Ситуация с установкой контрольно-кассовых машин с функцией передачи фискальных данных начинает напоминать ситуацию с POS-терминалами. Обязанность работать с ними у бизнеса есть, а условий для этого нет.
Предприниматели именно так ставят вопрос. Напомним, с 1 октября сего года те, кто занимается оптовой и розничной продажей ГСМ и алкоголя, то есть подакцизных товаров, по закону должны использовать при наличных расчетах упомянутые новые ККМ.
Первый срок для этого ставился еще 1 июля. Но тогда общественные бизнес-объединения (в частности, Национальная палата предпринимателей) заявляли о невозможности ими с этого момента исполнять требования закона. Речь шла о нехватке самих ККМ, о том, что они довольно дороги, что реально нет возможности модернизировать уже действующие аппараты, хотя это декларировалось. Аргументацию направили в министерство госдоходов и получили отсрочку на квартал.
Через три месяца в ситуации практически ничего не изменилось. На наш взгляд, стало даже хуже, во всяком случае, ККМ значительно подорожали.
На специальном брифинге, который эксперты Палаты предпринимателей Костанайской области провели как раз 1 октября, они заявляли, что у них - вал обращений по этой проблеме, в том числе коллективных - из Карабалыкского, Костанайского районов.
- Первая проблема - по-прежнему очень трудно приобрести в Костанайской области такие машины, - сказала эксперт Палаты предпринимателей Дания АЙМУРЗИНА. - К 1 октября мы собрали информацию от пяти структур, которые занимаются реализацией ККМ. У трех их вообще не было в наличии, ожидали к середине или концу первой декады октября. Один продавец предлагал машины без SIM-карты в комплекте. Только один реализатор имел в наличии около 100 контрольно-кассовых машин. Но должна отметить, что они сейчас значительно подорожали: в среднем с 70 тыс. тенге до 100 тысяч.
По данным департамента Комитета госдоходов, на 1 октября в области зарегистрированы 303 контрольно-кассовые машины с функцией передачи данных, еще есть 167 фискальных регистраторов, это более дорогие устройства, ими чаще всего пользуются там, где большие объемы продаж, - в супермаркетах, например. А всего потребность в ККМ - около 5 000 машин.
- Еще одной, не менее острой и пока не решенной, проблемой остается модернизация имеющихся контрольно-кассовых машин, - особо отметила Аймурзина, - на нее многие рассчитывали, желая снизить бремя расходов на нововведение. Но на данный момент модернизация невозможна, так как в госреестр не внесены необходимые изменения.
Речь идет о приказе министра финансов РК от 30.12.2008 г. № 636 «Об утверждении технических требований и формы соответствия техническим требованиям ККМ». Как уточнил заместитель директора областной Палаты предпринимателей Самат САДВАКАСОВ, сейчас необходимые нормативно-правовые акты находятся в министерстве национальной экономики, ожидается, что утверждены будут в середине октября.
Кстати, как пояснили эксперты, модернизация эта вовсе не приобретение одной детальки или некоего устройства к старому кассовому аппарату, менять надо всю его «начинку», и обходится это вместо заявлявшихся когда-то 14-28 тыс. тенге сейчас все 60-65 тысяч.
И это еще не вся нагрузка на бизнес, в частности, на значительную часть небольших магазинов в формате «у дома». Еще есть проблемы, связанные с деятельностью оператора по передаче фискальных данных, и они тоже денег стоят.
Позвонил индивидуальный предприниматель из Денисовского района, у него - магазин в селе.
- Чтобы там работала новая ККМ, торговую точку надо телефонизировать, - рассказал эксперт Палаты предпринимателей Ренат ДАВЛЕТПАЕВ, - выяснилось, что ему необходимо до магазина проложить около 700 метров кабеля, в АО «Казахтелеком» ему пояснили, что 200 м кабеля они предоставляют, а остальные - его забота. Мы посчитали дополнительные расходы, кроме затрат на приобретение самой кассовой машины, получается около 100 тыс. А узункольские предприниматели ставят другую проблему. Там телефонные номера, которые начинаются на 9, 2 и на 3. Первые два позволяют установить новую ККМ, а третий - нет, нет технической возможности. Магазины расположены рядом, предприниматели закономерно ставят вопрос о неравных условиях ведения бизнеса. Мы на рабочем совещании с участием специалистов «Казахтелекома» эти проблемы обсудили. Нам сказали, что оператор ведет модернизацию сетей и проблема со временем будет решена...
Закономерный итог такого «текущего момента» - снова просьба об отсрочке применения санкций за отсутствие новых ККМ. Такое обращение от Палаты предпринимателей направлено в департамент госдоходов, ответа пока нет.
Галина ПЕТРЕНКО
|