Российскому ретейлу регулярно приходится сдавать сложные экзамены: в прошлом году владельцев бизнеса проверяла на прочность ЕГАИС в рознице и обязательная маркировка меховых изделий, а в этом им пришлось столкнуться со свежими изменениями в ФЗ-54. Кто сдаст новый тест на пятерку, во сколько обойдется соответствие закону и как от изменений выиграют налоговая и обычные покупатели?
Что за изменения принес ФЗ-54.
Наверняка многие из вас неоднократно читали пестревшие в СМИ заголовки про онлайн-кассы и даже знают, что теперь российские магазины обязаны в режиме реального времени уведомлять Федеральную налоговую службу (ФНС) РФ о каждом пробитом чеке. Но давайте разберемся чуть подробнее, почему и как была внедрена эта новая обязанность для бизнеса.
12 июля 2016 года свет увидели поправки в закон ФЗ-54 «О применении контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Они коснутся всех ретейлеров, включая даже тех, кто раньше работал по упрощенной системе налогообложения. Мало кто знает, что самой инициативе уже не один год, а эксперимент по онлайн-передаче данных в налоговую проходил в конце 2014 — начале 2015 года. В нем участвовали несколько ретейлеров в качестве тестировщиков системы и ряд интеграторов, оборудование и ПО которых передавали данные о продажах в онлайне. Впрочем, результаты эксперимента не были широко обнародованы (но по заявлениям ответственных лиц были признаны успешными). В настоящее время сайт эксперимента недоступен, однако в кеше сохранилась история. К слову, во время проведения теста форум проекта тщательно охранялся от негативных отзывов — в частности, у нас сохранен скриншот как минимум одного отрицательного мнения, которое впоследствии было удалено. Сегодня цель эксперимента становится вдвойне неясной, поскольку техническая организация передачи данных в налоговую в его рамках и той, что построена сейчас, различаются кардинально.
В 2016 году, после того как поправки в ФЗ-54 были официально утверждены, начался еще один тестовый период — желающие ретейлеры могли добровольно опробовать организацию работы по новым правилам. Согласились немногие, большинство владельцев бизнеса решили подождать, когда появится техническая база к закону. Ведь, как это часто бывает, несмотря на то, что поправки были приняты, многие важные подробности передачи онлайн-данных в налоговую оставались не разъясненными. Однако ажиотаж и нервозность на рынке начали нагнетать некоторые интеграторы. Это привело к тому, что фискальные накопители, без которых невозможно соответствие ФЗ-54, в регионах начали продаваться значительно дороже рекомендованной стоимости. А потом и вовсе их стало не хватать на всех желающих. Нагнетание обстановки интеграторы поясняли тем, что поправки к закону официально начинали действовать с 1 февраля 2017 года.
Однако фактически нужно было понимать, что с 1 февраля просто под запретом оказывалась регистрация в налоговой кассовой техники старого образца. При этом магазины без каких-либо проблем могли пользоваться устройствами, зарегистрированными ранее.
А вот к 1 июля 2017 года действительно стоит готовиться — начиная с этого дня старой ККТ пользоваться будет уже нельзя, на смену ей в обязательном порядке должна прийти модернизированная техника. Это требование не коснется индивидуальных предпринимателей, работавших ранее по упрощенной системе налогообложения. Также не стоит беспокоиться владельцам обувных мастерских и мастерских по изготовлению ключей, продавцам собственноручно изготовленных изделий народных промыслов или художественных промыслов и арендодателям, сдающим собственное жилье.
Магазинов, проигнорировавших требования ФЗ-54, что неудивительно, ждут штрафы: минимальный составит 30 000 рублей, а особо злостные нарушители могут столкнуться даже с приостановлением деятельности на срок до 90 суток. Последний этап внедрения изменений состоится 1 января 2018 года — с этого времени станут обязательными электронные чеки, которые будут являться аналогом бумажных чеков и иметь ту же юридическую силу.
Как изменится работа магазинов.
От общих слов о законе перейдем, так сказать, к матчасти и разберем, а что же изменится в кассовом оборудовании и работе магазинов?
В рамках поправок к ФЗ-54 закон вводит два незнакомых ранее ретейлерам понятия:
- электронная контрольная лента защищенная (ЭКЛЗ) меняется на фискальный накопитель (ФН);
- появляется оператор фискальных данных (ОФД) — звено, передающее информацию от ККТ в Федеральную налоговую службу РФ (ФНС).
То есть теперь магазинам придется пользоваться контрольно-кассовой техникой, в которой вместо ЭКЛЗ, фиксирующей информацию о продажах, будет стоять фискальный накопитель, передающий данные в ФНС. А оператор фискальных данных, которым может стать российская организация, получившая соответствующее разрешение от государства, предоставляет такую услугу. Конечно, при условии, что магазин оснащен выходом в интернет.
