Новые технологии призваны повышать качество жизни общества, облегчать выполнение функций для государства, снижать бюрократию и нагрузку для бизнеса, делать жизнь граждан удобнее и проще. Таким ли примером будет создаваемый оператор фискальных данных?
Основной мотив появления идеи создания оператора фискальных данных (ОФД)- это желание исключить мошенничество при взаиморасчетах с использованием ККТ, что автоматически будет полезно:
- Для государства – за счет повышения собираемости налогов, контроля за расходами граждан.
- Для бизнеса – обеспечит равные условия для всех участников, за счет выхода пользователей ККТ из тени.
- Для малого бизнеса – мобильная и виртуальная касса дешевле и удобнее в использовании.
- Для граждан – защита прав потребителей, сохранность и доступность электронных чеков.
- Для банков – увеличение объема информации о клиентах и формирование целевых программ лояльности.
Исключить мошенничество можно, благодаря заложенным в систему принципам:
- Формирование чека с участием нескольких независимых сторон
* Продавец (зарегистрированная организация розничной торговли)
* Покупатель
* Оператор (аккредитованная организация)
- Сохранение чека в нескольких независимых местах
- Печать чека после подтверждения третьей стороной в лице ОФД
- Доступ к электронному чеку любой стороны в любое время в течение 5 лет после покупки
Вышеперечисленные принципы вовсе не требуют переделки или покупки новой ККТ, замены ЭКЛЗ, новых сертификаций и свидетельств, … Однако есть еще один принцип, свойственный обществу потребления, — принцип удовлетворения чьих-то личных интересов. И этот принцип не может быть реализован без раздувания затрат, усложнения задач, придумывания проблем таким образом, чтобы внедрение чего-то нового повлекло за собой вал поборов со всех и вся.
Логику работы по схеме с ОФД можно упрощенно представить в виде следующей последовательности действий:
- Авторизация продавца
- Формирование чека
- Идентификация покупателя
- Отправка чека в адрес ОФД
- Получение от ОФД кода подтверждения операции
- Прием/списание денег от покупателя
- Формирование и печать чека с QR-кодом, полученным от ОФД
- Квитирование успешного завершения транзакции
Элементы инфраструктуры, минимально необходимые для работы через ОФД:
- Клиентские устройства и программное обеспечение ( кассовый сервер и виртуальная касса, совместимые с iOS, Android и другими операционными системами и мобильными устройствами (планшетами, смартфонами..))
- Терминалы обслуживания кредитных карт и банки, акцептирующие безналичные платежи, электронные платежные системы
- Каналы связи Интернет, EDI-платформа, интерфейсы (API) к ИС ФНС
На рынке можно определить три сегмента продавцов:
- Большой и средний бизнес: уже оборудованы банковскими терминалами и ККТ
- Интернет-торговля: уже интегрированы с платежными системами и имеют собственные сервисы для безналичных взаиморасчетов
- Малый бизнес, который мог бы использовать обычный смартфон, планшет с/без карт-ридера и web-ПО «Виртуальная касса»
Для перехода на работу через ОФД можно использовать существующее оборудование и инфраструктуру и не создавать дополнительных затрат и неудобств для бизнеса:
- Банковские терминалы и каналы связи с банком
- Электронные платежные системы, интегрированные с интернет-магазинами, такси, кассами продажи билетов
- EDI-платформа
- Интернет
В этом случае остается задача разработки web-приложения «Виртуальная касса», и платформы ОФД для проведения расчетно-кассовых операций. Логично, что указанные разработки должен заказать и оплатить регулятор, государство, так как оно является главной заинтересованной стороной в прозрачности и сборе налогов. По этой причине само новое виртуальное кассовое ПО для бизнеса должно быть совершенно бесплатным. По аналогии с порталом госуслуг и прочими электронными сервисами от государства. Основные компоненты ПО для ОФД:
- Web-клиент, совместимый с любым браузером
- Мобильный клиент
* Android
* iOS
- Платформа ОФД
- Web-портал ОФД
В случае отсутствия интернет-соединения необходимо предусмотреть off-line режим обслуживания покупателей. Но в настоящее время он и так предусмотрен за счет использования ЭКЛЗ (Электронная контрольная лента защищённая). В этом случае вообще ничего дополнительного от бизнеса не требуется. Показания ЭКЛЗ считывает уполномоченная государством организация по установленному регламенту.
Идентификация каждого покупателя может осуществляться следующими средствами:
- Платежная карта банка
- Предварительная самостоятельная регистрация на портале ОФД и получение кода, привязка его к картам лояльности покупателя
- Идентификация через мобильное приложение и бесконтактное считывание (как при платежах NFC картой)
Требуются ли средства шифрования чеков? Судите сами:
- Каналы передачи данных и так зашифрованы
- Данные в отдельно взятом чеке не представляют тайны
- Защита информации в чеке от искажения достигается посредством хранения его копий в нескольких независимых местах и организацией доступа к чекам заинтересованных сторон.
