Retailer.RU подводит итоги 2012 г. в российском ритейле и представляет обзор важнейших новых проектов на розничном рынке
Январь
«реал,- Гипермаркет» (21 место в рейтинге ТОП-100 розничных сетей, опубликованном в журнале Retailer Magazine) представил первый магазин в новом для себя формате «городской гипермаркет».
Объект сети торговой площадью 6 000 кв.м., на которых расположились 30
000 SKU товаров, был открыт в московском ТЦ «Щелково». Формат
«городского гипермаркета» предполагает практически отсутствие складских
помещений и работу «с колес», пешую доступность для покупателей и
преимущественно ночные поставки с компоновкой фур под потребность
магазина.
Х5 Retail Group (1 место в рейтинге ТОП-100 розничных сетей, опубликованном в журнале Retailer Magazine) запустила интернет-магазин Е5,
с помощью которого можно сформировать покупку в Интернете, а затем
оплатить ее и забрать в выбранном покупателем магазине «Перекресток»,
«Пятерочка» или «Карусель». Ассортимент Е5 - более 250 000 товаров
категории non-food (от детских игрушек до бытовой техники и
электроники).
Х5 Retail Group дал бренду «Копейка» новую жизнь.
2 марта 2012 г. первый магазин «Копейка» в формате «у дома» открылся в
Москве на ул. Зверинецкая. Ранее компания рассматривала возможность
продажи бренда поглощенной сети.
Компания «585», развивающая ювелирные сети «585» и «Золотой», запустила новый проект - сеть бижутерии и аксессуаров La fleur.
Первый магазин уже начал свою работу в Белгороде. Запускать новые точки
компания планирует преимущественно на Урале и на юге России.
«Корпорация СБР», развивающая DIY-сеть «Метрика» (83 место в рейтинге ТОП-100 розничных сетей, опубликованном в журнале Retailer Magazine), запустила в Санкт-Петербурге первый магазин своей новой FMCG-сети.
Объект под временной вывеской «Продукты 24» начал работу 31 марта на
Ленинском проспекте. Развивать новую сеть ритейлер пока планирует
преимущественно в спальных районах Петербурга.
Апрель
УК «585», развивающая ювелирные сети «585» и «Золотой», запустила новый формат- «585 Золотой Дисконт». Первый магазин, в котором размер скидки на коллекцию достигает до 70%, открылся 19 апреля в Москве на Арбате.
Сеть товаров для дома «Уютерра» (100 место в рейтинге ТОП-100 розничных сетей, опубликованном в журнале Retailer Magazine) запустила одноименный интернет-магазин.
В онлайн-гипермаркете представлено свыше 20 000 наименований.
Информация о наличии товаров и их цена во всех городах, где представлены
объекты сети, отображается реальном времени.
Май
Российский розничный оператор «Монэкс Трейдинг» (развивает сети Next,
Mac, The Body Shop и др., (99 место в рейтинге ТОП-100 розничных сетей,
опубликованном в журнале Retailer Magazine)) вывел на российский рынок американский парфюмерный бренд Bath & Body Works. Первый магазин начал работу в московском ТЦ «Атриум» 16 мая 2012 г. Бренд работает в среднем ценовом сегменте.
Сеть центров мелкооптовой торговли «Метро Кэш энд Керри» (4 место в рейтинге ТОП-100 розничных сетей, опубликованном в журнале Retailer Magazine) запустила новый формат, рассчитанный на города менее 500 000 жителей.
Первый объект «Метро Пункт» открылся 17 мая 2012 г. в Вологде на
арендованных компанией площадях торгового центра на Окружном шоссе.
Инвестиции в его открытие составили около 1 млн евро. По итогам работы
пилотного проекта в 2012 г. будет принято решение о дальнейшем
тиражировании формата. На российский рынок вышла обувная сеть kari
(проект основателя «Эльдорадо» Игоря Яковлева). Первый магазин kari был
запущен в мае 2012 г. Ассортимент магазина включает мужскую и женскую
обувь под собственными торговыми марками. Ритейлер позиционирует себя в
сегменте «масс-маркет». Площадь объектов составляет в среднем 300 кв. м.
Также на российский рынок вышла британская сеть игрушек Hamleys.
Первый магазин открылся в мае 2012 г. в московском ТЦ «Европейский».
Его площадь составила 1700 кв.м. Развивает бренд в России компания
ideas4retail, также управляющая сетью Imaginarium.
Июнь
Компания Diva вывела на российский рынок свой второй бренд Lovisa.
Первый магазин новой сети был запущен в июне 2012 г. в московском ТРК
«Вегас». Целевая аудитория Lovisa - это «платежеспособные
представительницы женского пола в возрасте от 25 до 35 лет, следующие за
модой». Средняя цена украшения - 499 руб. Российские ритейлеры создали Ассоциацию компаний интернет-торговли
(АКИТ) для борьбы с «серым» рынком и монополией поисковиков, которые
сейчас в одиночку формируют отношение к интернет-торговле у
потребителей.
Компания «Метро Кэш энд Керри», развивающая одноименную сеть центров мелкооптовой торговли, запустила франчайзинговый проект.
Первые магазины под брендом «Фасоль» открылись в Санкт-Петербурге.
Данный формат является продолжением проекта «Школа торговли».
