На конференции Центров технического обслуживания в Алматы принято решение о создании Ассоциации ЦТО
Напомним, с 1 июля 2015 года в Казахстане вступила в силу норма об обязательном применении контрольно-кассовых машин (ККМ) с функцией передачи данных. Предприниматели бурно отреагировали на эту реформу. Бизнес-сообщество выразило мнение, что ее необходимо отсрочить. Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» неоднократно поднимала этот вопрос, выступая посредником между бизнесом и властью. На площадке НПП состоялось множество заседаний, в результате которых было принято решение дать предпринимателям переходный период, и госорганы пообещали пока не штрафовать тех, кто не соблюдает новый закон.
Теперь два крупнейших поставщика ККМ Online в Республике Казахстан - ГК «ПОРТ» и компания «Вайя-КА» организовали конференцию, в которой приняли участие представители Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, Оператора фискальных данных - АО «Казахтелеком», крупных ритейлеров РК и налогоплательщиков, использующих в своей работе ККМ Online, а также представители Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». Цель проведения мероприятия - консолидация общих усилий всех участников рынка, связанных с контрольно-кассовыми машинами с функцией передачи данных, для создания цивилизованного рынка по дальнейшему продвижению проекта ККМ Online в РК. Для решения этих задач и решено создать общую отраслевую Ассоциацию.
Как отметил директор компании «ПОРТ» Олег Лукин, идея создания независимой ассоциации Центров технического обслуживания по обслуживанию ККМ не нова. В 1998 году была создана, она называлась НАЦУН. Эта организация в активной своей фазе проработала довольно долго и плодотворно. Самым главным ее достижением было то, что между ЦТО и Налоговым комитетом на тот момент было установлено четкое взаимодействие и прописаны все нормы и правила, регламентирующие работу ЦТО.
«После этого было несколько попыток создать подобные ассоциации, но пока они не привели к объединению всех ЦТО. А объединение это необходимо сейчас как никогда. Глобально меняются законодательство и отношение государства к фискальной политике, и к кассовой технике, в частности. Уже больше года прошло с момента введения в действие нового закона, обязывающего отдельные группы налогоплательщиков применять кассовые аппараты с функцией передачи данных. В процессе реализации этой нормы основная масса работы легла на плечи ЦТО, которым, кроме продажи непосредственно ККМ, пришлось проводить разъяснительную работу среди налогоплательщиков. При этом часто эта работа велась на уровне догадок, так как перед самими ЦТО, ни КГД, ни АО «Казахтелеком», выступающему в роли оператора фискальных данных, не поставили четких задач и не установили конкретных правил», - отметил он.
В результате, по словам Лукина, на сегодняшний день у ЦТО накопилось много вопросов во взаимоотношениях с КГД и Оператором фискальных данных с одной стороны, и с налогоплательщиками , с другой. «Нужен объединяющий орган всех ЦТО Казахстана, который соберет все вопросы и проблемы ЦТО, возникающие в процессе взаимоотношений с КГД, ОФД и налогоплательщиками и будет стараться эти вопросы решать», - заключил он.
Этого же мнения придерживается и директор ТОО «Вайя-КА» Галина Долтес. «Вопрос создания единой, независимой организации ЦТО очень актуален. От правильной работы кассовой техники напрямую зависит собираемость налогов. А это значит, что должны быть установлены четкие и понятные взаимоотношения между КГД и ЦТО. Когда-то эти правила были, но сейчас почему-то КГД считает, что ответственность и работа ЦТО не настолько важна. Прошедший год показал, что это не так. От правильности и согласованности работы всех ЦТО зависит продвижение в жизнь новой кассовой политики. А в новых реалиях, когда в процесс взаимоотношений между КГД и налогоплательщиком добавился Оператор фискальных данных, роль ЦТО только увеличилась», - сказала она.
По словам Долтес, начальный этап внедрения ККМ с функцией передачи данных показал, что расчеты на то, что каждый налогоплательщик может зайти в систему и поставить на учет или снять с учета ККМ самостоятельно, не оправдались. Компьютерная грамотность основной массы МСБ очень низкая. В связи с этим вся работа по регистрации, активации ККМ, создания личного кабинета на сервере ОФД и т. д., легла на плечи ЦТО. Кроме того, работникам ЦТО пришлось самостоятельно, часто имея очень скудную информацию, изучать работу как новой кассовой техники, так и работу всего бизнес-процесса, связанного с ККМ Online. Данная конференция показала, сколько вопросов накопилось у ЦТО и к КГД, и к АО «Казахтелеком», как оператору фискальных данных (ОФД).
«Не меньше вопросов, чаще технических, возникает и к нам как к поставщикам кассовой техники. Все это происходит из-за того, что пока нет понятной, согласованной политики между всеми участниками данного процесса, нет единой базы знаний как по техническим, так и по правовым вопросам. Поэтому большинство ЦТО понимает, что сейчас как никогда нужно объединиться в Ассоциацию и решать насущные вопросы совместно. Как никогда нужны единые и понятные правила действий. Нужно навести порядок и в самих рядах ЦТО для создания предпосылок для здоровой конкуренции, к которым нужно установить какие-то единые требования и регламенты со стороны государственных органов, раз ЦТО является отдельным звеном в цепочке фискальной политики», - заявила она.
По итогам дебатов на конференции большинством голосов принято решение о создании отраслевой независимой Ассоциации Центров технического обслуживания (ЦТО) Республики Казахстан.