Число закрытых петербургских магазинов в этом году существенно превысит количество открытых. Главная причина — в уходе целого ряда крупных игроков продовольственной розницы. В 2020 году этот разрыв еще будет компенсирован, но в долгосрочной перспективе расширения розницы можно больше не ждать, считают эксперты. В этом смысле Петербург «пошел по пути США», добавляют они.
Последний удар
По предварительным итогам года, которые подвел Knight Frank St Petersburg, количество открытий и закрытий в Петербурге оказалось одинаковым — 872 магазинов. Однако эта предварительная статистика не учитывает закрытия более 200 магазинов, которыми управлял ТД «Интерторг». Последним днем их работы был четверг, 19 декабря. Вместе с ними по итогам года Петербург не досчитается более 1 тыс. магазинов.
Ослабевшие продовольственные ретейлеры внесли существенный вклад в отрицательную динамику. В начале года закрыла последний розничный магазин «Диета-18», в первом полугодии прекратили существование продуктовые магазины «Полушка», «Лайм» и «Всенародный» холдинга «Продовольственная биржа».
По данным Maris | Part of the CBRE Affiliate Network, в 2019 году закрылись также одежные сети Next и Karen Millen — обе компании приняли решение покинуть Россию. Прекратила существование и сеть магазинов цифровой техники «КЕЙ» (была поглощена DNS). За год в три раза сократил свою сеть «Красный куб».
Продавцы одежды возвращаются на улицы
Что касается открытий в стрит-ретейле, то здесь первенство перешло одежным сетям. «Если в 2018 году в структуре новых операторов лидировал сегмент общественного питания — 7 точек (на рынок вышли сети Hard Rock Café, Skuratov Coffee, Black Star Burger, «Лепим и варим», «Раковая»), то в текущем году лидерство перешло к fashion-сегменту», — говорит Ольга Убушиева, старший аналитик департамента исследований Colliers International. По ее словам, в этом году дебютировали в Петербурге 20 новых брендов, из них половина — российские.
В числе новых имен fashion-сегмента Ольга Убушиева называет российские Akhmadullina Dreams, Yulia Prokhorova Beloe Zoloto, «Олант» и иностранные Twinset, TUMI, Chanel (косметика), Boggi Milano. Также до Нового года успел открыться магазин екатеринбургской сети «Золотое Яблоко», который называют знаковым в своем сегменте.
В следующем году тенденция продолжится. Компания Inventive Retail Group анонсировала запуск розничной сети The North Face в России. Первый магазин под этим брендом начнет работу в Петербурге, в ТРК «Галерея», рассказали в пресс-службе компании.
Смена парадигмы
«В краткосрочной перспективе разрыв между закрытыми и открытыми магазинами удастся преодолеть, рынок в России и Петербурге еще растет, несмотря на кризис, проблемы с потребительским спросом. На месте крупных объектов открываются несколько мелких, поэтому в следующем году отрицательную динамику удастся компенсировать», — уверен Иван Федяков, генеральный директор INFOLine.
Однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе новых открытий будет все меньше, ожидает он: «Мы постепенно пойдем по сценарию США, где в этом году отрицательный рекорд — новых магазинов не открывается, а действующие закрываются из-за смены самой парадигмы ретейла: ухода потребителей в онлайн, этого эффекта Amazon, который в полной мере ощущают жители США». Поэтому ретейлерам уже сегодня следует задуматься о длительной стратегии, так как расти только за счет открытий в офлайне российский рынок перестанет, резюмирует он.
Автор: Елена Домброва
|