Чуть более года назад на сайте Минфина был представлен законопроект, вносящий изменения в порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ) . Было общественное обсуждение данных новшеств. И вот сегодня уже есть соответствующее Постановление Правительства РФ о пилотном проекте по применению ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, обеспечивающей передачу налоговым органам в электронном виде информации о таких расчетах. О целях проведения данного эксперимента, а также о том, кто может стать его участником, и других важных вопросах применения ККТ – в предложенном материале.
Развитие событий
Вернемся на год назад.
Проект Федерального закона «О внесении изменений в «Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был размещен на официальном сайте Минфина в целях обеспечения возможности общественного обсуждения указанного проекта, которое проводилось с 29 марта по 12 апреля 2013 года.
Данный законопроект предусматривал в том числе поэтапный в 2015 – 2016 годах переход на применение ККТ с функцией передачи информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с применением платежных карт через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде в режиме онлайн.
Планировалось, что рассматриваемый законопроект вступит в силу с 1 января 2014 года, пока этого не случилось. Но сегодня одобрено проведение эксперимента по применению нового типа ККТ.
С 24 июля 2014 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014 – 2015 годах эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения» (далее – Постановление Правительства РФ № 657).
Условия проведения эксперимента по ККТ
Постановление Правительства РФ № 657 принято в целях совершенствования порядка регистрации и применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт и в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
Данным постановлением установлено проведение эксперимента по применению ККТ, обеспечивающей передачу налоговым органам в электронном виде информации об указанных расчетах, а также утверждены:
- Положение о проведении в 2014 – 2015 годах эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения;
- Требования к контрольно-кассовой технике, используемой в эксперименте по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения.
Основные условия проведения эксперимента
Критерии |
Условия эксперимента |
Территория проведения |
Республика Татарстан, Калужская область, Московская область и г. Москва |
Сроки проведения |
С 1 августа 2014 года до 1 февраля 2015 года |
Участники |
Участниками эксперимента являются:
– ФНС, ее территориальные органы и подведомственные организации;
– операторы фискальных данных;
– организации и индивидуальные предприниматели, подтвердившие свое согласие на участие в эксперименте, осуществляющие расчеты, состоящие на учете в налоговом органе на территории субъектов РФ, определенных для проведения эксперимента, в качестве налогоплательщиков
|
Обязательность участия |
Эксперимент проводится на добровольной основе |
Финансирование |
Проведение эксперимента осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых ФНС в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период |
Ответственный орган |
ФНС, ее территориальные органы и подведомственные организации подготавливают и осуществляют проведение эксперимента, обеспечивают его методологическое сопровождение и взаимодействие с участниками эксперимента |
Результаты |
До 10 марта 2015 года ФНС должна провести оценку результатов эксперимента с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций и представить соответствующий доклад в Правительство РФ.
В целях проведения независимой оценки результатов эксперимента и подготовки соответствующего доклада в Правительство РФ ФНС с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений предпринимателей и научных организаций создает межведомственную рабочую группу и утверждает ее состав
|
Цель эксперимента.
Заявлено две основные цели проведения данного эксперимента:
- определение финансовой эффективности и удобства применения для организаций и индивидуальных предпринимателей технологии передачи информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, осуществляемых с применением ККТ при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг;
- определение технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации о расчетах.
Суть эксперимента.
Предлагаемая технология основана на замене хранения информации о расчетах в специальном устройстве внутри ККТ на передачу информации в адрес налоговых органов. Передача осуществляется через оператора фискальных данных (ОФД), который играет роль фискальной памяти для ККТ. Задача оператора принять данные о расчете от ККТ, сохранить и передать обратно код подтверждения принятия информации.
К сведению:
ОФД является уполномоченное ФНС юридическое лицо, осуществляющее обработку фискальных данных в целях получения от пользователя и передачи таких данных налоговым органам.
Покупателю выдается кассовый чек с кодом и адресом информационного ресурса, на котором он может проверить правильность переданной информации. Наличие неустойчивой связи не является препятствием для бесперебойной работы ККТ, так как технология предусматривает направление накопленной информации о расчетах в момент восстановления связи. ОФД передает сводные данные по всей ККТ налогоплательщика в адрес ФНС на ежедневной основе.
Как принять участие в эксперименте? ФНС (территориальные органы или ее подведомственные организации) предлагает организациям и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют расчеты и состоят на учете в налоговом органе на территории субъектов РФ, определенных для проведения эксперимента, принять участие в эксперименте путем направления им уведомления. В уведомлении об участии в эксперименте сказано, что налоговый орган приглашает принять участие в эксперименте конкретного участника. Напомним, что участие в эксперименте добровольное.