При этом формируемый ОФД QR-код может содержать следующую информацию:
- Дата и время формирования чека у продавца,
- ИНН продавца,
- Сумма чека,
- Номер чека,
- Идентификатор покупателя,
- Идентификатор ОФД,
- Дата и время формирования QR- кода
- Гиперссылка на чек в базе данных ОФД
Примеры реализации электронных чеков уже сегодня:
- Такси: Яндекс, Get, Таксовичкоф – в чеке одна услуга, то есть одна строка, остается только получить QR-код от ОФД
- Торговые сети и магазины, использующие терминалы приема платежных карт – может потребоваться доработка ПО для передачи всего чека ОФД и возврата QR- кода
- Интернет-торговля, интегрированная с платежными системами – потребуется интерфейс к платежным системам со стороны ОФД для приема чека и возврата QR-кода
Маршрутная карта проекта:
- Определите цели
* Государственные
* Бизнеса
* Личные граждан
- Сформируйте good will для ОФД
* Добровольность для бизнеса
* Заинтересованность покупателей
- Установите очередность
* Интернет-торговля
* Торговые сети и крупная стационарная торговля
* Малый бизнес и мобильные кассы
- Максимально используйте и развивайте существующую инфраструктуру – Кассовые аппараты, программное обеспечение, банковские терминалы, EDI-сети, платежные системы
Выгоды и преимущества:
- Бесплатная мобильная/виртуальная касса
- Минимум выездных проверок со стороны государственных органов
- Замена камеральных проверок с подготовкой бумажных документов на электронные проверки
- Отсутствие необходимости покупки нового оборудования для продавцов
- Отсутствие необходимости замены существующего ПО для продавцов
- Оператор фискальных данных заменяет ЦТО и ЭКЛЗ в части фискальной функции, снижает тарифы на обслуживание ККТ
- Отказ от бумажных чеков и чековой ленты – главный источник экономии и финансирования работы с электронными чеками для ОФД
Потенциальные ресурсы и участники проекта:
- СБЕРБАНК и другие банки
- ФНС
- Разработчики кассового ПО
- Разработчики платежных систем
- EDI/ЭДО-операторы
Оппоненты, не заинтересованные в простом решении и бесплатных современных сервисах:
- ЦТО (Центры технического обслуживания ККТ)
- Производители и поставщики ККТ, ЭКЛЗ
- Производители и поставщики расходных материалов (чековой ленты)
- Серые продавцы
- Организации, сертифицирующие ККТ и ПО для ККТ
С точки зрения экономики, переход на работу через ОФД предполагает существенное снижение затрат для легального бизнеса и окажет положительное экологическое влияние. Приведем некоторые примеры расчетов:
Тарифы ЦТО
АБОНЕНТСКАЯ ПЛАТА ОБСЛУЖИВАНИЯ ККМ – 500-1000 РУБ./МЕС.
ЗАМЕНА ЭКЛЗ – ОТ 8000 ДО 20 000 РУБ
ЧЕКОВАЯ ЛЕНТА – ОТ 1 КОП. НА 1СМ ЧЕКА
КАРТРИДЖ ИЛИ ГОЛОВКА ПРИНТЕРА
Количество транзакций (на примере мегаполиса)
2 ЧЕКА В СУТКИ НА 1 ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
50% НАСЕЛЕНИЯ = 2,5 МЛН. ЧЕЛ.
5 МЛН. ЧЕКОВ В СУТКИ = 2 МЛРД. ЧЕКОВ В ГОД
ЧЕКОВАЯ ЛЕНТА – НА 1 ЧЕК (10 СМ) = 10 КОП.
Объемы и стоимость хранения (на примере мегаполиса)
1ЧЕК=10КБ
1ТБ=10USD
СЕБЕСТОИМОСТЬ ХРАНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ 100МЛН ЧЕКОВ =1ТБ=1⁄2МЕСЯЦА =25ТБВ ГОД =250USD
ЧЕКОВАЯ ЛЕНТА – 10 КОП. НА 10 СМ БУМАЖНОГО ЧЕКА (ДЛИНА 1 ЧЕКА)
СЕБЕСТОИМОСТЬ ЧЕКОВОЙ ЛЕНТЫ В ГОД 250 000 USD
Из приведенных цифр видно, что, по скромным подсчетам, только на одной кассовой ленте в масштабах одного крупного города можно экономить около 20 млн. рублей в год. Это не говоря о собираемости налогов и прочих выгодах. Но нужны ли они тем, кто принимает решения и распределяет бюджет?
Иванов Юрий Иванович
|