Уважаемые коллеги.
Государственная Дума Российской Федерации приняла в 3-ем чтении поправки в закон о контрольно-кассовой технике, которые по сути являются новым законом, в котором от 54-ФЗ вообще ничего не осталось.
В данном обзоре я не буду подробно рассматривать все аспекты нового законопроекта, тем более что он еще не прошел две инстанции и может произойти что угодно, но по основным, с моей точки зрения, проблемам я пройдусь.
Итак, сначала остановимся на применяемых в новом законе терминах. Самое серьезное нововведение относится к самой контрольно-кассовой технике, которая теперь является по закону ЭВМ, а значит теперь, прежде всего владельцам ККТ, пора знакомиться с Уголовным Кодексом и его замечательными статьями 272 и 273. С учетом того, что теперь пользователь сам должен определять из чего состоит купленная им техника, попасть под раздачу можно очень просто. А срок там не маленький – до 7 лет.
Кассовый чек теперь может быть не только бумажный, но и равнозначный ему – электронный. Бланк строгой отчетности может быть либо электронный, либо напечатанный на специальной системе, приравненной к ККТ. Похоже, написанные от руки бумажки уходят в прошлое.
Вместо одного реестра ККТ появляются два реестра ККТ и фискальных накопителей с учетом каждого выпущенного экземпляра. Вместо генпоставщиков, которые раньше отвечали за весь жизненный цикл продукции, появляются изготовители ККТ и ФН, в задачу которых входит только производством техники, а все остальное, по мнению законодателя, это проблема пользователей, которые купят их продукцию. Причем, основная задача изготовителей выпустить дешевую, а не качественную продукцию и кто выпустит наиболее дешевую продукцию, сможет рассчитывать на денежный бонус от государства.
Благодаря лоббистским усилиям ряда организаций появляется посредник в передаче данных от ККТ на сервер ФНС России, однако и здесь все не так просто, так как их место и уже подсчитанную прибыль могут отобрать банки, которые готовы передавать эти данные бесплатно для своих клиентов.
Для того чтобы кто-то разобрался в том, что будет происходить на кассовом рынке, появляются эксперты и экспертные организации, которые должны будут самостоятельно придумать методики проведения проверок и им руководствоваться до тех пор, пока чиновники не разработают свои, а это будет очень не скоро.
Ну и чтобы клиенты не толпились в налоговых инспекциях и не отвлекали инспекторов от работы, появляется удаленный кабинет пользователя ККТ в сети Интернет, через который он и будет решать все вопросы с налоговиками.
Законопроект фактически ограничивает до одного года применение ККТ, не соответствующих техническим требованиям и не подлежащих доработке. А вводить данные о e-mail клиента в чек – это вообще песня, особенно когда час-пик и много покупателей на кассе.
Что касается ведения реестров ККТ и ФН, то как я уже упоминал выше вводится по-экземплярный учет техники, при этом исключается из реестра тоже конкретный экземпляр, а не вся серия. Сбылась голубая мечта РАПКаТа об учете выпускаемой ГП продукции, но вот учет теперь будут вести другие.
Что касается экспертных организаций, то входной билет в это сообщество 10 000000 рублей чистых активов организации, при этом эта организация не может проводить экспертизу своей продукции. Вообще эта тема любопытна и скорее всего по ней будет дополнительный подзаконный акт.
В соответствии с прописанными в законопроекте техническими требованиями к ККТ, она должна состоять из корпуса с нанесенным на него заводским номером, принтера и часов реального времени. При этом о самой ЭВМ почему-то забыли. А так как в тексте упоминается о том, что Правительство имеет право вносить дополнительные требования, то подождем решения самого правительства по этому вопросу.
Что касается требований к ФН, то с учетом того, что продажа, установка и активация их в соответствии с поправками в 313 постановление не требует лицензии, я даже их рассматривать не буду, все равно крайним будет владелец ККТ.
Вообще читая данный документ очень четко видно, что его сочиняла не команда единомышленников, а люди с разными интересами и с учетом именно своих интересов, а интересы государства только декларируются. При этом понятно, что основная цель – это освоение тех миллиардов рублей, которые запрошены под эту тему, а все остальное только дымовая завеса.
Сейчас сервисным центрам надо четко понять, что на кассовом рынке меняется идеология и правила игры. Государство снимает с сервисных центров свой государственный заказ по технической поддержке контрольно-кассовой техники, так как считает, что эта техника будет работать сама, а если нет, то эта проблема клиентов. Поэтому всем сервисным центрам придется перестраиваться под новые условия и искать свое новое место на кассовом рынке. И остается только пожалеть, что из-за личных амбиций и недальновидной политики в свое время угробили РА ЦТО ККМ, да и многие региональные ассоциации ЦТО прекратили свое существование. И в нынешнее непростое время многим придется сражаться с проблемами в одиночку без учета коллективного опыта, что приведет к дополнительным потерям.
Однако те, кто переживет этот кризис, станут сильнее и возможно возродят новую общероссийскую ассоциацию ЦТО, ибо в нынешних условиях отсутствие этой организации привело к тому, что ЦТО просто кинули, даже изготовители добились для себя преференций, пусть и временных.
А вообще, любой кризис дает очень широкие возможности для роста, и тот, кто сумеет поймать золотую рыбку в нынешней мутной воде, будет завтра работать на обновленном кассовом рынке, ну а слабым придется уйти.
Удачной рыбалки коллеги!
|