Крупнейший в истории сбой фискальных накопителей, моментально вырубивший 9% рынка ретейла России, — более чем наглядное напоминание, что нас ждет в новую технологическую эру. Когда всё автоматизировано и взаимосвязано, любая маленькая поломка приобретает космические масштабы.
С июля 2017 года ретейлеры по новым требованиям закона перешли на контрольно-кассовую технику, передающую информацию о расчетах в Федеральную налоговую службу в режиме онлайн. Это вынудило бизнес установить онлайн-кассы и новые фискальные накопители. Сначала проблемы были относительно массовые, но все-таки частные — не хватало этих самых онлайн-касс, или они были слишком дороги для небольших торговых точек. Но 20 декабря случился настоящий большой общий… Тут мы деликатно поставим многоточие, потому что употребление мата в СМИ в России запрещено.
Жители Москвы увидели на сетях магазинов у дома «Магнолия» сообщения, что магазины не работают из-за сбоя касс.
Совладелец одной из крупнейших в России сетей по продаже техники и электроники DNS Дмитрий Алексеев на своей странице в Facebook сообщил, что ретейлер также столкнулся с проблемами. Он-то и раскрыл причину: отказ фискальных накопителей марки «Штрих-М-01Ф». «Сегодня реализовался страшный сон розницы, когда разом отказались работать все фискальные накопители данной марки и встала торговля. Пока не знаю, случайно или нет вкралась ошибка в микрокод этого принтера, но сейчас по всей стране (вслед за солнцем) из всех магазинов несется мат. Ибо что может быть хуже, чем лишиться возможности осуществлять торговлю в предновогодние дни?» — написал Алексеев.
О сбое начали сообщать и региональные ретейлеры. В Барнауле с проблемами столкнулись заправки «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть», сети магазинов «Мария-Ра», «Магнит», «Аникс», «Ярче», «Автоштрих».
В итоге выяснилось, что массовый сбой произошел в работе онлайн-касс производства «Штрих-М», «РР-Электро», ООО «Тринити» и ООО «НТЦ-Измеритель». Об этом сообщил в разъяснительном письме заместитель главы Федеральной налоговой службы Даниил Егоров. Он также заверил, что владельцы онлайн-касс, у которых произошел сбой, не будут привлекаться к административной ответственности за расчеты без контрольно-кассовой техники, так как их вина отсутствует.
Примерно через 12—13 часов после первых сообщений о сбое глава Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров сообщил, что неполадки ликвидированы. «Мы очень благодарны ФНС за такую оперативную работу. Ретейл практически не успел понести потерь, максимум 10 миллиардов рублей. Это очень маленькая сумма на фоне оборотов ретейла в России на уровне 34 триллионов рублей. Это очень мало, это те деньги, которые покупатели не успели внести в восточной части России», — сказал Федоров. Правда, в другой профессиональной организации — Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), которая объединяет крупнейших ретейлеров, работающих на рынке РФ, поначалу не подтвердили полную ликвидацию сбоя.
Федеральная налоговая служба проявила себя в этой нештатной ситуации с самой лучшей стороны (редкий случай, когда можно без зазрения совести похвалить налоговиков). ФНС разрешила предприятиям торговать без касс, быстро сообщила о том, что именно вышло из строя (хотя пока неясно, почему), и сразу сняла вопрос о возможном наказании торговых точек.
Но сама по себе ситуация заслуживает пристального внимания. Технологические сбои в работе банков, в том числе касающиеся платежей, происходят чуть ли не каждый день. Контрольно-кассовые аппараты, как выяснилось, могут практически мгновенно парализовать торговлю в масштабах гигантской страны. Возникает совершенно новая для человека и государства ситуация, когда, например, действующий закон оказывается невыполнимым по техническим причинам. Сбой техники автоматически делает вас преступником — и хорошо, если государство согласится, что вы не виноваты.
Желание создать максимально удобные и универсальные алгоритмы платежей, контроля за торговлей или финансовыми операциями людей и компаний вполне понятно и оправданно. Но чем больше процессов у вас завязано на одну технологию, на один сервер или одну систему серверов, тем больше вероятность превращения маленького сбоя в глобальный непредсказуемый кошмар.
В некотором смысле этот контрольно-кассовый «выстрел» нам в голову очень полезен. Разумеется, дико и нелепо пытаться искусственно тормозить технологический прогресс в финансовом, торговом секторе, промышленности, образовании, медицине. Но важно осознавать, что нет и, скорее всего, никогда не будет никакой абсолютно безрисковой и везде применимой технологии. Что новая логика таких технологий меняет и логику безопасности. Что никакие машины не заменят и не уменьшат ответственность человека за применение технологических «прибамбасов» и возможные последствия.
Технологический оптимизм не должен превращаться в технологический идиотизм. Иначе мы такого наворотим, что, если уцелеем, нам опять сильно захочется вернуться в мир, где можно было спокойно расплачиваться наличными через обычную кассу в магазине и получать их через окошко на предприятии. Люди не должны становиться рабами технологий. Смысл любых технологий как раз в том, чтобы давать нам новые степени свободы.
Источник
|