Организация или индивидуальный предприниматель в 10-дневный срок со дня получения такого уведомления в случае согласия участвовать в эксперименте сообщает о своем решении в письменной форме соответствующему налоговому органу. Надо полагать, что если организация или индивидуальный предприниматель не готовы к такому участию, то никаких ответных шагов делать не надо.
Организация или индивидуальный предприниматель, подтвердивший согласие участвовать в эксперименте, заключает с ОФД (ГНИВЦ ФНС РФ) договор на обработку фискальных данных. Затем происходит процедура регистрации участника в системе, после чего становится возможным обмен фискальными данными между ККТ и ОФД.
Как сказано на сайте ФНС, с точки зрения контролируемости хода эксперимента предлагается ограничить количество участников эксперимента. Предполагается, что в эксперименте не будет участвовать больше 1 000 единиц ККТ на субъект РФ.
Информация об эксперименте.
Информация о проведении эксперимента, в том числе об операторах фискальных данных, принимающих участие в эксперименте, ФНС размещает на своем официальном сайте в сети Интернет.
В ходе эксперимента планируется получать регулярные отчеты налогоплательщиков, провести аудит расходов на связь, провести расчет себестоимости тарифа ОФД. С точки зрения оценки технологии планируется собирать и в дальнейшем предоставить статистику по выявленным ошибкам, проблемам и вопросам, статистику по оборотам и количеству пробитых чеков.
Требования к ККТ, участвующей в эксперименте
ККТ, участвующая в эксперименте, должна соответствовать определенным требованиям:
- иметь корпус и устройство приема-передачи информации;
- иметь фискальную память, накопитель фискальной памяти и контрольную ленту;
- обеспечивать передачу налоговым органам через оператора фискальных данных отражаемой на кассовом чеке информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт в электронном виде;
- принимать в электронном виде от оператора фискальных данных фискальный признак и отражать его на кассовом чеке;
- обеспечивать печать кассовых чеков;
- иметь часы реального времени;
- при расчете с использованием платежной карты отражать на кассовом чеке информацию, подтверждающую факт осуществления расчета с использованием платежной карты;
- обеспечивать прием информации о расчетах с использованием платежных карт от устройства для считывания платежных карт;
- обеспечивать доступ пользователя к информации о произведенных пользователем наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;
- обеспечивать в случае временного отсутствия связи направление налоговым органам через оператора фискальных данных в электронном виде отраженной на кассовом чеке информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, осуществленных с момента прекращения связи до момента ее восстановления;
- печатать на кассовом чеке следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа – кассовый чек;
- наименование организации или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- номер контрольно-кассовой техники;
- порядковый номер кассового чека;
- дату и время покупки товара (выполнения работы, оказания услуги);
- стоимость товара (работы, услуги) с указанием суммы НДС;
- применяемую систему налогообложения;
- форму расчета (наличная и (или) с использованием платежной карты);
- фискальный признак (в случае временного отсутствия связи фискальный признак не отражается на кассовом чеке, выполненном на бумажном носителе);
- фискальный режим;
- наименование оператора фискальных данных;
- адрес сайта в сети Интернет, по которому может быть осуществлена проверка факта наличия у оператора фискальных данных информации о кассовом чеке, реквизитах кассового чека и предоставления кассового чека в электронной форме.
Регистрация ККТ в налоговом органе.
Для регистрации (перерегистрации, снятия с регистрации) ККТ в налоговом органе пользователь направляет в налоговый орган (для юридического лица – по месту нахождения или для физического лица – по месту жительства) заявление о регистрации (перерегистрации, снятии с регистрации) по установленной форме.
Налоговый орган не позднее трех рабочих дней со дня получения заявления регистрирует (перерегистрирует, снимает с регистрации) ККТ и направляет пользователю в электронной форме карточку регистрации (перерегистрации, снятия с регистрации) по установленной форме.
Налоговый орган вправе отказать в регистрации (перерегистрации, снятии с регистрации) в случае:
- представления заявления в ненадлежащий территориальный налоговый орган;
- представления документов, оформленных с нарушением установленного порядка, и (или) не устранения пользователем недостатков, выявленных территориальным налоговым органом при рассмотрении указанных документов;
- наличия в заявлении недостоверных сведений;
- представления заявления для регистрации модели ККТ, не включенной в Государственный реестр.
