9 января 2016 года правительством РФ был внесен в Госдуму документ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Кодекс РФ об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты РФ». Недавно состоялось его первое чтение, показавшее, по мнению участников, серьезное расхождение во взглядах на механизмы реализации этого законопроекта. Насколько реалистичным представляется соблюдение предприятиями торговли перечисленных в законе этапов перехода на новую кассовую технику, обладающую возможностью передачи информации с чека в «облако»? Этот вопрос портал PLUSworld.ru задал Марии Михайловой, исполнительному директору Ассоциации «Национальный платежный совет».
"Идея о формировании единого контрольного пространства – фактически идея о практическом применении анализа «Больших данных» для контрольных функций – находит поддержку практически у всех участников рынка. Все прекрасно понимают, что сейчас делается первый шаг к будущим кардинальным изменениям, а такие перемены всегда сопряжены с определенными сложностями и проблемами. Как показывает практика обсуждения законопроекта, существенная часть сложностей возникает от недостатка коммуникации и понимания реальных бизнес-процессов и имплементации в них новых требований.
Однако проблемными моментами законопроекта представляется все, что связано с расчетами с использованием ЭСП. Несмотря на то, что расчеты с применением ЭСП кардинально отличаются по своим базовым механизмам от расчетов наличными деньгами, законопроект не учитывает этой специфики. Законопроект по сути предлагает во всех случаях расчетов использовать только один механизм контроля – фискальный накопитель – устройство, которое должно быть встроено в процесс совершения расчета с применением ЭСП. Когда речь идет об «онлайне», нужно понимать, что требование аппаратного присвоения фискального признака никуда не исчезает. Это правильно и обоснованно для наличных расчетов, но представляется нереализуемым для расчетов с применением ЭСП.
Что такое расчеты с применением ЭСП? Это, например, оплата парковки с мобильного телефона, покупка билета на Аэроэкспресс через мобильное приложение, проведение платежа через личный кабинет в интернете, расчеты банковскими картами, как при совершении покупки в обычном офлайновом магазине, так и через интернет с помощью CNP-транзакции, мобильные приложения, QR-коды, оплата услуг и штрафов через «привязанные карты», через платежные шлюзы порталов госуслуг и т. д. Теперь при всех этих расчетах необходимо формировать фискальный чек аппаратным способом, т. е. с применением фискального накопителя.
Как именно это придется делать на практике, технически пока неясно. В обычном магазине покупатель контактирует с кассовым аппаратом (посредством кассира или с автоматическим устройством Self Checkout), а затем данные со всех кассовых аппаратов собираются, условно говоря, на сервер, интегрированный с учетной системой и т. д. В случае удаленного применения ЭСП ситуация обратная. В общем виде покупатель, если так можно сказать, изначально контактирует с сервером. И, в отличие от кассы, единовременно сервер может обслуживать не одного, а десятки покупателей. Т. е. если каждая касса при офлайновом, физическом контакте с покупателем в магазине в каждый момент времени обслуживает одного покупателя, то в случае с электронными платежами произвести расчет в данный момент времени требуется одновременно с большим числом покупателей. Например, одномоментно выйти из такси даже в одном городе могут сто или несколько сотен или тысяч человек. Требования к проведению расчетов при платеже наличными – несколько секунд. Требования при платежах с использованием ЭСП – доли секунды. А насколько мне известно, серверных решений для аппаратного присвоения фискального признака, позволяющих обслуживать такие потоки транзакций и к тому же сертифицированных во всех необходимых инстанциях, сейчас не существует.
Никто из участников рынка платежных услуг не против передачи данных об операциях с применением ЭСП налоговым органам. Надо только выработать адекватный механизм такой передачи, чтобы одна сторона могла осуществить передачу, а другая работать с полученными данными так, как это ей требуется. К сожалению, пока практический диалог именно по выработке самого такого механизма не начат. Но мы надеемся, что он состоится и будут найдены адекватные технологические решения. Пока же остается риск возникновения ситуации, при которой расчеты с применением ЭСП как бы станут на грань легитимности, а это означает не только практическое исчезновение мотивации работы с ЭСП у торговых организаций: необходимо признать, что регулятор своими руками создает мощный антимотивационный ресурс."
Полный текст интервью Марии Михайловой читайте в апрельском номере журнала «ПЛАС».
По материалам PLUSworld.ru
|