Бюджетные проблемы вынудили правительство отказаться от заигрываний с бизнесом и начать масштабное увеличение налоговой нагрузки. Власть начинает спешно поднимать налоги. На прошлой неделе парламент уже поддержал в первом чтении законопроект об индексации ставок сборов, выраженных в абсолютных значениях. А 16 октября депутаты рассмотрят два правительственных законопроекта, перекраивающих акцизы и налогообложение фондового рынка. И это далеко не все идеи, которые сейчас обсуждаются в Минфине и ГНС. В ближайшее время с подачи правительства и при помощи народных избранников преференций могут лишиться целые отрасли, а бизнесу придется платить новые налоги. У команды Николая Азарова просто нет другого выхода: в следующем году Украине нужно будет выплачивать рекордные суммы по внешним долгам. Затянувшаяся экономическая рецессия не оставляет шансов наполнить казну за счет развития экономики. Поэтому отдуваться за все снова придется бизнесу.
Деньги закончились.
В последнее время правительство ломает голову над главным вопросом: как спасти бюджет? Накануне в Госказначействе заявили, что ситуация с наполнением казны продолжает обостряться. Чтобы уложиться в запланированные бюджетом-2012 показатели доходов общего фонда (319,65 млрд грн.), среднемесячные отчисления в октябре–декабре по сравнению с предыдущими кварталами должны увеличиться почти на 60% — до 37 млрд грн. (в прошлом месяце, к примеру, фискалам удалось собрать лишь 20 млрд грн.). В конце года налоговые поступления традиционно увеличиваются, но не настолько, чтобы выйти на запланированные показатели. По подсчетам экспертов, в нынешнем году план по сбору налогов может быть недовыполнен на 40 млрд грн., в худшем же случае казна может недосчитаться 70 млрд грн. Причина очевидна: проседающая экономика не в состоянии обеспечить выполнение изначально завышенных правительством бюджетных планов. Сегодня наблюдается устойчивая тенденция к падению промышленного производства. В августе 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оно сократилось почти на 5%. Недавно премьеру Николаю Азарову пришлось признать, что рост ВВП за восемь месяцев замедлился до 1,5%, хотя в правительственных планах этот показатель задекларирован на уровне 3,9%. Впрочем, нынешние бюджетные проблемы ничто в сравнении с тем, что ожидает украинскую казну в следующем году. По мнению аналитиков рейтингового агентства Moodys, в 2013 г. мировая экономика не восстановится. Ожидается, что Международный валютный фонд сократит свой прогноз роста мировой экономики в 2012 г. на 0,2%, а в 2013 г. — на 0,3%. В этой ситуации критично зависимой от мировых сырьевых рынков Украине рассчитывать на улучшение ситуации в собственной экономике не приходится. И это при том, что на следующий год приходится пик выплат по внешним долгам. "В 2013 году правительству совместно с НБУ предстоит вернуть около $9 млрд по валютным долгам, в том числе $5,5 млрд по старым кредитам МВФ", — говорит Елена Белан, главный экономист Dragon Capital. И именно будущий год должен был стать самым "урожайным" по части льгот для бизнеса. Анонсируя проект бюджета на 2013 г., Николай Янович похвастался, что благодаря предоставленным налоговым льготам бизнес в следующем году сможет совокупно сэкономить около 70 млрд грн., тогда как в 2012 г. общий объем льгот составит 54 млрд грн. Подготовка главной финансовой сметы страны на будущий год протрезвила чиновников. Правительство так и не смогло представить на суд общественности плоды своего творчества: главной загвоздкой оказалось именно формирование доходной части казны. Поэтому, не дожидаясь окончания выборов, власть бросилась спешно менять фискальное законодательство.
Всех под пресс.
