В российском законодательстве наметились изменения, связанные с работой налоговых органов. Некоторые уже прошли пилотную стадию и скоро будут вводиться повсеместно, часть находится в разработке, а иные пока на стадии намерений. Общая тенденция нововведений — усиление административно-фискальной роли УФНС, «под колпаком» у которой будет каждый россиянин.
Чипирование грозит не только шубам
С 1 апреля 2016 года вступили в силу новые правила обязательной маркировки изделий из натурального меха. В проекте помимо России примут участие страны ЕАЭС — Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. Суть заключается в том, что будут запрещены ввоз и продажа изделий без специального чипа. В каждую шубу, жакет, жилет будут вшиваться метки, передающие информацию с помощью радиоволн.
«Это по сути флешка, которая содержит информацию об изделии - его производителе и операциях по продаже, которая будет фиксироваться в «облаке» и у обладателя марки. Чтобы бизнес успел промаркировать свой товар, с 1 апреля по 1 октября предусмотрен переходный период, в который предпринимателей штрафовать не будут», - пояснил руководитель УФНС России по Ростовской области Дмитрий Фотинов.
Но подготовиться и потратиться придётся. На приобретение оборудования для считывания идентификационных знаков (КиЗов) и сами чипы. Купить их можно тремя способами: через МФЦ, на сайте налоговой и напрямую у «Гознака». Как пояснила начальник контрольного отдела УФНС РФ по Ростовской области Елена Радченко, устройства бывают двух видов: с описанием изделия и без. В первом случае информация уже занесена производителем, если нет, придётся внести самостоятельно. Различаться КиЗы будут по цвету: красные для оптовиков, зеленые для производителей. И те и другие должны дублировать информацию в своём личном кабинете налоговой службы.
«Эта информация идет по цепочке, давая возможность контроля как Роспотребнадзору, так и правоохранительным органам в случае необходимости. По ней можно увидеть всю историю — кем была завезена вещь, откуда, где продавалась. Если изделие импортное, история начинается при прохождении таможни, и маркировать должно предприятие, которое ввозит, кроме стран Евразийского сообщества. Гасится КиЗ при продаже физическому лицу», - пояснила Елена Радченко.
И дала понять, что возможно, со временем эта практика распространится и на другие товары. Сроки обязательного введения нормы будут названы в ближайшее время.
Контрольно-кассовая техника не заставит предпринимателей уйти из бизнеса
В скором времени на площадке налоговой службы должен начаться переход на новую систему применения контрольно-кассовой техники при наличных расчетах. Так называемые онлайн-кассы. Пилотный проект проходил в четырёх регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Калужской области, Татарстане. Законопроект рассматривает ГД, он должен вступить в силу в этом году. Суть его в том, что с каждого чека данные будут передаваться в налоговую инспекцию через Интернет с помощью так называемых операторов фискальных данных. При этом предприниматель не освобождается от выдачи бумажного чека, а по желанию покупателя должен будет высылать его по электронной почте.
«В ближайшее время начнется добровольное применение ККТ (контрольно-кассовая техника). Обязательные онлайн-кассы должны будут стоять с 1 июля 2017 года. Часть малого бизнеса, который сегодня освобожден от использования касс, получит отсрочку до 1 января 2018 года. Предполагается, что к этому времени система единого вменённого дохода, скорей всего, будет упразднена», - рассказал Дмитрий Фотинов.
Он также считает, что новая система не сильно ударит по кошельку предпринимателей — накопитель будет стоить дороже, но менять его понадобится не раз в 13 месяцев, как сейчас, а раз в три года.
«Само программное обеспечение можно будет привязать к мобильному телефону, планшету, компьютеру, программный ресурс позволит передавать информацию обо всех пробитых чеках через интернет в базу налоговой службы. Поэтому процедура не окажется дорогостоящей и не заставит предпринимателя уйти из бизнеса», - добавила Елена Радченко.
Точные сроки нововведения пока не определены.
Объединение ФНС и ФТС в состоянии серьёзной проработки
Руководитель донской налоговой службы подтвердил факт нововведения, о котором ходило много слухов: административного слияния федеральной таможенной службы, федеральной налоговой службы и Росалкогольрегулирования. Интеграция данных готовится по инициативе Минфина, который решил создать единую базу. Предполагается, что до 1 мая будет разработан порядок передачи, пока же непонятно, как и когда это будет происходить. Ориентировочный срок — с 1 января 2017 года.
«Этот вопрос сейчас находится в состоянии серьезной проработки. Каждая из трёх служб достаточно самостоятельны, у каждой есть свои наработки, однако налоговая служба отличается большей продвинутостью. В том числе и на международной арене. Идёт отработка совместных действий, думаю, в течение второго – третьего квартала появятся документы, после чего можно будет говорить о подробностях», - сообщил Дмитрий Фотинов.
Пересчитают всех и поместят в облако
Он также рассказал, что к лету этого года на электронной площадке ФНС РФ планируется создание единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса. Что вводится это для облегчённого поиска информации — чтобы определить, к какой категории относится тот или иной вид бизнеса.
Ещё одна функция перейдет к налоговой службе — Росфиннадзора по валютному законодательству. Если раньше ФНС только направляла данные в службу финансово-бюджетного надзора, которая принимала решения, то теперь она будет сама и выявлять факты нарушения валютного законодательства, и применять санкции к нарушителям.
На этом административная машина не остановится — каждый из нас окажется в «облаке». Будет создана единая система идентификации граждан России, то есть, на каждого из нас заведут электронное досье. Туда войдут данные ЗАГСов и других организаций о рождении, браках, разводах, переводах фамилии, смертях, а также о выплатах пенсий, страховок и различных платежей. По мнению налоговиков, это позволит добиться более полного начисления налогов физическим лицам, улучшит согласованность действий разных ведомств и сформирует базу для реализации социальных проектов.
Элла Василенко