Понедельник, 29.04.2024, 07:07
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Рекомендуем ЦТО ККТ
  • Аманит
  • Оверс ЛТД
  • Пятерка и К
  • Санкт-Петербург-90
  • Сервис
  • Тех Центр
  • Эльфарм
  • Форма входа
    Поиск
     
    Главная » 2012 » Январь » 21 » Откровения «мелкого» лавочника.
    18:20
    Откровения «мелкого» лавочника.


    Где больше «тени» в розничной торговле – в крупных супермаркетах или  мелких лавочках?
    Январь – унылая пора для коммерции. В этом месяце, особенно в первой декаде, покупательский спрос минимальный. Общеизвестно, что под Новый год наши граждане, если им финансы позволяют, закупают неимоверное количество продуктов питания, достаточное для угощения целой армии гостей.
    Поэтому спрос на заранее  приобретенные товары в первые дни после праздника практически нулевой. Покупаются же в основном такие продукты, как хлеб, свежее молоко, разные мелочи. А также, естественно, сигареты.
    Вот и пришлось автору этих строк, после расхода предновогоднего блока сигарет «Ной», зайти в случайно попавшуюся неприметную лавочку, которых немало на первых этажах жилых зданий столицы. Здесь ожидал неприятный (для покупателей) сюрприз – оказывается, оные сигареты подорожали. До этого на пачках красовались ценники с надписью «220 драмов», а вот теперь пришлось доплачивать дополнительно 10 драмов.
    В разборках с продавцом, который, кстати, оказался одновременно и владельцем лавочки, выяснилось, что здесь не «его вина», просто поставщик, табачная фабрика, повысила сбытовые цены. Вот и пришлось скорректировать розничную цену. На вопрос, а сколько драмов ему, лавочнику, остается от продажи пачки сигарет, капиталист, а по совместительству и пролетарий розницы, буркнул что-то невнятное, явно оперируя допотопными «копейками». Мол, гроши остаются.
    Правда, у посетителя, то есть автора этих строк, насчет грошей возникли серьезные сомнения, при виде запаркованного прямо перед лавочкой автомобиля. Не «Лексус», конечно, но и не «Запорожец». Относительно другого вопроса, каким образом за копейки можно приобрести иномарку, да еще и содержать ее, опять последовал туманный ответ. В стиле анекдотов застойного периода - подарок тещи любимому зятю.
    В результате этого импровизированного интервью возник уже третий, намного более серьезный вопрос: а что из себя представляет так называемый «малый и средний» бизнес в торговле?! Дышит на ладан, как преподносят общественности некоторые «аналитики», а заодно и сами представители этого статуса предпринимателей, или же процветает?
    Напомним, что в советский период времени по количеству занятых в экономике традиционно лидировала промышленность. Ныне ситуация изменилась. В сфере обслуживания (сама торговля, плюс ремонт бытовых приборов и прочих изделий) количество занятых превышает 118 тысяч человек.
    Если из общей численности занятых исключить фермеров (которые занятыми поголовно классифицируются автоматически, без учета реального состояния вещей), то удельный вес торговцев, с мастерами по ремонту, в общем показателе достигает почти 20%. Выходит, что без учета сельского хозяйства эта прослойка контингента трудящихся самая мощная в стране. Вне сомнения, многие представители этой прослойки влились в «средний класс» нашего общества, передав данному классу специфический колорит.
    Стержень нашей розничной торговли – магазины, по численности персонала подразделяются на микро, малые, средние и крупные предприятия. Упомянутая выше лавочка входит в число микро-предприятий с численностью менее 6 работников. По сути, почти вся розничная сеть магазинов в Армении представлена именно микро-предприятиями. Сказанное подтвердим данными официальной статистики.
    По данным за январь-сентябрь прошлого года, удельный вес микро-предприятий в общем количестве магазинов страны составлял почти 92%, а вот в общем товарообороте – немногим более одной пятой (22,4%). Крупный бизнес, обеспечивая свыше половины (52,2%) общего оборота всех магазинов, в количестве последних имел скромнейший показатель в 1,1%. Оставшиеся проценты приходятся на малые и средние предприятия. 
    Таким образом, вся сеть розничных магазинов разделена на два противоположных полюса – микро-предприятия и крупные компании. Учитывая, что приведенная выше информация обобщена на основе отчетов самих розничных предприятий, можно сделать прелюбопытный вывод.
    А именно: составляя чуточку более символического 1% от количества магазинов, «крупные», обеспечивая львиную долю общего товарооборота, платят адекватно больше и налогов в государственный бюджет. Поэтому закономерен очередной вопрос: где больше «тени», в крупном или же малом бизнесе? Естественно, без наличия соответствующей информации с ходу ответить на этот фундаментальный вопрос трудновато, он нуждается в доскональном исследовании.
    Однако относительно достоверности отчетов можно создать кое-какое представление, на основе косвенных данных. Правда, информации не от самих магазинов, а от так называемых рынков сельскохозяйственных продуктов. Последних в Армении, по официальным данным, функционирует ровно три десятка, из коих в столице – 11 единиц.
    Логично предположение о том, что ежемесячный оборот этих рынков должен иметь прямую связь с динамикой объема производства сельскохозяйственной продукции. Однако «фактические» данные начисто опровергают логику. В нижеследующем графике приведены ежемесячные объемы валовой продукции сельского хозяйства и оборота упомянутых рынков сельхозпродуктов.

