С ноября 2010 года в распоряжении ГИБДД Петербурга появилось 20
автомобилей с терминалами оплаты штрафа и прямым доступом к базам
данных. При этом постановление распечатывается на принтере,
расположенном в бардачке. «Водитель Петербурга» выяснил, как работает
новое оборудование. Не секрет, что проблемы с оплатой штрафов всегда вызывались самой
процедурой – необходимо идти в банк, отстаивать очередь и потом долгое
время хранить квитанции. В новых машинах ГИБДД все происходит проще и
быстрее. Вместо магнитолы в автомобиле ДПС расположен сенсорный экран, а
в недрах центральной консоли запрятан полноценный компьютер. К сети он
подключен посредством сотового оператора, однако не стоит думать, что
инспектор может «сидеть» в интернете, пока идет служба – доступ
осуществляется только к специализированным базам ГИБДД и МВД РФ, причем
обмен информацией идет по зашифрованному каналу.
Инспектор имеет доступ к уже работающей сети
территориально-распределенных и специализированных баз данных ГИБДД и
МВД. По автомобильному номеру можно за пару секунд установить всех
владельцев машины, когда и где был зарегистрирован автомобиль, какие
госномера на нем были ранее и т.п., а по номеру водительского
удостоверения выяснить данные водителя и всю историю его нарушений и
штрафов.
Для тех, кто верит в возможность удалить или подправить за определенное
вознаграждение прошлые нарушения, уточняем – инспектор может только
заносить в базу данные об административном правонарушении, а ни в коем
случае не удалять их или исправлять. Вся информация дублируется как
минимум в трех различных местах – районном подразделении, на
региональном и межрегиональном уровне. При этом каждый старт системы
требует авторизацию с личным логином и паролем для ведения отчетности.
В Петербурге каждый экипаж ДПС на компьютеризированном автомобиле
обрабатывает 15-20 нарушений в день. Плюс к этому на вооружении ГИБДД
состоят также ноутбуки и карманные компьютеры, оснащенные
специализированным ПО. Общая статистика работы по России впечатляет.
Так, по данным оператора «Билайн», который поставляет sim-карты для
этого проекта с 2005 года, в месяц в России сотрудниками делается около
полумиллиона запросов к банкам данных ФИС ГИБДД. По данным разработчиков
системы – «Росби Информ Ко» – количество абонентов Федеральной
Информационной Системы на сегодняшний день составляет более 6 тысяч
абонентов.
Мы решили на практике проверить, сколько времени уйдет на оформление
одного нарушения, предположив, что корреспондент «Водителя Петербурга»
нарушил ПДД и ехал с выключенными фарами. Процедура заняла не более
минуты.
В случае, если водитель согласился сесть в автомобиль ДПС, происходят
следующие действия: прямо на экране в специальные поля вводятся номерной
знак машины и номер водительского удостоверения. После этого автомобиль
«пробивают» по всем базам на угон. Затем из выпадающего списка
программы, куда вошла вся 12 глава КоАП, выбирается нарушение.
Формулировка может быть дополнена инспектором. Далее необходимо лишь
вписать адрес места нарушения и нажать кнопку печать, после чего
небольшой принтер выдаст три экземпляра постановления: водителю,
инспектору и в архив для предъявления в суде.
Распечатка похожа на кассовый чек, однако является таким же полноправным
документом, как и привычные нам документы голубоватого цвета. Если
нарушитель согласен со штрафом, то его можно оплатить прямо на месте,
используя терминал для оплаты пластиковой картой. Авторизация карты
происходит только по пин-коду. Важное уточнение – штраф взымает не
инспектор ГИБДД. Он фиксирует нарушение, выносит постановление и
предоставляет возможность нарушителю самостоятельно оплатить штраф с
помощью терминала через банк. Техническая возможность оплатить штрафы,
полученные ранее, в систему включена, но сделать это пока невозможно по
причине отсутствия правовой базы.
Комиссия за оплату штрафа прямо в машине ДПС составляет 1 процент в счет
обслуживающего банка, то есть водитель будет отдавать по одному рублю с
каждой сотни, что заметно меньше привычных нам 30 рублей в других
банках.
Как рассказал инспектор Илья, пока времени на оформление постановлений в
автоматическом режиме уходит столько же, сколько на написание
классических бумажек. Причина проста – каждый водитель-нарушитель с
интересом разглядывает сенсорный дисплей в автомобиле ДПС и
расспрашивает о возможностях системы. Многие считают новую аппаратуру
игрушкой. В будущем этот процесс будет занимать значительно меньше
времени.
Судите сами – вместо заполнения множества граф инспектору нужно лишь
вписать номер автомобиля, номер водительского удостоверения, выбрать из
списка нарушение и вписать адрес места нарушения. Все манипуляции
производятся стилусом, а в нашем случае обычной шариковой ручкой – увы,
но оригинальная деталь была потеряна.
По заявлению инспектора ДПС, показавшего «Водителю Петербурга» новый
автомобиль, даже стоя в пробке, он постоянно «пробивает» окружающие
машины на угон и другие правонарушения. И с этим можно согласиться, ведь
в служебном авто даже нет музыки – ее место занял дисплей.
Подводя итоги, хочется отметить, что машина с таким оснащением позволит
намного быстрее оформлять правонарушения, а значит недовольства среди
автомобилистов должно стать меньше.
Юрий Белоусов
|