернет-торговцам, заезжает по контрабандной схеме на 20% дешевле.
К: Получается, что с начала года легальные торговые сети терпят убытки, продавая фотоаппараты, планшеты, ноутбуки?
- Эта товарная группа достаточно крупная – фактически около половины оборота. То есть нам сегодня фактически можно половину магазина закрывать. Потому что в этой товарной группе мы торгуем себе в убыток. Мы не можем поставить цену выше, чем в интернет-магазинах, и объяснить покупателю, что мы платим налоги. Покупатель выбирает товар там, где дешевле и правильно делает – это его право. Поэтому мы никогда не поставим цену выше. Товар ведь везде абсолютно одинаковый и ничем не отличается, разве что могут возникнуть вопросы с выполнением гарантийных обязательств, но сегодня покупатель не готов за это переплачивать. Вот и получается, что те, кто может торговать этим товаром без регистрации кассовых операций и продавать контрабанду, находятся на рынке в очень выгодном положении.
Необходимо отметить, что потери терпят не только легальные торговые сети, но и те производители, которые ведут честный бизнес самостоятельно, ввозя товары с полной уплатой налогов. Например, такие компании как SАMSUNG и LG даже вынуждены были полностью отказаться от поставок ноутбуков в Украину из-за невозможности конкурировать с контрабандой.
Но, в итоге, самые большие потери несет бюджет нашей страны, теряя в поступлениях от легального бизнеса.
Такое состояние дел явно не способствует улучшению инвестиционной привлекательности страны, ведь для бизнеса равные условия по уплате налогов даже более важны, нежели размеры налогов.
К: Какой выход из сложившейся ситуации вы видите?
- Законодательно закрепить обязательное использование регистраторов расчетных операций, т.е. кассовых аппаратов, для всех форм торговли, кроме предпринимателей - плательщиков единого налога, которые осуществляют свою деятельность на рынках. Такое решение - не панацея, но оно однозначно осложнит продажу контрабандного товара, в частности через великое множество интернет-магазинов.
К: Чем конкретно поможет широкое внедрение кассовых аппаратов?
- Предпринимателей обяжут фиксировать и учитывать реализованные товары, выдавая чеки покупателям. Их выручка станет официальной, а не «черной». Когда покупатель отдает курьеру наличные без чека, то именно за них потом закупается контрабанда. За официальную выручку приобрести контрабанду невозможно. Главное, что фискальный учет выручки вынуждает субъект хозяйствования иметь приходные документы на товар. Более того, сегодня у налоговой инспекции есть отличные возможности контроля над кассовыми аппаратами. Для этого разработано и внедрено качественное программное обеспечение, и данные о продажах в режиме реального времени уходят с кассовых аппаратов прямо в налоговую инспекцию. "Скрутить" кассовый аппарат сложно и накладно, поскольку их работа контролируется налоговиками в режиме онлайн.
Еще раз повторюсь – сам по себе кассовый аппарат не остановит котрабанду, но создаст существенные риски и дискомфорт для реализаторов нелегальгого товара.
Далее предстоит выводить из тени прямые карточные переводы и платежи наличными через почтово-логистических операторов, объединять таможенную и налоговую базу, контролировать склады импортеров на предмет нелегального товара. Но РРО – это то, с чего, на мой взгляд, нужно начинать.
К: Вы оценивали, как введение кассовых аппаратов может дополнительно пополнить госбюджет?
- Точной статистики контрабанды, как вы понимаете, не существует. По грубым экспертным оценкам, сегодня в тени находится порядка 30 млрд грн. Прямые потери от неуплаты НДС – 20%, плюс пошлины на некоторые категории товаров, по которым они определены законодательством. Вот и считайте…
К: Почему же решение по кассовым аппаратам до сих пор не принято, ведь ответ лежит на поверхности?
-Очевидно, чиновники опасаются «налогового майдана», ведь нужно принять непопулярные меры и обязать частных предпринимателей-упрощенцев использовать кассовые аппараты. Но ведь нужно отдавать себе отчет, что крупные онлайн-игроки – это не мелкие предприниматели. Даже большие интернет-магазины нередко используют оптимизационные схемы, прикрываясь частными предпринимателями-упрощенцами. Тогда, следуя логике чиновников, нужно просто согласиться с тем, что всем можно и дальше, по сути, воровать. Ну, тогда только и останется, что собирать по 5 грн на бронежилеты СМСками.
К: Какие надежды вы возлагаете на новый состав парламента?
- Мы надеемся, что эта Рада, которая кардинально отличается от предыдущей, будет работать во благо Украины и делать все, чтобы наполнялся госбюджет. Внедрение РРО уже даже было прописано в проекте коалиционного соглашения, но потом по какой-то причине оттуда исчезло. Очень хотелось бы понять эту причину. Европейская бизнес ассоциация уже направила письмо Президенту Украины по этому поводу.
К: Когда бизнес ожидает принятия решения по внедрению РРО?
- Мы очень надеемся, что это решение будет принято в текущем году, потому что подобные нововведения лучше внедрять с начала нового фискального года. Хочется верить, что новый парламент оправдает надежды представителей легального бизнеса. Конечно, если этого не произойдет, предприниматели постараются более аргументировано донести депутатам, почему такие изменения в Налоговый кодекс нужны сегодня, используя бизнес-ассоциации и общественные организации.
К: А единство в бизнес-среде в этом вопросе есть?
- Все без исключения легальные продавцы понимают, что эти нововведения просто необходимы. Это шаг к детенизации бизнеса. Инициатива по внедрению РРО поможет бизнесу установить прозрачные и равные конкурентные условия для ведения предпринимательской деятельности.
Источник.
|