    Из диаграммы наглядно видно, как кривая объема валовой продукции сельского хозяйства в сезоне сбора урожая плодов, овощей и картофеля резко взмывает к небесам. А вот линия оборота рынков сельхозпродуктов выглядит так, как будто по ней прошелся асфальтный каток. Абсолютно никакой реакции торговли на бурный приток ресурсов плодов-овощей и картофеля на товарный рынок.
    Продавцы на рынках сельхозпродуктов, понятное дело, радиоаппаратурой не торгуют. Товар в основном представлен теми же овощами да фруктами (в том числе и заморскими), картофелем, а также мясом и мясопродуктами. За исключением декабря, когда, как снежный ком, возрастает покупательский спрос на буквально все продукты сельского хозяйства, в остальные месяцы более или менее стабильностью характеризуется торговля мясом и мясопродуктами.
    Ситуация резко меняется в сезоне сбора овощей и фруктов. Даже невооруженным глазом, чисто визуально, можно заметить оживление торговли на рынках сельхозпродуктов. Ереванцам знакома такая ситуация, особенно на знаменитом «бангладешском» рынке столицы, когда территории в этот период катастрофически не хватает, и часть продавцов-перекупщиков перекочевывает на близлежащие тротуары.
    Вызывают удивление и громадные «ножницы» между объемом валовой продукции сельского хозяйства и оборотом рынков по ее продаже. Подчеркнем в этой связи, что, в отличие от ряда продуктов отрасли, продукция растениеводства отличается сравнительно высокой товарностью, то есть ее ресурсы в основном поступают на товарный рынок. Даже с учетом продажи овощей-фруктов на тротуарах, сдачи части урожая перерабатывающим предприятиям, столь огромная разница несколько сомнительна.
    Но, с целью нейтрализации абсолютных показателей, приведем тот же график, но в относительных величинах. 

    Как видим, на втором графике налицо та же картина, что и на первом: «кривая» оборота сельхозпродуктов не реагирует на изменения в динамике валовой продукции сельского хозяйства. Вот и верь после этого отчетам, в том числе и тех же магазинов…
    «Тень» в розничной торговле может создаться при поставках неучтенных, то есть документально не оформленных, партий товаров. Имеется два канала поступления «левых» товаров: изделия от незарегистрированных «фирм», включая домашних умельцев, и «левая» продукция промышленных предприятий. Не исключено, что второй поток намного мощнее первого, учитывая не столь уж похвальные «традиции» советского периода времени. Новизной же являются «челноки», завозящие товары из ближнего и дальнего зарубежья.
    Государство пытается бороться с «тенью» в экономике, в частности, повсеместно внедряя практику использования контрольно-кассовых аппаратов при товарно-денежных расчетах между покупателями и продавцами, в том числе оптовыми. Однако, как известно, «закон - это такой столб, который нельзя пройти, но можно обойти!». И, видимо, пути обхода нечестные на руку предприниматели умело находят…

    Альберт Хачатрян

    Просмотров: 1366 | Добавил: Пятерка | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    СПб ОС по ККТ © 2024
    Наш опрос
    Создание общероссийского объединения сервисных центров, занимающихся онлайн-ККТ
    Всего ответов: 141
    Календарь
    «  Январь 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031
    Архив записей
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Бесплатный хостинг uCoz