Profibeer продолжает изучать законопроект, направленный на совершенствование государственного регулирования в сфере применения контрольно-кассовой техники. О том, как предлагаемые новшества изменят финансовую нагрузку на предпринимателей и торговую деятельность в целом, порталу рассказали эксперты рынка ККТ.
Проектом федерального закона «О внесении изменений в закон «О применении контрольно- кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платёжных карт» (далее — Законопроект) предусмотрено кардинальное изменение существующих требований и порядка применения контрольно-кассовой техники (ККТ), которое затронет около 4 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в стране. На сегодняшний день ККТ применяют индивидуальные предприниматели и юридические лица при осуществлении наличных денежных расчётов с населением, за исключением плательщиков единого налога на вменённый доход (ЕНВД) и патента, торговли в отдалённой местности, на рынках и т.п. Общее количество ККТ в стране — около 1,5 млн штук.
Нынешняя ККТ имеет в своём составе электронную контрольную ленту защищённую (ЭКЛЗ), обеспечивающую некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации. Срок службы ЭКЛЗ — 13 месяцев, цена — от 4 тыс. рублей. Стоимость ККТ с установленной ЭКЛЗ начинается сегодня от 10 тыс. рублей. Основные затраты предпринимателей на ККТ складываются из стоимости самой кассовой техники, её технической поддержки и замены ЭКЛЗ. Техническая поддержка, осуществляемая ЦТО, позволяет содержать кассовую технику в рабочем состоянии и может быть:
- ежемесячной, и включать в себя проверку исправности, замену вышедших из строя узлов/блоков, контроль за функционированием и пр. В этом случае стоимость сервиса составляет в среднем 4-6 тыс. рублей в год (в зависимости от модели ККТ и региона);
- оплачиваться по факту выполнения работ, в случае, если ККТ вышла из строя. Стоимость такой технической поддержки зависит от выполненной работы и составляет в большинстве случаев примерно 2 тыс. рублей в год.
Кроме вышеперечисленных затрат, необходимо ежегодно менять ЭКЛЗ. Стоимость замены ЭКЛЗ, включая стоимость самой ленты, в последнее время заметно снизилась из-за появления на рынке конкуренции среди производителей ЭКЛЗ и составляет порядка 6 тыс. рублей. Итого, стоимость владения ККТ сегодня колеблется в диапазоне 8-12 тыс. рублей в год. Информация с ККТ передается её владельцем в налоговые органы традиционным способом (при сдаче отчётности), напрямую, без посредников, бесплатно.
Законопроектом предлагается заменить весь парк существующей ККТ на новый, а также расширить сферу применения ККТ, сделав её обязательной для предпринимателей — плательщиков ЕНВД и патента. В новую ККТ вместо ЭКЛЗ планируется установить фискальный накопитель, который функционально даже немного проще ЭКЛЗ. Но этот фискальный накопитель должен иметь сертификат ФСБ России (сегодня это требование не обязательно). Также в ККТ добавляют функцию передачи данных по каналам связи (GSM, Ethernet и т. п.), которыми сегодня кассовые аппараты не оснащены. При этом следует особо подчеркнуть, что передача информации с ККТ будет идти не в налоговые органы, а оператору фискальных данных (коммерческая организация), за услуги которой обязан платить — угадайте кто? — конечно же, владелец ККТ. Без передачи информации оператору фискальных данных эксплуатация ККТ недопустима под угрозой огромных штрафов! В результате, по оценке специалистов, стоимость самой ККТ, как и стоимость владения ею, существенно возрастёт. Так, предполагается, что цена фискального накопителя увеличится с нынешних 4-6 тыс. рублей до 8-9 тыс. рублей (за счет обязательной сертификации в ФСБ, ухода с рынка многих производителей ЭКЛЗ). В ККТ придётся добавлять каналы связи, в результате стоимость самой ККТ также возрастёт. Возможно, вы подумали, что фискальный накопитель, в отличие от ЭКЛЗ, теперь менять придётся реже? По имеющейся у нас информации, срок эксплуатации фискального накопителя будет увеличен аж на целых два месяца, и менять его всё равно будет нужно, только теперь эта замена станет существенно дороже! Кроме того, появятся дополнительные расходы на услуги оператора связи — примерно 2-3 тыс. рублей в год, а также на услуги оператора фискальных данных — около 4-6 тыс. рублей в год. Также следует иметь в виду, что, несмотря на формальное отсутствие обязательного обслуживания ККТ, затраты на поддержание новых ККТ в исправном техническом состоянии никуда не денутся. Сейчас инициаторы внедрения законопроекта в качестве своего достижения приводят тот факт, что если техподдержку сделать необязательной, то расходы на неё исчезнут совсем. Наивно полагать, что техника без регулярного технического осмотра по мановению волшебной палочки перестанет ломаться и её не нужно будет ремонтировать. По мнению специалистов, занимающихся обслуживанием ККТ, затраты на техническую поддержку новых ККТ не только не снизятся, а наоборот — возрастут, так как кассовая техника станет сложнее и, следовательно, сервисный ремонт обойдётся дороже. Если учесть все вышеперечисленные факторы, стоимость даже самой простой ККТ увеличится с 10 тыс. до 18 тыс. рублей, а минимальные ежегодные затраты — с 8-12 тыс. до 17 тыс. рублей.
