ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об оценке регулирующего воздействия
на проект постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2014 году эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения»
Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктами 26, 27 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 (далее – Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2014 году эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения» (далее – проект акта), подготовленный и направленный Минфином России (далее – разработчик) для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия (далее – заключение), и сообщает.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения в соответствии с Правилами впервые. В соответствии с проектом акта предполагается участие организаций и индивидуальных предпринимателей на добровольной основе в эксперименте по совершенствованию порядка регистрации и применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее – эксперимент), в рамках которого будет реализована технология передачи в адрес налоговых органов информации о расчетах.
Проектом акта предусматривается утвердить Положение о проведении в 2014 году эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения (приложение № 1 к проекту акта) (далее – проект Положения) и Требования к контрольно-кассовой технике, используемой в эксперименте по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, порядок и условия ее регистрации и применения, а также порядок включения в Государственный реестр контрольно-кассовой техники моделей контрольно-кассовой техники для использования в эксперименте (приложение № 2 к проекту акта) (далее – проект Требований).
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://regulation.gov.ru/orventer/project_npa.html?point=view_project&record_id=11715&stage=3&stage_id=8105. В пункте 2.1 сводного отчета разработчиком указаны сведения о средней степени регулирующего воздействия проекта акта. Согласно пунктам 16.2 и 18.2 сводного отчета указано, что разработчиком принимались предложения:
- в связи с размещением уведомления о подготовке проекта акта в срок с 23 января 2014 г. по 7 февраля 2014 г.;
- в связи с проведением публичного обсуждения проекта акта в срок с 26 февраля 2014 г. по 27 марта 2014 г.
По результатам оценки регулирующего воздействия предлагаемое проектом акта регулирование может быть поддержано. Вместе с тем, разработчиком не выявлены в полном объеме риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий (пункт 12 сводного отчета).
1. Так, согласно пункту 5 проекта Положения определяется, что участниками эксперимента являются ФНС России, операторы фискальных данных – уполномоченные ФНС России организации, обеспечивающие передачу информации о расчетах в адрес налоговых органов, а также организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, подтвердившие свое согласие на участие в эксперименте.
Вместе с тем, не устанавливаются критерии отбора организаций, которые будут уполномочены ФНС России выступать в качестве операторов фискальных данных, а также не определены требования к операторам фискальных данных, их права, обязанности и ответственность, а также их примерное количество, необходимое для проведения эксперимента. Полагаем, указанные недостатки проекта акта могут повлечь препятствия и ограничения для организаций, желающих принять участие в эксперименте в качестве операторов фискальных данных, а также повлиять на итоги эксперимента.
2. Пунктом 4 проекта Положения предполагается установить проведение эксперимента на добровольной основе. В соответствии с пунктом 6 проекта Положения предусматривается, что в целях участия в эксперименте ФНС России, ее территориальные органы и подведомственные организации определяют организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты и состоящих на учете в налоговом органе на территории субъектов Российской Федерации, определенных для проведения эксперимента, в качестве налогоплательщиков (далее – организации и индивидуальные предприниматели). В случае согласия участвовать в эксперименте организация или индивидуальный предприниматель в десятидневный срок с момента получения уведомления ФНС России, ее территориального органа или подведомственной организации об участии в эксперименте письменно подтверждает такое согласие (пункт 7 проекта Положения).
Вместе с тем, обращаем внимание, что «подведомственные организации» не указаны в пункте 5 проекта Положения в качестве участников эксперимента, в связи с чем неясно включение «подведомственных организаций» в процедуру отбора организаций и индивидуальных предпринимателей для проведения эксперимента.
Кроме того, представляются неясными критерии отбора организаций и индивидуальных предпринимателей для проведения эксперимента, а также действия организаций и индивидуальных предпринимателей и последствия для них, в случае их несогласия принять участие в эксперименте. Считаем, что указанные недостатки проекта акта ставят под сомнение добровольный принцип участия в эксперименте.
Также представляется целесообразным утвердить проектом акта типовую форму уведомления ФНС России о проведении эксперимента.
3. В соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 3 проекта Требований предусматривается, что контрольно-кассовая техника, применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна иметь фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту, физически расположенные у оператора фискальных данных, обеспечивать передачу через оператора фискальных данных отражаемой на кассовом чеке информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт в электронном виде в адрес налоговых органов.
Однако, наряду с данными вводимыми требованиями в проекте акта не проработаны вопросы обеспечения защиты каналов передачи фискальных данных, сохранности и достоверности таких данных, соблюдения оператором фискальных данных налоговой тайны в отношении доступных ему фискальных данных. С учетом изложенного, велики риски утечки, искажения данных.
4. Кроме того, следует отметить, что в сводке предложений, поступивших в связи с проведением публичного обсуждения проекта акта (далее – сводка предложений), разработчиком не представлены убедительные аргументы в связи с отклонением ряда предложений, поступивших от участников публичных обсуждений. В частности, разработчиком не указаны причины отклонения замечаний участников публичных обсуждений в отношении отсутствия в проекте акта положений, устанавливающих механизм и критерии оценки результатов эксперимента, а также определяющих показатели эффективности, при выполнении которых эксперимент может быть признан успешным. Полагаем, что указанные вопросы нуждаются в дополнительной проработке.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете и сводке предложений, Минэкономразвития России сделан вывод, что в случае учета замечаний, изложенных в настоящем заключении, проект акта не будет содержать положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Источник
|