Конкуренция на рынке технических услуг сейчас велика. Но если посмотреть
немного шире и попробовать разобраться, что же происходит в области
технического обслуживания на федеральном уровне, то число игроков не
просто резко уменьшится — их останутся единицы. Об особенностях работы с
федеральными клиентами, о проблемах и решениях, характерных для ЦТО по
данному виду деятельности CNews рассказала Марина Горная, президент
компании "ЦРТ Сервис".
CNews: С какими сложностями сталкиваются крупные компании федерального масштаба при обслуживании технического парка в регионах?
Марина Горная: Прежде всего, это работа с огромным количеством
поставщиков услуг. Известные бренды стараются, чтобы их магазины или
офисы продаж и в Мурманске, и в Сочи выглядели одинаково и располагали
примерно одним и тем же ассортиментом продукции. Прилагаются усилия,
чтобы их работа шла без сбоев. Но когда подобную сеть обслуживают
компании с разным уровнем подготовки и компетенции, этого достаточно
сложно добиться. Такие организации, заключая по 100–200 договоров с
сервисными центрами по всей стране, зачастую не получают одинакового
качества обслуживания в различных регионах. Работая с одним крупным поставщиком услуг, который отвечает за всю
технику в географически распределенной сети, большие бренды как минимум
избегают риска потери имиджа.
CNews: Ваша компания работает в регионах. Расскажите, как выстраивалась схема взаимодействия с компаниями-клиентами?
Марина Горная: Наша компания сотрудничает, в основном, с
клиентами федерального масштаба, которые работают по всей территории
нашей страны — от Калининграда до Владивостока. И хотя такие клиенты
осуществляют различную деятельность, они имеют схожую структуру,
включающую, как правило, распределенную сеть офисов или магазинов. Есть
главный центр, в 99% случаев — это Москва, далее идут центры федеральных
округов, и заканчивается цепочка офисами по субъектам Федерации.
Структура нашей компании организована точно так же: у "ЦРТ Сервис" есть
центр в Москве, региональные менеджеры по федеральным округам и свои
филиалы в каждом субъекте Федерации, директора которых выполняют функции
наших региональных представителей.
CNews: Какова специфика процесса технического обслуживания оборудования региональных клиентов?
Марина Горная: В каждом регионе у нас всегда есть несколько
локальных конкурентов, которые являются географически близкими для
клиента. Поэтому для нашей компании важно, чтобы клиент не замечал нашей
централизации. Вопросы, связанные, например, с документооборотом или
централизованными поставками, не должны попадать в поле зрения
заказчика. Мы эту задачу успешно решаем. Для нас важно, чтобы уровень услуг и технического обеспечения был
одинаковый как во Владивостоке, так и в Санкт-Петербурге или в Москве. У
нас налажено централизованное снабжение запасными частями, расходными
материалами и подменным фондом. Центр поставок находится в Москве, и для
нас нет различия в том, что мы отправляем в Орел или Хабаровск.
CNews: Как создавалась региональная филиальная сеть? Почему был выбран именно этот путь развития компании?
Марина Горная: Идея возникновения филиальной сети возникла после
принятия закона, согласно которому предприятие не может обслуживать
контрольно-кассовую технику (ККТ) собственными силами. ККТ любого
предприятия или распределенной сети должна обслуживаться сторонним ЦТО.
Стало понятно, что для территориально- распределенных компаний это
означает необходимость заключения нескольких десятков однотипных
договоров с разными региональными ЦТО. Мы решили предложить принцип
"одного окна". Несколько лет наши услуги ограничивались обслуживанием
ККТ. Три года назад перед компанией встала новая задача: на основе созданной
ранее сети сформировать структуру, целью которой должно было стать
оказание различных ИТ-услуг организациям, имеющим распределенную
федеральную сеть, которую надо поддерживать. Одним из первых наших клииентов стала компания "РТК" — сеть розничных
магазинов МТС, салоны связи "Связной", "Мегафон". Сейчас у нас уже
достаточно большое количество клиентов федерального масштаба. Работать с
нами им прежде всего удобно, поскольку сразу снимаются вопросы по
общению с десятками, а то и сотнями самостоятельных центров технического
обслуживания. Соответственно, решаются и задачи, связанные с разным
уровнем обслуживания, а также с нюансами, которые возникают, например,
из-за различного уровня квалификации специалистов или непродуманного
распределения поставок по субъектам Федерации.
CNews: Не секрет, что на одни и те же виды работ цены разнятся
в зависимости от региона. Проводили ли вы какую-то унификацию в этом
отношении?
Марина Горная: Когда мы принимали участие в конкурсе на
обслуживание "Почты России", одним из условий конкурса являлся
одинаковый уровень цен в рамках округа. Мы пошли дальше и предложили
одни и те же цены на всей территории России. Разумеется, мы понимали,
что себестоимость услуг, например, в Черноземье и Якутии, отличается в
разы. Но, тем не менее, многим нашим клиентам такой подход интересен и
выгоден. Поэтому для всех наших федеральных заказчиков мы устанавливаем
единую цену и в Якутии, и в центральной полосе России.
CNews: Как организуется обучение специалистов в такой разветвленной филиальной сети?
Марина Горная: Обучение специалистов — это очень серьезный
вопрос. Современный парк техники быстро обновляется. Сейчас в нашей
компетенции обслуживание ККТ ведущих производителей, платежные
терминалы, банкоматы и банковское оборудование. Для всех этих видов
техники мы являемся сертифицированными партнерами ведущих поставщиков.