Последний пункт вызвал много обсуждений — действительно ли вся территория РФ охвачена стабильным интернетом, который позволит передавать онлайн данные в ФНС. Однако практика показывает, что не все так уж плохо в нашей стране с доступом к всемирной паутине. К тому же власти предусмотрели возможность трехдневной задержки передачи данных. Считается, что уж этого времени точно должно хватить, чтобы даже самый медленный интернет уведомил ФНС о совершенных в магазине покупках.
Итак, получается, что ретейлеру предстоит модернизировать установленную в магазине ККТ (это обойдется примерно от 7 до 15 тысяч рублей в зависимости от используемой модели ККТ, в расчет стоимости включены работы и ФН), научить кассовое ПО работать с новым оборудованием (минимально эта доработка потребует не менее двух недель), заключить контракт с ОФД (еще 3 тысячи рублей в год), подключить магазин к интернету (тут расценки зависят от конкретного региона). Итого получается, что соответствие требованиям ФЗ-54 обойдется в сумму от 10 тысяч рублей за одно рабочее место.
Как это работает.
Теперь давайте рассмотрим работу магазина по новым правилам ФЗ-54 не со стороны нового или модернизированного оборудования, а с точки зрения кассового ПО. Чтобы не быть голословными, сделаем это на примере фронтального решения «Профи-Т», уже адаптированного под изменения в законе. Фактически работа кассовой программы происходит следующим образом: продавец оформляет в ней покупку, сканируя товары, информацию о них — наименование, налоговую ставку, скидки/наценки, стоимость за единицу (потоварно) — софт передает на модернизированное ККТ для печати чека. А уже это устройство, в свою очередь, направляет все эти данные в налоговую. При этом кассовый чек содержит уникальный фискальный признак документа, который формируется с использованием фискального накопителя.
В связи с изменениями закона разработчикам пришлось вносить ряд важных изменений в ПО, чтобы оно было способно выполнить все требования ФЗ-54.
Поскольку существует не один вариант контрольно-кассовой техники, софт пришлось научить поддерживать большинство оборудования, вошедшего в реестр налоговой. Соответственно, интегрировать его с каждым из них. Это логичный шаг, поскольку ни один разработчик ПО не имеет права (да что уж там, это откровенно проигрышный вариант) навязывать клиенту какое-то определенное оборудование или услуги — ретейлер должен сам решить, что использовать для реализации бизнес-процессов.
Второй важный шаг — сделать так, чтобы кассовое ПО могло выводить на печать чеки нового вида. Изменения в ФЗ-54 привнесли в фискальный документ ряд параметров: например, в нем должна указываться ставка НДС, которая может быть разной для конкретных товаров: для одних — 0%, а для других — 18%. И софт должен внести ее в чек для передачи данные в режиме онлайн в ФНС.
В очередной раз с неудобствами могут столкнуться ретейлеры, использующие зарубежный софт. Как показывает практика, его разработчики не всегда успевают вовремя разобраться в тонкостях меняющегося российского законодательства и внести изменения в ПО. Более того, некоторые считают перемены незначительными и могут отложить на время доработки. Кроме того, часто на рынке возникают прецеденты, когда иностранные разработчики за внесение необходимых российским ретейлерам изменений в софт просят дополнительную оплату, которая, учитывая курс валют, может вылиться в существенную сумму.
Третий важный момент — разработчики кассового софта должны предусмотреть наличие различных email или SMS-шлюзов для доставки электронных копий чеков на телефоны покупателей и электронные адреса.
Добровольно не значит удачно.
Несмотря на то, что поправки к ФЗ-54 начали действовать с 1 февраля 2017 года, ряд ретейлеров решили заранее попробовать работать по новым правилам. Так, пилотный эксперимент у себя провела одна из крупных торговых сетей. Поддавшись царившему на рынке ажиотажу, она установила в своих магазинах новые ККТ и попробовала работать на них. В результате в рамках эксперимента ретейлеру несколько раз приходилось возвращать старые ККТ, информация не всегда отправлялась в сторону ОФД и не все данные отображались в чеке корректно (согласно требованиям закона). При этом кассиры делали замечание в сторону замедления работы — это было связано с периодическими зависаниями как на стороне ККТ, так и на стороне ПО.
Большинство же российских ретейлеров предпочли дожидаться, когда техническая база к закону станет более прозрачной, а сроки обязательной регистрации ККТ по новым правилам — ближе. Параллельно некоторые надеялись на то, что законодатели пересмотрят старт действия закона и продлят переходный период. Подобное желание они объясняли не только явной нехваткой фискальных накопителей в стране, которые, к слову, производит одна-единственная компания, но и малым количеством официально одобренных государством исполнителей.
Дело в том, что заменой и модернизацией ККТ должны заниматься интеграторы, официально входящие в специальный реестр ФНС. Для этого их техника должна преодолеть две экспертизы:
- «Оценка влияния моделей ККТ на выполнение установленных требований к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных»;
- «Соответствие моделей контрольно-кассовой техники требованиям законодательства РФ о применении ККТ».