Июль
re:Store Retail Group (70 место в рейтинге ТОП-100 розничных сетей, опубликованном в журнале Retailer Magazine) начала торговать не только электроникой и мобильными телефонами, но и одеждой.
Новым брендом в портфеле компании, развивающей монобрендовые сети
re:Store (с техникой Apple), Sony, Samsung и Lego, стал Nike.
Первый магазин Nike площадью 300 кв.м под управлением re:Store Retail
Group открылся в июле 2012 г. в петербургском ТРК «Гранд Каньон».
«Ашан» (3 место в рейтинге ТОП-100 розничных сетей, опубликованном в журнале Retailer Magazine) запустил новый для России проект — бутик «Ювелирные украшения».
Первая точка в этом формате открылась 1 июля в московском «Ашане
Сокольники», но в «Ашане» об этом сообщили только 27 августа. Ее
ассортимент составил порядка 6000 наименований серебряных и золотых
украшений и бижутерии, половина которых привозится из Франции. Вилка цен
в бутике достаточно широкая — от 700 руб. за кольцо до 18 000 руб. и
выше.
Август
Одежная сеть oodji (87 место в рейтинге ТОП-100 розничных сетей, опубликованном в журнале Retailer Magazine) в 60 своих магазинах из 420 впервые запустила в продажу линию детской одежды oodji kids.
До этого момента ритейлер продавал только мужскую и женскую одежду и
аксессуары. Одежда рассчитана на детей в возрасте от 3 до 12 лет.
Концепция линии выдержана в общей стилистике бренда на сезон осень-зима
2012/2013 – «уютная загородная Европа». Средняя цена одной вещи —
399-699 руб.
На российском розничном рынке появилось новое объединение ритейлеров.
Татарстанские компании «Агат», «Дуслык» и «Челны-хлеб» образовали
торгово-закупочный союз «Волжско-Камский». Новый союз объединил под
своей эгидой более 90 торговых точек формата «магазин у дома»,
«супермаркет» и cash&carry площадью около 50 000 кв. м.
Компания «Симтекс» (БТиЭ-сети «Техношок», «Просто» и интернет-магазин «Закажи») запустила новый проект в формате «купонатор».
За основу был взят инструмент покупок в Интернете с использованием
скидочных купонов. Сервис запускается под уже известным брендом
«Закажи». Fashion-ритейлер Kira Plastinina инвестировал 150 млн руб. в запуск
собственного производства в Подмосковье. Там будет отшиваться 100%
изделий марки Lublu Kira Plastinina и 15% всей продукции под брендом
KiraPlastinina. С помощью импортозамещения компания планирует улучшить
показатель оборачиваемости и повысить контроль качества
Александр Федоров, создатель розничной сети «Дикая орхидея», занялся новым проектом в ритейле.
Он возглавил новую сеть магазинов женской одежды премиум-сегмента «Фан
Фан», став также ее миноритарным акционером. Первый магазин под брендом
«Фан Фан» открылся в Подмосковье в ТЦ «Юнимолл» на Новорижском шоссе.
Первые магазины сети дискаунтеров «Верный» (новый проект основателя «Пятерочки» Андрея Рогачева) открылись в октябре 2012 г.:
два из них были запущены в Москве, два - в Санкт-Петербурге. Средняя
площадь одного магазина составила порядка 400 кв.м, инвестиции в
оборудование - 6-10 млн руб.
Ноябрь
Испанский ритейлер Mango решил развивать в России еще два своих бренда
- магазины аксессуаров Mango Touch и магазины мужской одежды H.E by
Mango. Первый объект Mango Touch площадью 100 кв.м был запущен в ноябре
2012 г. в сочинском ТРЦ «МореМолл». А первые два H.E by Mango (200 кв.м
каждый) начнут работу в московском «Гудзоне» и екатеринбургском
«Гринвиче» весной 2013 г.
Декабрь
Владелец «Магнита» (2 место в рейтинге ТОП-100 розничных сетей, опубликованном в журнале Retailer Magazine) Сергей Галицкий начал новый проект по созданию парфюмерно-косметической сети.
Первый магазин новой сети под брендом Rouge открылся в Краснодаре, на
подходе еще один — в том же регионе. Ритейлер уже развивает сеть
магазинов «Магнит Косметик», они относятся к массовому сегменту и, кроме
самой косметики, предлагают ряд товаров для дома. Новый же проект может
создать конкуренцию таким сетям, как «Л’Этуаль» и «Рив Гош». Правда,
название, по мнению маркетологов, является не самым удачным.
Основатели УК «Симтекс», развивающей сети «Техношок», «Просто» и др., открыли свой первый премиальный салон оптики «Реноме»
в Санкт-Петербурге на Суворовском пр. Инвестиции в запуск объекта
составили 10 млн руб. Ритейлер намерен окупить вложенные средства за три
года. В 2013 г. планируется увеличить сеть на 3-5 объектов X5 Retail Group запустила тестовый «Магазин Будущего»,
работающий на основе RFID-технологий, для сотрудников своего
московского офиса. В обычных магазинах компания начнет использовать
RFID-технологии с конца 2013 г. Инвестиции в проект в общей сложности
составили 350 млн руб.
Финский ритейлер Kesko запустил в Санкт-Петербурге первый гипермаркет
продуктовой сети «К-Руока». В ближайшей перспективе запланирована
покупка еще как минимум десяти площадок под строительство «К-Руока» в
Санкт-Петербурге и Москве.