Менее чем за полгода екатеринбургский проект «Мерката» завоевал 1,5% рынка российской розницы. Без рекламных бюджетов с начала года база пользователей сервиса увеличилась в 100 раз и превысила 10 тысяч магазинов из многих регионов России, рассказали Sk.ru в компании.
Проект «Мерката» — это «умная» касса для небольших розничных магазинов. Это не обычная система автоматизации, подчеркивают разработчики. Сервис в полной мере оправдывает звание «умной» кассы, так как автоматизирует не только процессы внутри магазина, но и товаропроводящие цепочки — «кровеносную систему розничного рынка, в которой на текущий момент кроется основа проблем всей традиционной розницы».
Сейчас «Мерката» — это касса на базе Android (в скором времени и на Windows) и облачная система товародвижения (бэк-офис). В системе можно вести основные справочники (товаров, цен, сотрудников, магазинов и т.п.) и видеть результат деятельности магазина: какие товары вносят основной вклад в выручку, в какое время суток какие товары продаются и т.д.
Проект очень молод — он стартовал осенью 2015 года. Основатели проекта Юрий Кушпель и Антон Еликов — предприниматели из Екатеринбурга с опытом разработки и внедрения информационных систем для комплексного управления розничной торговлей и внутреннего учета в крупных торговых сетях. В ноябре 2015 года проект «Мерката» стал призером конкурса Web&Tech Ready 2015 в номинации «Мобильные технологии» — решение получило высокие оценки экспертов конкурса и право на минигрант Фонда «Сколково» в размере 4 млн рублей. В апреле 2016 года стартап получил статус резидента IT-кластера Фонда «Сколково».
«Новизна решения «Мерката» заключается в реализации экосистемы для эффективного взаимодействия ритейлеров, поставщиков и производителей товаров и технологических партнеров. Рекордно быстрый рост количества пользователей системы говорит о востребованности сервиса и актуальности задач, которые решает система», — рассказала Sk.ru руководитель направления «Облачные сервисы» IT-кластера Фонда «Сколково» Ольга Стрелова.
В самой компании подчеркивают, что уникальность сервиса «Мерката» заключается в полноценной технической и информационной поддержке, оказываемой пользователям. «Преимущество «Меркаты» в том, что небольшого ритейлера не бросают один на один с его проблемами. Есть возможность думать о бизнесе, а не о том, какую кассу выбрать, будет ли этот «фискальник» работать с этим POS-терминалом, как обновить программу до версии, в которой учтены последние изменения закона и прочее. Пока «Мерката» работает, магазин зарабатывает», — заявил в интервью Sk.ru сооснователь и коммерческий директор «Меркаты» Антон Еликов.
Получение статуса резидента «Сколково» позволило основателям ускорить процесс работы над проектом и вовремя реализовать в «Меркате» возможность возвратов и выгрузки информации для деклараций. В условиях стремительно меняющегося законодательства, оперативная реакция и скорость разработки приобретают особое значение, уверен Антон Еликов.
Так, «Мерката» не осталась в стороне от внедрения ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система учета объемов производства и продажи алкогольной продукции). Компания предложила рынку свое бесплатное решение, и рынок его оценил, говорит Антон Еликов: «Без особой рекламы с начала года база пользователей нашего сервиса увеличилась в 100 раз и превысила 10 тыс. магазинов. Всего 4 месяца понадобилось команде «Меркаты», чтобы получить долю в 1,5% рынка российской розницы. Наши интересы в регионах представляют уже более 40 партнеров».
Известно, что в скором времени рынок розницы ждет еще одно испытание: новая редакция 54-ФЗ (о применении контрольно-кассовой техники). Представители «Мерката» обещают помочь небольшим магазинам с решением и этого вопроса.
По собственным оценкам компании, «умная» касса, увеличивает выручку магазина минимум на 10%. «Это оценки на основании имеющейся у нас экспертизы. Очень скромные, надо сказать. Реальные значения экономического эффекта надо подтверждать на больших количествах магазинов, и, по нашим ожиданиям, это может дать 30-40% прироста прибыли торговой точки — за счет повышения оборачиваемости денежных средств, вложенных в товар, за счет отсутствия брешей на полках и прочих факторов», — пояснил Антон Еликов.
«Мерката» продается по подписке, которая сейчас включает в себя как программное обеспечение, так и техническую поддержку (необходимое оборудование магазинам нужно приобрести в собственность). Поддержка оказывается как удаленно, так и на месте эксплуатации. «У предпринимателя не болит голова по поводу того, кому задавать вопросы по работе ПО, что делать, если оборудование вышло из строя. Мы зарабатываем только в том случае, если клиент с нами живет долго и счастливо, так что делаем все возможное, чтобы помочь розничным предпринимателям получать прибыль», — пояснил Антон Еликов.
В части функционального развития проекта разработчики делают упор на возможности, которые помогут владельцам магазинов удержать их бизнес «на плаву», сделать его устойчивее. В организационных планах — наращивание партнерской сети. «Также к концу года мы выпустим собственную кассу. Не ПО, а именно оборудование. Это будет не классическое «российское производство», когда на заводах в Китае на корпус наклеен соответствующий логотип, а полноценное сборочное производство на территории РФ», — подчеркнул Антон Еликов.
Марина Эфендиева
|