В случае отказа налоговый орган обязан уведомить об этом пользователя в электронной форме.
Сегодня процесс регистрации ККТ в налоговом органе выглядит следующим образом:
- Налогоплательщик заключает договор на техническое обслуживание и ввод ККТ в эксплуатацию с центром технического обслуживания (ЦТО);
- Налогоплательщик подает заявление на регистрацию в налоговый орган;
- Налогоплательщик представляет ККТ для осмотра и фискализации в налоговый орган;
- ККТ опломбируется мастером ЦТО;
- Налоговым органом выдается карточка регистрации в течение пяти дней.
Действующий порядок требует ежегодной перерегистрации ККТ.
Предлагается упростить процесс регистрации ККТ следующим образом:
- Налогоплательщик регистрируется и подает заявление о регистрации ККТ с применением электронной подписи на сайте оператора;
- Оператор направляет в налоговый орган электронный запрос о регистрации ККТ;
- Налоговый орган регистрирует ККТ и направляет карточку регистрации оператору, который отправляет ее налогоплательщику.
Договор с ОФД.
Организация или индивидуальный предприниматель, подтвердившие согласие на участие в эксперименте, заключают с ОФД договор на обработку фискальных данных в целях обеспечения передачи информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт.
Договор на обработку фискальных данных должен содержать следующие условия:
- безвозмездность оказания услуг по обработке фискальных данных;
- срок действия договора;
- обязанность по соблюдению конфиденциальности при обработке фискальных данных;
- ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора;
- порядок расторжения договора.
Установлено, что условия договора для организаций и индивидуальных предпринимателей, расположенных на территории одного муниципального образования, должны быть одинаковыми.
Обратите внимание:
Пользователь не может одновременно являться оператором фискальных данных. Под пользователем в данном случае понимается лицо, применяющее ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт с покупателем (клиентом) при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг.
Программное обеспечение.
Для участия в эксперименте нет необходимости приобретать новую ККТ. В эксперименте предполагается организовать работу как с моделями ККТ, которые эксплуатируются у налогоплательщика, так и новыми моделями ККТ, которые могут быть основаны на мобильных платформах. Модели ККТ, которые эксплуатируются у налогоплательщика, условно могут быть разделены на два основных вида:
- фискальные регистраторы, которые работают в составе компьютерных систем;
- автономная ККТ.
Предложенная технология позволяет модернизировать существующую технику путем установки дополнительного программного обеспечения. Обязательным условием участия в эксперименте является подключение ККТ к сети Интернет.
Предлагается несколько способов модернизации ККТ:
- установка дополнительного программного обеспечения, которое взаимодействует с фискальным регистратором. Список поддерживаемых фискальных регистраторов приведен на сайте ФНС;
- установка специальной версии программного обеспечения для управления торговлей или предприятием общественного питания, которая поддерживает технологии эксперимента.
* * *
Таким образом, в настоящее время происходит поэтапный переход от финансово затратного и обременительного для бизнеса порядка применения кассовых аппаратов к современной модели учета операций с наличными деньгами, который позволит в несколько раз снизить расходы налогоплательщиков и отказаться от ежегодной перерегистрации кассовых аппаратов с их обязательным физическим осмотром и опломбированием в налоговом органе.
Проведение эксперимента позволит «обкатать» технические и организационные вопросы реализации предлагаемой технологии в реальных условиях, максимально приблизить ее к потребностям законопослушных налогоплательщиков и сделать ее простой, дешевой и удобной для них. Также по итогам эксперимента будет определена эффективность реализации налоговыми органами контрольных функций при применении такой технологии.
Полученные данные о расчетах позволят построить систему контроля для автоматизированного выявления нарушений порядка применения ККТ и исключить проверки добросовестных налогоплательщиков.
Разработчики новой модели работы с ККТ называют следующие преимущества для бизнеса и государства.
Для бизнеса:
- снижение стоимости обслуживания ККТ;
- возможность применения при расчетах смартфонов, планшетов;
- электронная регистрация ККТ;
- отмена ежегодной перерегистрации.
Для государства:
- обеспечение интересов государства;
- сокращение налоговых проверок;
- оптимизация контрольной работы и налогового администрирования.
В заключение еще раз отметим, что сегодня данный эксперимент предполагает добровольное участие в нем, но его итоги будут проанализированы, и такой опыт, скорее всего, будет применим ко всем налогоплательщикам, обязанным применять ККТ.
Следите за развитием событий!
Н. А. Петрова
эксперт журнала «Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение»
|