В последнее время в средствах массовой информации со стороны налоговых органов идёт активное продвижение данного законопроекта. Подаётся он как благо для предпринимателей: с его внедрением проверок будет меньше, затраты на ККТ сократятся и т.п. Однако как мы видим из расчётов, все эти утверждения крайне спорны, особенно в части снижения затрат. Смущает также поспешность внедрения новой системы, с обязательным запретом традиционной схемы работы ККТ. Было бы логично, если новая система такая удобная и выгодная для владельцев ККТ, сделать переход на неё добровольным. Тогда, глядишь, предприниматели сами бы это сделали, проголосовали за неё, так сказать, своим рублём. Так нет, всех принудительно стараются загнать под новую схему, а значит — жди проблем.
Особо следует отметить, что согласно законопроекту с 1 января 2018 года более 2,5 млн предпринимателей — плательщиков ЕНВД и патента, которые сегодня вообще освобождены от применения ККТ, будут вынуждены понести сначала единовременные расходы на ее приобретение, установку, оплату операторам фискальных данных, услуг связи и пр. (не менее 25 тыс. рублей), а затем ежегодные затраты на оплату услуг операторов фискальных данных, поддержание техники в исправном техническом состоянии, услуги связи и т.п. Правда, есть положительный момент: для плательщиков ЕНВД будет специальный фискальный накопитель, с увеличенным сроком службы. Но и цена его будет также значительно выше, и платить за него нужно будет сразу, и периодической замены всё равно не избежать. В итоге, совокупная стоимость владения ККТ для плательщиков ЕНВД будет составлять примерно 17 тыс. рублей в год. Особо умиляют утверждения отдельных наших чиновников от финансового ведомства страны, что от внедрения новых прогрессивных ККТ на 50% снизятся затраты малого бизнеса на их содержание. Вот только арифметически не всё складывается. Так, сегодня затраты малого бизнеса, которые в основном представлены плательщиками ЕНВД, на ККТ равны нулю, а если из нуля вычесть 50%, 17 тыс. рублей ну никак не получится!
Законопроектом практически не предусмотрено время на подготовку и внедрение новой системы. ФНС ссылается на проведенный эксперимент, однако при этом не сильно распространяется о том, что в эксперименте участвовали всего лишь около трех тысяч штук ККТ, и в подавляющем большинстве это были компьютерные кассы со стационарным сетевым подключением, а из портативных ККМ, которых сейчас в стране более 60% (то есть более 800 тыс. штук), в эксперименте не приняло участие ни одной единицы. Кроме того, на проведение эксперимента было потрачено несколько сотен миллионов бюджетных рублей, но в его итогах отсутствуют данные о том, какой эффект в части собираемости налогов был получен. Более того, из текста пояснительной записки по проведению эксперимента можно увидеть, что задачи оцифровать полученный результат с точки зрения собираемости налогов до и после его завершения, т.е. оценить эффективность затраченных средств как со стороны государства, так и со стороны бизнеса даже не ставилось!
Согласно положениям законопроекта, с 1 января 2017 года запрещается регистрация «старой» ККТ, а в период до 1 июля 2017 года необходимо будет заменить всю имеющуюся в эксплуатации технику — то есть 1,5 млн штук ККТ за 6 месяцев! Более того, к 1 января 2018 года нужно будет уже завершить оснащение новыми ККТ плательщиков ЕНВД и патента, а это еще примерно 2,6 млн штук ККТ. Это означает, что за 2017 год предстоит установить около 4,1 млн ККТ, то есть по 340 тыс. штук ККТ в месяц! Между тем, по данным из налоговой службы, более 80 тыс. штук первичной регистрации ККТ в месяц никогда не осуществлялось. Это всё при том, что раньше ККТ были более простыми. Сейчас же изготовить и установить более 4 млн единиц кассовой техники с новыми функциями за 12 месяцев — это практически не решаемая задача! Усугубляется ситуация ещё и тем, что до сих пор нет технических требований, нет нормативно-правовых актов по новой технологии, а все, что было сделано в рамках эксперимента, не имеет практической ценности, так как внедряемая технология уже после его окончания претерпела существенные изменения и предполагает теперь внедрение совершенно других протоколов обмена, другую кассовую технику, другие принципы построения системы.
