ФСБ задержала очередного, уже 25-го по счету, фигуранта масштабного уголовного дела о недоливе россиянам бензина на автозаправках, составлявшем до 7% от количества оплаченного топлива. Между тем из-за затянувшихся сроков расследования другие обвиняемые уже начали выходить на свободу.
Как рассказал «Росбалту» источник в правоохранительных органах, в рамках расследования масштабного дела было проведено новое задержание. На этот раз под стражу был взят технический специалист, против которого наличествуют показания о том, что именно он налаживал работу оборудования автозаправок так, чтобы через него можно было совершать хищения.
Однако по мере того, как в СИЗО появляются новые арестованные, старые уже начали выходить на свободу, поскольку провели в изоляторе 1,5 года — предельный срок содержания под стражей на стадии предварительного следствия. В суд их не отправляют из-за серьезных сложностей, с которыми столкнулось ФСБ.
По мнению собеседника агентства, знакомого с ситуацией, фактически контрразведчикам пришлось иметь дело с идеальным преступлением. Изначально они думали, что непосредственно на АЗС устанавливался программный код, который и позволял недоливать топливо. Однако эксперты, изучив все оборудование АЗС, никаких следов этого кода или «жучков» найти не смогли. Тогда возникла версия, что масштабный недолив управлялся с одного специального сервера, который был подконтролен организаторам аферы. Но сам сервер найти и изъять тоже не удается, как и следы того, что с него осуществлялось воздействие на АЗС.
«По большому счету, сейчас есть показания обвиняемых, которые сотрудничают со следствием, о том, что хищения были. Но всех технических тонкостей они не знают. А каким образом осуществлялись хищения, что за оборудование для этого было придумано, установить никак не удается. Помните фильм „Гений“ с Александром Абдуловым в главной роли. Ситуация под копирку», — высказал мнение источник «Росбалта».
Особенно дело осложняется в связи с тем, что и потерпевших толком нет. Водители не замечали недолива, а компании, которым принадлежат АЗС, никаких финансовых потерь не несут. В результате потерпевшим признали автопарк администрации Ставропольского края, который имел контракты с «Роснефтью» и заправлялся на АЗС, в которых шел недолив. Однако какие машины и сколько недополучили топлива, никто сказать не может.
По версии ФСБ, одним из организаторов аферы является территориальный менеджер «Роснефть-Ставрополь» Олег Колпаков. Он больше 10 лет работал в системе «Роснефти» в Ставропольском крае, отвечал как раз за значительное количество АЗС. К фигурировавшим ранее в расследовании статьям УК РФ 159-й (мошенничество в крупном размере) и 273-й (создание и использование вредоносных программ) в 2018 году добавилась новая — 210-я (организация преступного сообщества). Его создателем, как полагают в ФСБ, помимо Колпакова, являлся бизнесмен Денис Заев, под руководством которого были разработаны и созданы несколько уникальных вредоносных программ, позволявших незаметно для клиентов недоливать топливо при заправке их автомобилей.
По версии ФСБ, гигантская афера охватила почти весь юг России, «вирусы» были обнаружены на десятках АЗС в Ставропольском крае, Адыгее, Краснодарском крае, Калмыкии, ряде республик Северного Кавказа и т. д. Была выстроена целая сеть по хищению топлива у рядовых граждан — владельцы АЗС никого финансового убытка не несли.
По версии следствия, Денис Заев разработал и создал несколько программ, с которыми контрразведчикам еще не приходилось сталкиваться. «Раньше аферисты использовали для хищений на АЗС специальные „жучки“, потом им на смену пришли вирусы. Однако все же их можно было обнаружить. Заев же создал уникальный продукт. Его вредоносные программы не могли выявить ни специалисты службы контроля нефтяных компаний, которые постоянно проводят проверки на АЗС, ни сотрудники МВД. ФСБ РФ удалось все это установить оперативным путем», — отмечал ранее источник «Росбалта».
Создав совершенный вирус, Заев, по версии ФСБ, начал предлагать его региональным менеджерам нефтяных компаний. Обычно он выступал не только продавцом вредоносной программы, но и совладельцем «канала» хищения топлива, то есть — получал долю с украденных средств. А речь шла о сотнях миллионов рублей нелегальной выручки.
Вирусы внедрялись как в программное обеспечение самих колонок, так и в системы суммарных счетчиков, технологических проливов, контрольно-кассового учета. Когда клиент делал покупку, программа автоматически ему недоливала от 3% до 7% от количества приобретаемого бензина. При этом счетчик на колонке и все программы учета у оператора отображали, что в бак залит весь объем оплаченного топлива.
Юрий Вершов
|