В Петербурге при поддержке Комитета по транспорту и представителей крупных таксопарков начались полицейские рейды по выявлению так называемых «бомбил». Нелегалов штрафуют на серьезные суммы и изымают у них автомашины. Рейды против нелегальных таксистов проводятся по одной схеме: полицейские или их помощники выступают пассажирами и просят случайных водителей привезти их в определенное место, где их ждет засада из сотрудников комитета по транспорту, ОМОНа и журналистов. В воскресенье для засады была выбрана площадка возле Балтийского вокзала. Репортер Piter.tv стал свидетелем задержаний водителей самых разных машин – от «мазды» до «волги». Во всех случаях водителей, рискнувших подвезти пассажира за деньги, обвиняли в отсутствии лицензии. За это нарушение у водителей отбираются документы на машину, сама машина отправляется на штрафстоянку до суда, а в суде водителя ожидает штраф в 5 тысяч рублей, если его просто поймали на перевозке пассажира, и в 10 тысяч рублей, если на машине нарисованы шашечки или стоит желтый фонарь. При этом полицейские признают, что машина может быть изъята на срок в несколько месяцев и все время, пока она будет стоять на штрафстоянке, владельцу придется оплачивать. Точные расценки назвать не смог никто – полицейские говорили о 150 рублях в день, водители эвакуаторов называли вдвое большие суммы. В результате водитель старенькой «волги» Григорий Ованесян, задержанный в ходе сегодняшнего рейда и работающий охранником-кинологом в университете, за сегодняшнюю попытку подработать может заплатить 15-20 тысяч рублей – если сложить все ожидаемые расходы.
А водителю нового «оппеля» Ринату Гуссейнову придется раскошелиться на много большую сумму. Во-первых, у него установлен незаконный желтый фонарь на крыше (плюс 5 тысяч к штрафу), а во-вторых, он является зарегистрированным частным предпринимателем (плюс 50 тысяч к штрафу).
Начальник отдела контроля административного делопроизводства комитета по транспорту Константин Кочеров считает подобную атаку на мелких перевозчиков своевременной и адекватной. Он говорит о необходимости цивилизованного рынка и напирает на простоту и дешевизну процедуры легализации таксистов. Чиновников и полицию поддерживают представители крупного бизнеса. Генеральный директор группы компаний «Такси 6000000» Алексей Эвентов настолько не любит мелких конкурентов, что не ленится лично участвовать в подобных рейдах и даже помогает полиции с подставными пассажирами. Эвентов уверен, что подобные рейды помогут цивилизовать рынок такси в Санкт-Петербурге.
При этом директор обратил внимание, что даже легализация таксистов не привела к улучшению качества обслуживания пассажиров такси в Пулково – там, по его мнению, даже легальные таксисты ведут себя как нелегальные, употребляют спиртные напитки, дерутся за пассажиров и вообще «больше напоминают бандитскую группировку, чем коммерческую структуру». Заместитель начальника Центра по борьбе с правонарушениями в сфере транспорта Андрей Умнов также настаивает о том, что городские власти должны продолжать борьбу с нелегальными перевозчиками вплоть до их полного искоренения. Кроме того, по его мнению, может увеличиться количество уголовных дел, возбуждаемых в отношении нелегалов по 238-й статье уголовного кодекса – «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». На сегодняшний день в Петербурге прошли все бюрократические формальности примерно три тысячи частных таксистов и 700 таксомоторных компаний. Чтобы избавиться от преследований чиновников и полиции, частник должен заплатить единовременно 30-50 тысяч рублей за подготовку машины (например, перекраску и наклейку специальных цветографических схем), и еще примерно 3-5 тысяч рублей платить каждый месяц крупным таксомоторным компаниям за процедуру технического и медицинского предрейсового осмотра. Кроме того, частник должен будет раскошелиться на оплату специальным компаниям за ежегодное обслуживание кассового аппарата, а также на налоги и другие поборы. Неудивительно, что многие наблюдатели сейчас утверждают, что закон был принят лоббистами крупного бизнеса в интересах больших таксомоторных компаний, и его реализация приведет к удорожанию услуг такси, но не улучшит качество и безопасность перевозок. Впрочем, другие наблюдатели полагают, что доминирование крупных таксомоторных компаний повысит качество услуг и сохранит конкурентную среду, что не позволит участникам рынка бесконтрольно повышать цены.