Кассовая техника нового типа, которую бизнес обяжут вскоре внедрить, будет собирать для ФНС огромные массивы данных о рынке. Но эта секретная информация очень нужна торговым сетям, и они заранее просят к ней доступ.
После перехода торговли на новые кассовые аппараты «где-то» будет скапливаться уникальная информация о структуре и динамике потребительского рынка России, говорил на прошлой неделе на совещании в комитете Госдумы по экономической политике директор Союза независимых сетей (объединяет региональных игроков розничного рынка) Сергей Кузнецов. «И с точки зрения производителей, и с точки зрения торговых сетей это информация, которой нет цены», — указал Кузнецов. Но в законопроекте о новых кассовых аппаратах, который сейчас рассматривает Дума, порядок использования этой информации никак не определен, и кто будет ее хранителем, не указано, отметил представитель ретейлеров.
Информацию с новых онлайн-касс будет получать Налоговая служба; как и любая другая информация, поступающая от налогоплательщиков, она будет защищена режимом налоговой тайны, ответил ретейлерам начальник отдела контрольного управления ФНС Тигран Петросян. «Не мне вам рассказывать, как охраняется налоговая тайна — это уголовная ответственность», — добавил налоговик.
Но торговые сети очень заинтересованы в доступе к этим данным на обобщенной основе, и они предлагают снять с нее режим налоговой тайны, сказал РБК Кузнецов и подтвердил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет крупнейших российских ретейлеров) Илья Ломакин-Румянцев.
Игрокам рынка не нужно, чтобы эти сведения охранялись, — наоборот, речь идет о том, чтобы обобщенная информация о состоянии рынка могла распространяться «для целей развития, для экономических целей», считает Кузнецов. «Как только вы агрегируете данные по одному дню работы нескольких компаний, налоговая тайна исчезнет как дым, но это та информация, которая чрезвычайно нужна, например, производителям мяса», — объяснил он. Коллеги Кузнецова, также присутствовавшие на совещании, предложили ФНС открыть для анализа торговых данных специальный департамент.
«Налоговая служба могла бы это сделать», — поддержал ретейлеров председатель комитета Думы по экономполитике Анатолий Аксаков, назвав идею «полезной». Распространение ФНС аналитики о состоянии потребительского рынка — «вопрос обсуждения», согласился представитель ФНС.
Законопроект о переходе компаний и организаций на кассовые аппараты, способные в режиме онлайн передавать сведения о каждой продаже в ФНС, был внесен в Госдуму правительством в январе этого года, принят в первом чтении и готовится ко второму.
По примеру «Платона».
В обнародовании данных, которые через новые кассовые аппараты будут передаваться в налоговые органы, заинтересованы не только торговые компании, но и производители, говорит Ломакин-Румянцев из АКОРТ. Основываясь на информации о структуре продаж, ретейлеры смогут видеть реальные тренды, а производители смогут планировать объемы производства, пояснил он РБК. «Обработанный массив данных может быть даже платным, главное, чтобы он был обезличенным и утратил статус налоговой тайны», — говорит Ломакин-Румянцев. По его мнению, для организации процесса требуется одна дополнительная поправка в законодательство. «После того как в России появились частные операторы государственных платежей, эта практика может применяться и для данных, поступающих от торговых компаний», — предлагает собеседник.
Ранее правительство передало частной компании право собирать платежи за проезд по федеральным трассам большегрузных автомобилей (система «Платон», см. врез).
«Платон» не только для сбора налогов.
Система «Платон» позволяет собирать не только новые налоги, но и уникальные данные о дорожной ситуации в стране, считают Роман Горбачев и Надежда Мороз из Лаборатории волновых процессов и систем управления МФТИ.
Ключевая функция системы «Платон» — сбор налога на автотранспорт грузоподъемностью свыше 12 т за пользование федеральными трассами. На дорогах России появится около 2 млн транспондеров (приемо-передающих устройств), которые считывают информацию о перемещении грузовиков.
Но для ученых и аналитиков ценность системы состоит еще и в том, что полученные данные о передвижении грузовиков могут открыть новые способы управления дорожной ситуацией в стране и помочь изучить проблемы, которые обычно вызывает движение больших грузовиков на федеральных трассах.
Транспондеры и маршрутные карты составят детальную карту передвижений фур — при грамотной аналитике это может решить сразу несколько проблем. Так, полагают ученые, это позволит точнее прогнозировать урон дорожному покрытию (для его компенсации плату и ввели), оптимизировать логистические процессы, вводить ограничения скорости на нужных участках из-за интенсивного движения грузовиков и таким образом предотвращать ДТП.
У системы «Платон», считают Горбачев и Мороз, большой потенциал прогрессивного управления федеральными трассами страны.
Сегодня если и есть достоверная информация об объемах сегментов рынка, тенденциях и т.д., то собирают ее консалтинговые компании, например Nielsen, объясняет собеседник РБК в одной из крупных торговых сетей. За данные Nielsen, которая является монополистом на этом рынке, ретейлеры вынуждены платить «очень большие» деньги, в целом коммерческими исследованиями могут воспользоваться только крупнейшие компании, говорил РБК один из участников совещания в Думе. Данные же Росстата часто вызывают споры — есть подозрения, что в его данных есть погрешности, говорит один из собеседников РБК. «Если информация, поступающая в налоговые органы, в обработанном виде будет передаваться на коммерческой основе, хотелось бы, чтобы она была доступна всем игрокам, так как цифры продаж будут передавать все игроки», — добавляет источник. Пресс-служба Nielsen не ответила на запрос РБК, отправленный во вторник вечером.
«Сырые» данные.
Чиновник ФНС указывает, что инициатива может быть реализована силами самих игроков рынка: режим налоговой тайны со своих показателей каждая компания может снять самостоятельно, дав соответствующее разрешение, поясняет он. Согласно статье 102 Налогового кодекса налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике. Исключения составляют сведения, которые являются общедоступными, в том числе «ставшие таковыми с согласия» налогоплательщика.
Но смысл идеи ретейлеров в распространении обезличенной информации, возражает источник в крупной торговой сети.
В таком случае предложение игроков рынка не может быть реализовано в полной мере, говорит собеседник РБК в налоговой службе. Поскольку единого справочника товарных позиций в России нет, то налоговая сможет агрегировать данные только по выручке компаний на основе данных, которые будут поступать онлайн. «Каждая компания называет продукт по-разному в своей учетной системе. Данные по товарным позициям — это отдельная модель, которую надо разрабатывать», — говорит собеседник РБК. Он затруднился назвать сроки, когда это может быть сделано. При этом он считает, что вряд ли эти данные будут открытыми.
Раскрытие данных о продажах торговых сетей, естественно, может быть использовано недобросовестными участниками рынка: конкуренты смогут узнавать об успешных продажах какой-то из сетей и условно перекупить товары, считает руководитель юридического отдела АКГ «МЭФ-Аудит» Иван Чемичев. Но если информация будет обезличена, будет даваться как статистическая, но более развернуто, она может принести пользу, не исключает юрист. «Раз это нужно ретейлу, наверное, в этом есть необходимость. Мы часто видим на полках непроданные продукты, возможно, это [дополнительная информация о рынке] поможет ретейлерам более грамотно планировать закупки», — резюмирует он.
Светлана Бочарова, Анна Левинская, Яна Милюкова
|