В конце 2016 года существовал небольшой тестовый период времени, когда в реестр могли войти все желающие интеграторы. Однако они лишь отсрочили свою участь: в ближайшем будущем им также придется преодолевать обе экспертизы. Пока же практика показывает, что не протестированное должным образом оборудование отказывается выполнять все требования, поставленные государством перед ретейлерами — с ошибками передает данные в налоговую, печатает неправильные документы.
В чем выгода?
Пожалуй, главный вопрос, касающийся ФЗ-54, заключается в одном: какой смысл было внедрять эту сложную схему? Ответ на него можно получить, лишь рассмотрев три угла пирамиды.
1. Налоговая. Тут все понятно — ФНС старается вывести из тени «серых продавцов», беря по контроль цепочку продаж. При этом она уменьшает количество налоговых проверок, что полезно как самим сотрудником госслужбы, так и ретейлерам.
2. Ретейлеры, несмотря на множество неудобств, с которыми им придется столкнуться, также получают ряд преимуществ:
- они смогут самостоятельно регистрировать ККТ через личный кабинет на сайте ФНС, не тратя времени на поездку в налоговую;
- с владельцев ККТ не будут больше требовать наличия договора с центром технического обслуживания (ЦТО) — договор с ним можно будет заключить только при желании ретейлера;
- заменять фискальный накопитель можно будет самостоятельно (1 раз в 13 месяцев для всех ретейлеров, 1 раз в 36 месяцев — для тех ретейлеров, которые раньше работали без ККТ);
- индивидуальные предприниматели на ЕНВД и патентной системе налогообложения смогут получить налоговый вычет в части произведенных расходов на приобретение онлайн-кассы (при условии ее регистрации в 2018 году).
Третьим углом выступают покупатели. Надо сказать, что их переход на онлайн-кассы затронет минимально. Главным изменением для них является то, что теперь появляется понятие «электронный чек». Он будет аналогом распечатанного фискальным регистратором бумажного чека и иметь ту же юридическую силу. Соответственно, будет проще оформить процесс возврата покупки. Получить электронный чек можно будет двумя способами: либо на email-адрес, либо на мобильный телефон. Однако в ФЗ-54 есть уточнение, что сделать это можно при условии, что магазин имеет такую техническую возможность. Если речь идет о небольшой торговой точке формата «у дома», где установлена одна-единственная касса, вряд ли у нее будет клавиатура с символом @, а значит, кассир физически не сможет набрать на ней адрес электронной почты.
Также покупатель сможет изучить электронный чек в личном кабинете ФНС — для этого нужно будет установить на смартфоне официальное мобильное приложение, с помощью которого отсканировать QR-код бумажного чека.
Однако далеко не факт, что эти услуги будут популярными. Первая несет дополнительную финансовую нагрузку на ретейлера: ведь ему придется оплачивать возможность отправки электронного чека на телефон покупателя. А вторая неудобна для клиентов магазина — далеко не факт, что они захотят устанавливать еще одно приложение, которым вряд ли будут ежедневно пользоваться.
ФЗ-54 в других странах.
Не стоит думать, что Россия, утвердив закон об онлайн-кассах, стала таким уж новатором. Подобные внедрения функционируют с 2005 года в Южной Корее, с 2008 года — в Швеции, с 2010 года — в Канаде, с 2013 года — в Хорватии. А в 2015 году подобный опыт получил и Казахстан. Там аналогичная система была внедрена положениями главы 90 Налогового кодекса Республики Казахстан.
Сначала (с 1 июля 2015-го) нововведения затронули предпринимателей, осуществляющих на территории Казахстана оптовую и (или) розничную реализацию бензина (кроме авиационного), дизельного топлива, алкогольной продукции. С 1 января 2016 года к ним присоединились индивидуальные предприниматели и юридические лица, реализующие, в частности, лесоматериалы, строительные материалы, сантехническое, водопроводное и отопительное оборудование, аудио- и видеотехнику, бытовые электроприборы, мебель. Тогда же данные в налоговую в режиме онлайн начали передавать гостиницы, рестораны, салоны красоты, кинотеатры.
Главные отличия казахской от российской системы заключаются в том, что там работает только один ОФД, передача данных осуществляется посредством специального ПО через созданную под закон информационную сеть. А получить к ним доступ можно только в аккредитованном ЦТО.
В Казахстане не пришлось модернизировать технику — всю работу по передаче данных в ОФД выполняет ПО. Если подробнее говорить о работе казахского кассового софта, то она организована следующим образом: кассир вводит в ККТ сумму полученной от покупателя наличности, эти данные отправляются на сервер ОФД, где чеку присваивается контрольный номер. Он отправляется обратно в магазин и указывается в чеке, который после этого отправляется на печать и выдается покупателю.
Поправки к российскому ФЗ-54 только начинают полноценно входить в жизнь российских ретейлеров. Как и любой новый закон, они поначалу несут в себе ряд неудобств. Однако, как показывает практика, все трудности можно если не избежать, то существенно сгладить, начав заблаговременно готовиться к нововведениям и учитывая специфику бизнеса, чужие ошибки и накопленный опыт.