Администрация президента раскритиковала предложение правительства освободить продажу лотерейных билетов от необходимости использовать контрольно-кассовую технику нового образца, отправляющую информацию налоговикам в режиме онлайн. По версии экспертов АП, контроль над отчислениями лотерей в бюджет сейчас недостаточный, их размер в 100-300 раз меньше, чем в странах "с развитым лотерейным рынком" и поблажка противоречит поручениям президента.
Государственно-правовое управление администрации президента предлагает пересмотреть правительственный законопроект "О применении контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", следует из письма начальника управления Ларисы Брычевой в комитет Госдумы по бюджету и налогам (копия есть у "Ъ")
Законопроект предусматривает для организаций и индивидуальных предпринимателей переход на использование ККТ с функцией извещения налоговых органов о произведенной операции в онлайн-режиме. При расчете через интернет продавцы, в частности, будут обязаны направлять покупателям кассовый чек с помощью электронной почты, сведения о нем будут регистрироваться в базе Федеральной налоговой службы (ФНС). Обязательными онлайн-кассы станут с 1 июля 2017 года, а к 1 января 2018 года к ним должна будет присоединиться часть малого бизнеса, освобожденная сейчас от необходимости использования касс. По оценкам РСПП, замена всех 2,5 млн кассовых аппаратов, зарегистрированных в ФНС, обойдется всем участникам рынка в 75 млрд руб.
В первом чтении законопроект был принят еще 26 февраля. Редакция ко второму чтению освобождает от использования новой ККТ продажу лотерейных билетов и выплату выигрышей победителям лотерей, чего не было в документе при первом чтении. По мнению экспертов государственно-правового управления, выведение операторов лотерей из-под действия закона необоснованно и, следовательно, необходимо вернуться к прежней концепции, одобренной в первом чтении.
В письме госпожа Брычева указывает, что целевые отчисления от лотерей используются для финансирования социально значимых объектов и мероприятий, а надзор за уплатой отчислений ФНС проводит только на основе ежеквартальных и годовых отчетов, которые предоставляют сами операторы лотерей. Размер отчислений при этом в 100-300 раз меньше, чем в странах "с развитым лотерейным рынком". Освобождение продавцов лотерейных билетов от установления ККТ помешает увеличению отчислений в бюджет, следует из письма: новая редакция проекта противоречит поручениям президента по повышению "бюджетной эффективности" проведения лотерей. В профильном комитете Госдумы не ответили на запрос "Ъ".
Организаторами лотерей в России выступают Минфин и Минспорт, операторами — частные компании. Так, выручка лотереи Минфина ("Спортлото") с 2015 по 2029 год должна составить 82 млрд руб., лотерей Минспорта ("Гослото", "Русское лото") — 310 млрд руб., следует из данных на сайте правительства РФ. По закону "О лотереях" 50% выручки компании-операторы переводят в собственный призовой фонд, еще 10% от разницы между выручкой и выплаченными выигрышами приходятся на целевые отчисления. Так, например, "Спортлото" запускалось для финансирования Олимпиады в Сочи 2014 года, хотя после ее проведения лотерею продлили до конца 2029 года, заменив при этом ее цель на поддержку спорта высших достижений и подготовку спортивного резерва.
Сам Минфин для увеличения бюджетных поступлений предлагал перенести обязанность уплачивать налоги с выигрышей с победителей лотереи на операторов. Эффективнее контролировать отрасль также предполагалось с помощью поправок к закону "О лотереях", в которых говорится о создании единого оператора для проведения государственных лотерей, единой системы учета лотерейных билетов и об открытии специальных лотерейных павильонов. Кроме того, в Минфине предлагают запретить проведение бестиражных лотерей с использованием интернета.
Елизавета Макарова
|