Соблюдение требований к ККТ, а также порядка и условий ее регистрации и применения у организаций и индивидуальных предпринимателей контролируют налоговые инспекции. Такую проверку они могут провести как отдельно, так и в рамках выездной налоговой проверки. Подробнее об этом читайте в нашей статье, подготовленной экспертами Бератора.
Право проверить порядок применения налогоплательщиком ККТ дано налоговым органам статьей 7 Закона РФ от 21 марта 1991 года № 943-1.
Реализуя это право, инспекторы обязаны придерживаться правил, установленных Административным регламентом, который утвержден приказом Минфина РФ от 17 октября 2011 года № 132н.
Административным регламентом установлено, что срок исполнения государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации не может превышать пяти рабочих дней. Этот срок исчисляется с даты выписки поручения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции на исполнение государственной функции.
Следует иметь в виду, что выездная налоговая проверка налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) проводится налоговыми инспекторами в соответствии с Налоговым кодексом и имеет самостоятельный предмет проверки.
Проводимые налоговыми службами проверки применения ККТ также имеют самостоятельный предмет проверки. Ограничение на проведение такого мероприятия одновременно с проведением выездной налоговой проверки Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ не установлено (см. письмо Минфина России от 5 июля 2013 г. № 03-02-08/26094).
Значит, проверку применения ККТ налоговые инспекторы могут провести вместе с выездной налоговой проверкой.
Общий порядок проведения проверки.
Контролируя применение ККТ, налоговики должны соблюдать определенный Административным регламентом порядок действий:
- проверить выдачу кассовых чеков, бланков строгой отчетности, товарных чеков;
- предъявить фирме (предпринимателю) поручение на исполнение государственной функции;
- рассмотреть документы, необходимые для исполнения государственной функции;
- проверить соблюдение требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения;
- оформить результаты исполнения государственной функции.
Проверяя выдачу кассовых чеков, инспекторы приобретают товары (работы, услуги) и оплачивают их наличными или пластиковой картой. Так устанавливается факт оформления (неоформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
После этого инспекторы обязаны предъявить вам поручение на исполнение государственной функции и служебные удостоверения. Отметка об этом делается в поручении: ставится подпись представителя фирмы (предпринимателя), указывается его должность и дата предъявления поручения.
Если проверяемое лицо уклоняется от ознакомления с поручением или отсутствует, об этом инспекторами делается отметка в поручении.
Проверка кассовых документов.
После этого инспекторы приступают к рассмотрению необходимых им документов. К ним относятся:
- журналы и справки-отчеты кассира-операциониста;
- акты о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;
- журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККМ, работающих без кассира-операциониста;
- распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;
- контрольные ленты ККТ;
- информация из автоматизированной системы о выпущенных документах;
- сведения о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации;
- бланки строгой отчетности, их копии, корешки документов;
- карточка регистрации ККТ, ее паспорт;
- договор с центром технического обслуживания о технической поддержке ККТ;
- документация, связанная с приобретением, регистрацией, перерегистрацией, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации ККТ.
Предоставить проверяющим можно как оригиналы, так и заверенные должным образом копии. Требовать нотариального заверения копий документов инспекторы не имеют права.
Проверка аппарата.
После этого инспекторы приступают к проверке соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения.
Проверяющие изучат внешний вид ККТ, убедятся в наличии у нее корпуса, а также идентификационных знаков, марок-пломб, знака «Сервисное обслуживание» установленного образца. Проверят и соответствие внешнего вида применяемой модели ККТ внешнему виду ККТ, изображенному на фотографиях, прилагаемых к паспорту модели ККТ. Кроме того, инспекторы проверят соответствие заводских (паспортных) и регистрационно-учетных данных ККТ фактическим. В обязательном порядке проверяется также исправность ККТ.
Будет проверено, соблюдается ли срок хранения документов, связанных с применением ККТ и накопителей фискальной памяти.
Далее инспекторы убедятся в соответствии реквизитов, отпечатанных ККТ на кассовом чеке, перечню печатаемых этой моделью реквизитов, указанных в Государственном реестре, в качестве печати этих реквизитов, а также в возможности гарантированного выявления корректировки или фальсификации информации в чеке. Кроме того, будет проверено соответствие времени, отпечатанного на кассовом чеке, реальному времени.
Если фирма (предприниматель) использует бланки строгой отчетности, товарные чеки, квитанции, инспекторы проверят соответствие их реквизитов установленному перечню реквизитов для таких документов.
Непосредственно на месте установки ККТ будет проведена сверка фактического места установки ККТ с данными, зафиксированными в документах о ее регистрации.
В ходе проверки инспекторы могут получать от фирмы (предпринимателя) письменные объяснения, справки и сведения по возникающим у них вопросам. Они также имеют право на получение необходимых документов и их заверенных копий. При необходимости для участия в проверке привлекаются эксперты.
Результаты проверки.
Закончив проверку и выявив в ее ходе факты соблюдения (несоблюдение) проверяемым объектом требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, проверяющие составляют акт проверки в двух экземплярах. В нем указываются:
· дата составления акта проверки специалистами инспекции;
· полное наименование проверяемой организации либо фамилия, имя, отчество предпринимателя, ИНН, КПП и адрес;
· фамилии, имена, отчества, должности проверяющих инспекторов, наименование инспекции;
· дата и номер поручения на исполнение государственной функции;
· перечень документов, полученных инспекторами в ходе проверки;
· даты начала и окончания проверки;
· документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись их об отсутствии. При этом в описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.
По фактам нарушений, отраженным в акте проверки, проверяющие принимают от организации (предпринимателя) письменные объяснения, замечания и возражения. Запись об этом заносится в акт проверки.