Учитывая стоимость новой техники, обязательность её установки плательщиками ЕНВД вкупе с заменой ККТ сегодняшними владельцами, всё это приведет к тому, что в 2017 году затраты бизнес-сообщества на приобретение ККТ составят минимум 120 млрд рублей, с последующими ежегодными издержками на эксплуатацию ККТ в размере около 70 млрд рублей. Также негативно скажется и тот факт, что многие предприниматели, купив ККТ «старого» образца и отработав на ней всего 1-2 года, вынуждены будут приобретать новую. Раньше, при внедрении новых моделей ККТ, находящиеся в эксплуатации всегда дорабатывали свой срок амортизации (7 лет).
Принимая во внимание множество нерешенных нормативно-правовых аспектов, отсутствие новых технических требований, необходимого оборудования и должной подготовленности как контролирующих органов, так и бизнеса, внедрение подобной системы может привести к параличу работы предприятий торговли и услуг в стране. Важен также политический аспект. Единовременные затраты в 120 млрд рублей на запуск системы, и далее по 70 млрд рублей в год на ее обслуживание сравнимы с введением нового налога, что будет крайне негативно воспринято субъектами предпринимательской деятельности, особенно на фоне сокращающихся доходов во многих отраслях, в том числе в торговле.
Ряд министерств, ведомств и общественных организаций неоднократно указывали Минфину и ФНС России о необходимости введения существенных корректировок в данный законопроект. Так, со стороны Минэкономики, Минпромторга, Минкомсвязи, ФАСа, «Опоры России» были направлены письма, обращающие внимание на серьезные недоработки законопроекта и опасные последствия его внедрения. В качестве ключевых недостатков были отмечены:
1. Законопроект предполагает осуществлять государственный контроль и надзор (передачу отчетности) исключительно через операторов фискальных данных, то есть на коммерческой основе. Таким образом, за проведение мероприятий по контролю предполагается взимать плату с хозяйствующего субъекта, что противоречит действующему законодательству.
2. Неточность формулировок, отсутствие расшифровки отдельных понятий и прозрачных критериев организации работы участниками рынка (мастер-ключ, исправность ККТ, фискальный признак и пр.) свидетельствуют о недостаточной проработке документа и создают опасность возникновения дополнительных барьеров на пути развития бизнеса.
3. Законопроект обязывает передавать информацию в налоговые органы через посредника (оператора ФД), что обеспечит доступ к коммерческой информации хозяйствующего субъекта третьим лицам. Такое требование законопроекта создает угрозу использования коммерческой информации не по назначению.
4. Наделение ФНС России полномочиями по определению порядка работы кабинета ККТ, правил, срока и формата передачи данных, способа ведения реестра ККТ, фискальных накопителей и реестра договоров ОФД, выдачи/аннулирования разрешений на обработку фискальных данных и т. п. является излишним, поскольку означает, что ФНС сама формирует порядок работы и сама же его контролирует.
5. Отсутствие необходимой инфраструктуры в области информационно-коммуникационных сетей может привести к возникновению сбоев в работе оборудования, а это, в свою очередь, — к росту случаев необоснованного административного воздействия со стороны контролирующих органов по факту возможного сокрытия информации.
6. Недостаточный для перехода на новую систему срок не позволит реализовать задуманное, приведет к острой нехватке ККТ и парализации торговли во многих регионах страны.
Такая поспешность и непродуманность в реализации государственных проектов по совершенствованию налоговой системы противоречит установкам президента страны В. Путина, который неоднократно заявлял о недопустимости введения дополнительных налогов на бизнес. А введение коммерческого посредника — оператора фискальных данных — в цепочку между предпринимателем и налоговым органом, в контексте широко обсуждаемых неудач при внедрении системы ПЛАТОН, где также прослеживается посредник, сразу вызовет эти аналогии и укрепит в общественном сознании мнение о том, что в России государственные функции начинают подминать под себя отдельные бизнес-структуры, которые лоббируют свои интересы через близость к тем или иным чиновникам. Необходимо тщательно взвесить, соизмерить затраты с получаемой выгодой, обсудить с общественными организациями (например, с «Объединенным Народным Фронтом») и бизнес-сообществом («Опора России», «Деловая Россия», ТПП и пр.) все предлагаемые новации, устранить содержащиеся в законопроекте противоречия и только потом принимать решение о внедрении новой системы.
Источник.