Кроме того, мы обслуживаем офисную и компьютерную технику, таксофоны,
локальные вычислительные сети. Также мы специализируемся на комплексном
обслуживании операторов связи и обеспечиваем полный жизненный цикл
технического обслуживания телекоммуникационной инфраструктуры клиентов. Для обучения специалистов у нас создан центр компетенций, и мы
стараемся, чтобы уровень обучения и подготовки наших инженеров был
абсолютно одинаковым по всей стране. Для этого в регионы рассылаются
типовые учебные материалы, что позволяет осуществлять единый подход к
сертификации и получению аккредитаций для любого из наших 82 филиалов.
Поэтому, когда на рынок попадает новый вид оборудования, к моменту
необходимости его обслуживания мы обеспечиваем необходимое количество
подготовленных кадров. Уровень квалификации своих инженеров мы проверяем с помощью регулярных
"опросников". Так, наша группа обучения постоянно проводит техническое
анкетирование. И если оказывается, что в том или ином филиале для
обслуживания какого-то вида оборудования у персонала не хватает
квалификации, мы срочно принимаем меры.
CNews: Каким образом проверяется качество выполнения работ? Были
ли внедрены какие-либо ИС для этой цели или же вся нагрузка ложится на
кадры?
Марина Горная: У нас несколько тысяч инженеров, работу которых
необходимо контролировать. Естественно, без использования
автоматизированных систем это было бы невозможно. Поэтому у нас работает
специализированное программное обеспечение — Service Desk. В нем
фиксируются как все запросы на обслуживание, так и их исполнение с
учетом SLA. Если мы подходим к граничным параметрам по уровню
обслуживания, у нас "зажигаются красные лампочки", и мы проводим
оперативное вмешательство. Конечно, на непосредственную работу в нашей Service Desk соглашаются не
все заказчики. В таком случае мы принимаем заявки по электронной почте
или по телефону и сами заносим их в Service Desk. При этом нами
осуществляется постоянный мониторинг технического состояния оборудования
наших клиентов. Кроме того, мы поддерживаем режим обслуживания "24х7", и
у нас круглосуточно функционирует контакт-центр. Для внутреннего контроля у нас существует автоматизированная
разветвленная система учета как человеческих ресурсов, трудоемкости
выполненных работ, так и ТМЦ (товарно-материальных ценностей). Таким
образом, себестоимость наших работ можно определить достаточно
прозрачно. Также у нас внедрена on-line система мониторинга выполнения
работ , которая позволяет нашим клиентам в любой момент времени
определить, где находится инженер, как выполняющий плановую работу по
техническому обслуживанию, так и выехавший на выполнение ремонтных работ
по заявке. Это нужно для подтверждения того, что он действительно
присутствовал на объекте и выполнил свою работу. Подобную систему мы
внедрили относительно недавно, но она нравится многим клиентам. Особенно
тем, которые хотят контролировать график выполнения профилактических
работ.
CNews: Насколько конкурентным является сейчас рынок технических услуг? В чем ваше преимущество перед конкурентами?
Марина Горная: Более конкурентное направление, чем рынок
технических услуг, трудно придумать. Если вы поищете соответствующую
информацию в интернете, то найдете огромное количество предложений по
техническому обслуживанию. Только в Москве работают несколько десятков
ЦТО и под сотню — в Московской области. Наше главное преимущество в том, что мы первые открыли собственные
филиалы в регионах и теперь оказываем услуги по всей территории России.
Было время, когда мы покрывали 2/3 территории России, а на 1/3 —
работали с партнерами. Но мы быстро поняли, что такой подход ущербен, и
бросили все силы на создание недостающих филиалов. На сегодняшний день
организаций, подобных нашей компании, то есть оказывающих технические
услуги по всей РФ, — нет. Да, есть такие ЦТО, которые работают, скажем,
по всему краю. Их немного — 5–7. . Еще меньше компаний, которые
работают в 20-30 субъектах Федерации. Поэтому конкурировать с нами
сложно. Многие наши конкуренты, особенно системные интеграторы, заявляют, что
тоже могут предлагать схожий сервис в любом субъекте Федерации,
привлекая для этого свою партнерскую сеть. Но партнерская сеть и
собственные инженеры — это "две большие разницы". Как бы ни клялись
компании, что они отвечают за качество работы партнеров, клиент всегда
понимает, что это не так.
CNews: Какие рекомендации вы могли бы дать компаниям, которые
только планируют выйти на региональные рынки с подобными услугами?
Марина Горная: Как уже было сказано, это достаточно конкурентный
рынок. Для того чтобы сейчас выдержать конкуренцию, надо как минимум
предложить что-то, чего не делает никто. Кстати, мы предлагаем и такие услуги. Очень мало кто обслуживает
клиентов, выезжая к ним на место. Особенно, если компания расположена
достаточно далеко от центрального офиса. Мы не просим нашего клиента,
какой бы он ни был — маленький или большой, привозить свою технику к
нам, а приезжаем к нему сами.
CNews: Какими вы видите перспективы развития компании?
Марина Горная: "ЦРТ Сервис" – бурно развивающаяся компания. Свой
путь мы начинали, обслуживая исключительно ККТ и имея всего 40
филиалов. Потом к контрольно-кассовой технике добавилось обслуживание
терминалов, а мы расширились до 63 филиалов. Сейчас у нас 82 филиала,
которые поддерживают весь спектр банковской техники, офисное
оборудование, включая тяжелые промышленные установки (например,
франкировальные машины) и серверы. В дальнейшем мы собираемся работать
по программе энергосбережения, а также брать на полный аутсорсинг
обслуживание автоматизированных рабочих мест.
Андрей Потапенко / CNews
|