Акт проверки подписывают инспекторы и проверяемое лицо. Если оно уклоняется от подписания акта проверки, этот факт отражается в акте, и он направляется фирме (предпринимателю) по почте заказным письмом.
Обнаружив нарушения, инспекторы должны составить протокол. Без этого документа суд признает результаты проверки недействительными.
В протоколе налоговики перечисляют найденные нарушения с кратким описанием обстоятельств проверки и доказательствами. Ими могут служить чеки, свидетельские показания и объяснения нарушителей. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствовавшими при проверке.
Налоговые инспекторы обязаны вручить вам копию протокола под расписку. В течение суток с момента составления протокола инспекторы передают его своему руководителю. Руководитель в 15-дневный срок решает, налагать ли штраф, и если да, то какой.
Постановление о наложении штрафа вступает в силу через 10 дней после его вынесения. В течение этого срока вы можете обжаловать его либо в вышестоящем налоговом органе, либо сразу в районном суде.
Если вы не обжаловали постановление, и оно вступило в силу, то вам дается еще 30 дней на добровольную уплату штрафа. Если вы этого не сделаете, руководитель налоговой инспекции направит постановление судебному приставу-исполнителю, чтобы тот взыскал штраф за счет имущества нарушителя.
Судебный пристав, получив постановление, в течение трех дней должен возбудить исполнительное производство. С этого момента он может принимать в отношении должника меры принудительного исполнения: арестовать и реализовать его имущество, изъять предметы, перечисленные в исполнительном документе, и т. п.
Ответственность по КоАП.
Ответственность за неприменение ККТ установлена в части 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). По этой статье фирму (предпринимателя) могут оштрафовать за неприменение ККТ и применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения. Эта же норма применяется, если фирма или предприниматель обязаны выдать по требованию покупателя (клиента) документ, подтверждающий прием денежных средств (товарный чек, квитанцию), но отказываются сделать это. За эти нарушения предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа. Штраф составляет:
· для фирмы – от 30 000 до 40 000 рублей;
· для должностных лиц или предпринимателя – от 3000 до 4000 рублей;
· для других сотрудников фирмы (например, кассира) – от 1500 до 2000 рублей.
Высший Арбитражный Суд (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 31 июля 2003 г. № 16) разрешил штрафовать по этой статье, если:
· фирма применяет ККТ, не зарегистрированную в налоговой инспекции (ст. 4 и 5 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ);
· фирма применяет ККТ без фискальной памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
· организация использует кассовую машину, у которой отсутствует пломба либо заметно, что пломба повреждена;
· кассир пробивает чек на меньшую сумму, чем ему заплатил покупатель.
По статье 14.5 КоАП РФ налоговики могут оштрафовать и в случае, если ККТ неисправна.
Согласно Положению по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждено постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. № 745), неисправной считается ККМ, которая:
· не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке обязательные для него реквизиты;
· не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную ленту или другие документы, предусмотренные техническими требованиями к ККМ и их фискальной (контрольной) памяти;
· не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к ККМ и их фискальной (контрольной) памяти;
· не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной (контрольной) памяти, необходимые для осуществления контроля налоговым органом;
· применяет прикладные программы, не допущенные Государственной межведомственной экспертной комиссией ККМ.
Там же установлено, что в правилах эксплуатации ККМ могут быть предусмотрены и другие неисправности, при наличии которых указанные машины не должны применяться.
Обратите внимание.
Если наличные были приняты в обход ККМ и не оприходованы в кассу, налоговики могут оштрафовать фирму или предпринимателя по одной из двух возможных статей: 15.1 или 14.5 КоАП РФ.
Статьей 15.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. Это уже другая ответственность и другие нарушения. Соответственно они являются предметом других неналоговых проверок налоговой инспекции.
Эти нарушения связаны с осуществлением расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности, несоблюдением порядка хранения свободных денежных средств и накоплением в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. За эти нарушения налагают административный штраф на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 рублей; на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей.
Обратите внимание.
Если фирма или предприниматель вместо ККМ используют другие средства кассовой техники (например, электронно-вычислительные машины, программно-вычислительные машины, программно-технические комплексы), то привлечь их к ответственности за неприменение ККМ налоговики не вправе.
Арбитражная практика.
Арбитражную практику по вопросам применения части 2 статьи 14.5 и статьи 15.1 КоАП РФ ФНС России письмом от 5 июня 2013 года № АС-4-2/10250 довела до сведения территориальных налоговых служб.
1. Если установлены факты некорректности значения криптографического проверочного кода (КПК) кассового чека, а также отсутствия информации о данном кассовом чеке на контрольной ленте ККТ, компанию привлекут к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 и части 1 статьи 15.1 КоАП РФ. Такая позиция Третьего арбитражного апелляционного суда содержится в постановлении от 3 августа 2012 г. по делу № А33-2096/2012. ВАС РФ ее поддержал определением от 13 ноября 2012 г. № ВАС-14289/12.
2. Невнесение в кассовую книгу записи о поступлении наличных денег в день их поступления является неоприходованием в кассу этих денежных средств. Такова позиция Межрайонной ИФНС России № 3 по Ленинградской области, которую поддержал Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 25 февраля 2013 г. по делу № А56-55039/2012.
3. Каждое обособленное подразделение организации, ведущее кассовые операции, должно соблюдать требование о ведении кассовой книги. Иначе фирма может быть привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 19 марта 2013 г. поддержал позицию Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области, выраженную в решении от 3 декабря 2012 г. по делу № А56-59643/2012. Речь шла об автозаправочных станциях (не наделенных функциями юридического лица, не имеющих положений о филиале или представительстве и не отраженных в уставе фирмы), ведущих кассовые операции.
Источник.
|