Петербургские предприниматели высказались против введения Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета пивной продукции, которая призвана вытеснить нелегальный алкоголь из каналов легальных розничных продаж.
По их мнению, система грозит бизнесу огромными затратами и техническим коллапсом. Эксперты алкогольного рынка, в свою очередь, говорят, что дело совсем не в дороговизне ЕГАИС, а в страхе перед «алкогольной революцией». Речь идет о федеральном законопроекте, внедряющем ЕГАИС для производителей пива и прочих слабоалкогольных напитков в России, который сейчас проходит второе чтение в Госдуме.
Пиво после водки.
Как ранее писал РБК, внедрение ЕГАИС для розницы несколько лет лоббировало Росалкогольрегулирование. Регулятор полагает, что такая мера позволит вытеснить нелегальный алкоголь из каналов легальных розничных продаж. 25 февраля этого года предложение прошло первое чтение Госдумы. Законопроект, напомним, предусматривает поэтапное введение системы ЕГАИС на всех звеньях алкогольного рынка: от производства до розничной продажи (таким образом сопровождаю каждую бутылку). Так, согласно документу, с 1 июля 2015 года фиксация в ЕГАИС сведений об объемах производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи становится обязательной для производителей. С 1 ноября 2015 года она станет обязательной для оптовиков, а с 1 июля 2016 года - для розницы (в городах). Учитывать каждую бутылку должно специальное оборудование на заводах, производящих пиво. В магазинах программа будет установлена на кассовые аппараты (по идее, нелегальную бутылку спиртного невозможно будет пробить на кассе). В настоящий момент в систему ЕГАИС включены лишь производители и импортеры крепкой алкогольной продукции и вина. С принятием закона эта участь постигнет также пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху.
Правда, согласно законопроекту, пиво, которое будет сварено для продажи в кафе и ресторанах, можно будет не пропускать через ЕГАИС. Не потребуется госучет и для производства и продажи пива в сельских поселениях с численностью менее 3 тыс. человек. Избавлены от контроля и мини-пивоварни, производящие не более 300 тыс. декалитров пива в год.
Пивной коллапс.
Представители петербургского бизнеса высказались против законопроекта на заседании рабочей группы, созданной в Законодательном собрании Петербурга для обсуждения документа. Как уточнила РБК Петербург депутат от КПРФ Ирина Иванова, к которой обратилась общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», предприниматели просят не вводить учет алкоголя для розницы. По словам представителей бизнеса, это потребует специального оборудования стоимостью примерно 60-70 тыс. рублей для одной точки. Обслуживание этой системы потребует еще 300 тыс. в год. «Если мы говорим о среднем микробизнесе, то там затратная часть может быть до 2 млн рублей, плюс обслуживание», - добавила И.Иванова. В «Опоре России» также говорят, что принятие законопроекта обернется для пивоваров массовыми остановками пивоваренных производств, дополнительными необоснованными расходами на приобретение, наладку и обслуживание оборудования для работы системы ЕГАИС (в Петербурге расположены заводы "Балтики", Heineken). «Как правило, у производителей данной продукции небольшие обороты бизнеса, поэтому издержки по подключению к ЕГАИС, которые могут достигать 2 млн рублей, могут оказаться для них непосильным бременем. За полгода будет невозможно отладить работу системы, запуск которой восемь лет назад привел к коллапсу на рынке крепкого алкоголя»,- говорится в обращении бизнесменов к И.Ивановой. В итоге после обсуждения рабочей группы в петербургском ЗакСе было принято решение подготовить документ, отражающий позицию региона и предусматривающий возможность исключения пункта о введении ЕГАИС для розницы с 1 июля 2016 года. Далее документ планируется направить в профильный комитет Госдумы.
Революция с градусом.
Эксперты алкогольного рынка не вполне разделяют страхи пивоваров и продавцов алкогольной продукции. Например, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз в беседе с корреспондентом РБК Петербург сообщил, что установка оборудования для производителей пива вряд ли окажется серьезным обременением. Например, по его словам, крупная пивная компания (одна из пяти самых крупных в России) уже посчитала, что установка и ежегодное обслуживание системы обойдется ей в 20 млн рублей. «Учитывая, что компания производит не менее 2 млрд условных бутылок в год, это надо на 1 копейку повысить цену на пиво, чтобы в итоге вышло 20 млн рублей. Поэтому потребитель этого не заметит», - сказал В.Дробиз. Если компания средняя, по его подсчетам, то бутылка подорожает на 10 копеек. При этом эксперт призывает обратить внимание на другую сторону законопроекта - на сроки реализации. «Естественно, пивовары не успеют установить систему к 1 июля. Кое-кто из представителей власти (например, губернатор Ярославской области) предлагает сдвинуть это на полтора года. Это было бы, наверное, разумно», - отметил В.Дробиз. Довод Росалкогольрегулирования о том, что производители могли бы заранее подключиться к системе, эксперт считает неприемлемым: «А вдруг ЕГАИС не пройдет, не примут в окончательном чтении или президент не подпишет, зачем тогда нужны дополнительные расходы на установку этого оборудования?». При этом эксперт не ждет серьезных последствий при введении ЕГАИС, подобных «алкогольному коллапсу», который произошел в 2006 году, когда система вводилась на производствах крепкого алкоголя и вина. «Тогда вообще все встало на два месяца, ведь ничего не было отработано. Просто сказали: «Завтра живем с ЕГАИС». Сегодня такого не будет, ни программного, ни технологического коллапса», - добавил В.Дробиз. По его словам, в крайнем случае производители создадут на месяц запас продукции. В целом, поведение пивоваренных компаний В.Дробиз считает понятным и ожидаемым. «Это революция для пивного рынка, любая революция неприятна», - сказал он. «Пивная отрасль сопротивляется - это нормально, любая отрасль отстаивает свои интересы, потому что для них это дополнительные заботы, технологические, программные, финансовые», - добавил эксперт. На вопрос об эффективности внедряемой системы В.Дробиз ответил, что система ЕГАИС задумана комплексной, т.е. она должна сопровождать продукцию от производителя к оптовику и к рознице. До сих пор в рознице она не учитывается, да и в опте много лет не учитывалась, поэтому об ее эффективности пока говорить рано. Но в следующем году, когда ЕГАИС придет в розницу, «у нас получится закольцованная система, которая, я считаю, большую часть нелегальной продукции выкинет из легальной розницы», уточнил он. «В 17 году доля нелегальной продукции (это не значит, что там не будет фальсифицированной продукции и т.д.) с неуплаченным акцизом будет минимум», - сказал В.Дробиз. Он напомнил также, что по пиву в прошлом году в стране официально было произведено порядка 8,5 млрд литров (с учетом «плюс импорт» и «минус экспорт»), а выпито 10 млрд литров. «Я считаю, что около 15% сейчас на пивном рынке - нелегальная продукция», - добавил эксперт. На вопрос о том, почему ее стало так много, ведь еще несколько лет назад цифра составляла не более 5%, он ответил: «Дело в том, что акциз вырос очень серьезно. Это привело к тому, что стало выгодно воровать, производить нелегальное пиво. Сейчас акциз 18 рублей с литра, а раньше было 3 рубля. Ну что там красть 3 рубля, если можно на водке в несколько раз больше украсть. Сейчас крадут на пиве. Этим занимаются небольшие средние российские компании». Что касается разливного пива, то, по оценкам эксперта, нелегальная продукция здесь составляет около 70%.
Ольга Зарубина, Роман Кизыма
|