Идеологами "налоговой контрреволюции" выступили Государственная налоговая служба и Министерство финансов. "Мы должны использовать те резервы, которые есть в нашей экономике. Невыполнение планов по доходам налоговой службой может негативно отразиться на выполнении в целом обязательств, взятых на себя государством. Налоговая активно работает над поиском альтернативных источников для компенсации того, что недополучило государство из-за худших, чем ожидалось, макропоказателей", — заявил глава ГНС Александр Клименко. Реализацию своих планов фискалы не стали откладывать в долгий ящик. На прошлой неделе правительство с подачи ГНС и Минфина зарегистрировало в парламенте законопроекты, призванные усовершенствовать администрирование налогов (№11284 и 11285). Это "усовершенствование" выльется в увеличение фискальной нагрузки на бизнес: документы предусматривают введение авансовых платежей по акцизу и введение нового налога на операции с ценными бумагами. По расчетам авторов законодательной инициативы, новации принесут бюджету дополнительно 3 млрд грн. Причем в конечную версию законопроектов попали далеко не все инициативы налоговой и Минфина. Часть предложений, таких как новые правила налогообложения операций с оффшорами, создание при ГНС центра экспертиз подакцизных товаров, а также введение кассовых аппаратов для некоторых категорий плательщиков единого налога, были забракованы на заседании Кабмина. Но поскольку законопроекты принимались правительством в спешке, не исключено, что уже в Раде депутаты реанимируют все спорные нормы, вызвавшие нарекания у отраслевых лоббистов. Ведь этому созыву парламента уже нечего терять. Накануне "кнопкодавы", вопреки всем требованиям налогового законодательства, уже приняли за основу законопроект главы парламентского комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Виталия Хомутынника о повышении акцизных сборов на алкоголь и сигареты. Поэтому у правительства не будет особых проблем с утверждением очередной порции налоговых инициатив. Тем более что в загашнике у Минфина и ГНС их еще предостаточно. Ведомства уже получили приказ "сверху" о пересмотре налоговых льгот для ряда отраслей. По словам главы налоговой Александра Клименко, этот процесс будет завершен уже через 1–1,5 месяца. Наряду с этим фискалы также серьезно рассматривают возможность внедрения в жизнь одной из наиболее одиозных идей — введение налога с оборота. Такая норма содержится в проекте закона Министерства финансов о реформе налоговой системы. Документ предлагает постепенно снижать ставку НДС, а компенсатором бюджетных потерь выступит введение налога с оборота, ставка которого, наоборот, будет расти. Законопроект пока еще из ведомства не выходил. Но это всего лишь вопрос времени, ведь инициативу Минфина уже поддержал Президент Виктор Янукович. Власть намерена собрать деньги в бюджет любой ценой. И другой альтернативы, кроме как увеличение фискального давления на бизнес, у нее сейчас просто нет. Платежный дисбаланс На этой неделе парламент продолжит реформировать отечественную налоговую систему: Верховная Рада готова рассмотреть правительственные законопроекты, оговаривающие расширение полномочий налоговой, увеличение акцизов на алкоголь, табак и топливо, введение нового налога на операции с ценными бумагами. Нынешним народным избранникам уже нечего терять. Поэтому они без тени сомнения поддержат любые инициативы команды Николая Азарова по усилению фискальной нагрузки на бизнес. Раздавая социальные подачки и наращивая для этого госдолг, власть сама загнала себя в ловушку: расходы бюджета раздуты, а источники его наполнения скудеют на глазах. На серьезные проблемы с наполнением казны указывают и мировые финансовые институты. "Отсутствие резервного фонда и зависимость от налогов, имеющих циклический характер поступлений, вынудили власти прибегнуть к увеличению долговой нагрузки. Несмотря на улучшение экономической ситуации в 2011 г., бюджетная система по-прежнему остается уязвимой к внешним потрясениям и новый кризис способен вывести ее из равновесия", — так оценивается ситуация в Украине в недавно обнародованном отчете Евразийского банка развития "Риски для государственных финансов государств — участников СНГ в свете текущей мировой нестабильности". Его составители также указывают: если кризис еврозоны будет сопровождаться финансовым кризисом в Китае, экспортные доходы Украины сократятся еще больше, что увеличит бюджетные проблемы нашей страны: "В результате потребуется более жесткая, чем в случае кризиса только еврозоны, бюджетно-налоговая политика. Аналогичная политика понадобится и в случае, если кризис еврозоны будет проходить одновременно с фискальной консолидацией в США". Собственно, повышение налогов и ликвидация многочисленных льгот — вопрос решенный. Неясно пока, какие именно отрасли первыми пойдут на заклание. Ведь до сих пор власть активно раздавала преференции "своим". И за право ими пользоваться приближенный к власти бизнес будет стоять до последнего. А вот участь остальных уже предопределена — безропотно распластаться под налоговым прессом. Источник.