Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в «Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – проект федерального закона) разработан в соответствии с:
- пунктом 61 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2012 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2425-р, предусматривающим оптимизацию государственного регулирования в сфере применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ);
- пунктом 12 Плана мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования в целях противодействия уклонению от уплаты налогов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 2250-р, предусматривающим совершенствование порядка применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт;
- подпунктом «б» пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 7 апреля 2015 г. (№ Пр-815ГС от 25 апреля 2015 года);
- подпунктом «а» пункта 7 поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева от 5 мая 2015 г. № ДМ-П13-3001;
- пунктом 4 Протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова от 8 апреля 2015 г. № ИШ-П13-30пр.
Проектом федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» в части наделения Минфина России полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения ККТ и уточнения понятийного аппарата.
Предусматривается поэтапный в течение 7 лет переход на применение ККТ, передающей информацию о расчетах, осуществленных с использованием наличных и электронных средств платежа через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде.
Реализация соответствующего правового механизма позволит снизить административную и финансовую нагрузку на налогоплательщиков за счет упрощения предоставления государственной услуги по регистрации (перерегистрации) ККТ, исключения необоснованных проверок с выходом на место установки ККТ, сокращения ежегодных издержек налогоплательщиков, связанных с использованием ККТ, а также позволит сократить объем «теневого» оборота наличных денежных средств.
Передача данных о расчетах в адрес налоговых органов в режиме «on-line» позволит создать современную автоматизированную систему контроля за применением ККТ и полнотой учета выручки, позволяющую осуществлять в автоматизированном режиме анализ полноты учета выручки (доходов) с целью выявления зон риска совершения правонарушений и последующего осуществления «точечных» результативных проверок.
Кроме того, переход на применение ККТ с функцией передачи информации создаст условия для повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг, упрощая возможность реализации права на удовлетворение своих требований в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Так, проект федерального закона предусматривает формирование кассового чека не только в бумажном, но и в электронном виде и, соответственно, такой документ будет доступен как потребителю, так и продавцу практически в любой момент, в отличие от бумажного документа, который может быть безвозвратно утрачен.
Проект федерального закона определяет автоматизированные системы, осуществляющие формирование бланков строгой отчетности, как ККТ. При этом перечень услуг, при осуществлении расчетов за которые предусмотрена выдача бланков строгой отчётности выполненных без применения ККТ, определяется Правительством Российской Федерации.
Проект федерального закона предусматривает возможность при осуществлении расчётов в сети «Интернет» направлять покупателю (клиенту) кассовый чек (бланк строгой отчетности) в электронном виде, без его направления в бумажном виде.
При этом проектом федерального закона сохраняется действующий порядок применения ККТ на территориях, в которых не может быть обеспечена передача информации о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде ввиду отсутствия связи. При отсутствии сетей связи пользователю ККТ предоставляется возможность не передавать, а фиксировать только в фискальном накопителе ККТ информацию о расчетах.
Проектом федерального закона отменяется ведение Государственного реестра ККТ. При этом вводится обязанность производителя ККТ и производителя фискального накопителя (далее - ФН) представлять в ФНС России сведения о каждом изготовленном экземпляре ККТ и ФН.
Реализация указанного механизма направлена на изменение принципов работы контрольных органов в части внедрения новой системы администрирования применения ККТ и повышение уровня прозрачности наличных расчетов и расчетов с использованием платежных карт в сфере торговли и услуг.
В настоящее время государствами – членами Таможенного союза также ведется работа по внедрению ККТ, обеспечивающей передачу в электронном виде фискальных данных в адрес налоговых органов. Так, законодательство Республики Казахстан уже содержит нормы обязывающие применять такую ККТ налогоплательщиков определенного вида деятельности. В Республике Беларусь с 1 июля 2012 года уже внедрена система контроля торговых автоматов, основанная на использовании современных технологий дистанционного контроля за денежным оборотом путем передачи информации по сотовой подвижной электросвязи в центр обработки данных, и в настоящее время активно прорабатывается вопрос использования созданной базы для контроля за денежными оборотами кассового оборудования.
При этом проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» в части перехода на применение ККТ с функцией передачи информации.
В целях обеспечения эффективного функционирования новой системы администрирования ККТ проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в части повышения ответственности за неприменение ККТ при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг посредством установления штрафа в размере, кратном размеру суммы денежных средств, полученных за период неприменения такой ККТ.
Действующие в настоящее время размеры административных штрафов не стимулируют к выполнению установленных требований обязательности применения ККТ из-за несопоставимости размеров штрафов с размерами получаемых доходов от хозяйственной деятельности.
Проектом федерального закона вносится изменение в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о применении ККТ с 2 месяцев до 1 года. Это обусловлено тем, что отсутствие меры ответственности за нарушения данной категории, совершенные более 2 месяцев назад, является побудительным фактором неприменения ККТ или применения ККТ, не соответствующей установленным требованиям, что влечет риск увеличения теневого оборота наличных денежных средств.
В результате этого возникает ситуация, при которой налоговые органы не могут обеспечить соблюдение установленного срока составления протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем, в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ. В связи с этим проектом федерального закона предусматривается предоставление возможности проведения административного расследования в области применения ККТ.
Кроме того, в целях обеспечения возможности осуществления контроля проект федерального закона устанавливает административную ответственность за нарушение порядка направления информации о расчетах в адрес налоговых органов, а также за непредставление, несвоевременное представление, представление недостоверной, представление не в полном объеме информации и (или) документов по запросам налоговых органов.
Внесение изменений в действующее законодательство не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.
Положения проекта федерального закона не противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации, а также не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Текст поправок.
P.S. Обсуждение законопроекта здесь, предметный анализ позднее в новом информационном бюллетене.
|