Директор гипермаркета «Карусель» подралась с покупателем из-за тележки с просроченными продуктами. Итог: покупатель побит, у женщины-директора - сотрясение мозга, охранники практически не пострадали. В X5 Retail Group выразили сожаление по поводу произошедшего.
Он первый начал
Инцидент случился вечером 2 марта в магазине на улице Руставели. Один из покупателей обнаружил в гипермаркете товары с непонятными сроками годности, сложил их в тележку и стал фотографировать. Покупатель представился администрации гипермаркета как руководитель общественной организации «Потребительский надзор» Александр Виноградов. По словам Виноградова, просроченных продуктов набралась целая тележка. - Там были и сыр, и пирожки, и мясо, срок годности которого в два раза превышал его срок хранения, - рассказал он «Фонтанке.ру». Общественник начал заполнять протокол о выявленных нарушениях. Далее, по его версии, прибежала директор магазина с охранниками. Возник конфликт. Женщина разбила фотоаппарат, а мужчины-охранники побили его. По версии «Карусели», которую Online812 озвучил Владимир Русанов - руководитель отдела по связям с общественностью в регионах X5 Retail Group (владеющей брендами «Карусель», «Пятерочка» и «Перекресток»), инцидент спровоцировал сам покупатель. - Александр Виноградов - человек весьма эмоциональный, мягко говоря. И очень, видимо, был заинтересован в конфликте, - говорит Русанов. - Он брал продукты немаркированные, где-то срок был просрочен на несколько часов, где-то не был - где-то был... Если он нашел какие-то единицы просроченных товаров из десятков тысяч, представленных в ассортименте, то это не повод устраивать такой конфликт и провоцировать драку. У нас в вежливой форме можно обменять любой просроченный товар на свежий, и мы даже благодарны таким покупателям, которые нам на это указывают. По словам представителя «X5», когда разбушевавшийся общественник начал размахивать руками, администрация магазина вызвала полицию. Но драка уже разгорелась. В ходе потасовки директор «Карусели» получила сотрясение мозга. Инцидент записали камеры видеонаблюдения. Все материалы служба безопасности гипермаркета передала в полицию. Проводится проверка. - Мы будем выяснять степень вины каждого из участников, - говорит Владимир Русанов. - Мы подозреваем, что Александр Виноградов предъявил не удостоверение общественной организации, а какую-то филькину грамоту. Сейчас наша служба безопасности и полиция проверяют - есть ли вообще такая организация «Потребительский надзор», где и когда она была зарегистрирована, если была. Владимира Русанов рассказал, что в «Х5» есть официальное письмо от Общества защиты прав потребителей по Санкт-Петербургу, в котором торговые сети предупреждаются о мошенниках, нелегально проверяющих гипермаркеты под видом сотрудников общества. Возможно, Виноградов – один из них? - Мы выражаем сожаление по поводу произошедшего конфликта, - добавил представитель «Х5». В неофициальной беседе сотрудники компании рассказали, что знают этого Виноградова уже давно. По их словам, он ходит в «Карусель», как на работу, и ищет там товары с истекшими сроками годности, иногда проводя в магазине по нескольку часов. Он даже судится с «Каруселью» из-за похожего конфликта с просроченным товаром. Но пока никаких судебных решений по тому делу не принято.
«Живем за счет судов»
Online812 попытался отыскать в Петербурге общественную организацию «Потребительский надзор». Безуспешно. В интернете нет упоминаний о такой организации, и никто из опрошенных Online812 экспертов по потребительскому рынку о ней ничего не слышал. Зато в Петербурге обнаружилось большое количество других общественных организаций, которые чуть ли не ежедневно проверяют петербургские магазины. - Мы проверяем продуктовые магазины 3 - 4 раза в неделю, - говорит руководитель петербургского РОМОО «Общественный потребительский надзор» («Обпотребнадзор») Вадим Докукин. - Просрочку найти можно везде, но в небольших магазинах беспорядка больше, чем в сетевых. Сетевики, как правило, соглашаются исправить нарушения, но если прийти через неделю – картина будет та же самая. По его оценке, 70% предприятий нарушают закон о защите прав потребителей. В магазинах зачастую ведут себя грубо. Отказываются предъявлять документы на товар, требуют покинуть помещение. Нередко возникают конфликты. Докукин говорит, что его самого однажды забрали во время проверки из магазина в 28-й отдел милиции. По его словам, замначальника отдела целых полтора часа изучал его документы и полномочия. Разобрался и отпустил. В ходе проверки общественники составляют акт на четырех листах, куда вписывают обнаруженные нарушения по 13 пунктам: наличие информации для покупателей о режиме работы магазина и его реквизитах, применение контрольно-кассовой техники, наличие контрольных весов и гос. поверки на весы, правильность ценников, наличие товаров без информации на русском языке, наличие сертификатов соответствия, товаров с истекшим сроком годности и так далее. После составления и подписания этого документа у нарушителей есть два пути. Первый: они добровольно исправляют все недочеты, убирают с полок просроченный товар и обещают, что больше так не будут. Тех, кто идет по второму пути - то есть грубят проверяющим и не хотят исправляться, - ждут суды и проверки Роспотребнадзора. Общественная организация по закону имеет право подать иск в суд в защиту неопределенного круга лиц - то есть всех потенциально пострадавших покупателей. По словам Докукина, штрафы, которые накладывает Роспотребнадзор, для предпринимателей смехотворны. Должностные лица штрафуются на 500 - 1000 рублей, юридические лица - на 5 - 10 тысяч рублей. По мнению общественника, органы надзора почему-то чаще предпочитает штрафовать должностных лиц, а не юридических, и наказание получается совсем несерьезным. - Что позволяет предполагать, что «штраф» за юрлицо был все же заплачен, но в неофициальном порядке, - намекает Вадим Докукин на коррупцию в госорганах. По его словам, наказание через суд – намного более действенная мера, чем штрафы. Так как проигравшим предпринимателям приходится оплачивать еще и судебные издержки, которые включают в себя и расходы общественной организации «на юридическое сопровождение» процесса. Вадим Докукин говорит, что «Обпотребнадзор» выигрывает 80% судов. За счет этого и живут. Финансирование организации полностью автономное. Часть средств, по его словам, поступает от членских взносов.
Самое опасное – газировка
По информации общественников из другой организации - «Городской защиты прав потребителей», чаще всего просроченными бывают газированная вода, салаты и молочная продукция. - Многие предприниматели не считают нужным просрочку убирать и специально ей торгуют. Даты переклеивают. Бывает, просто лепят одну наклейку поверх другой. В магазине «Народный», например, очень много просрочки, - говорит представитель организации Евгения Попова. В этой организации жалуются на грубость предпринимателей и равнодушие Роспотребнадзора. - Когда мы выявили в «Пятерочке» продукцию с истекшим сроком годности, нам предложили вернуть деньги и взять хороший товар. Но в магазине так делать не имеют права, потому что не потребитель должен находить просроченный товар, а они сами должны его искать и убирать. Мы говорим – мы не для этого пришли, а для того чтобы вы так больше не делали. А нам сказали: «Не мешайте работать! Пишите, что хотите, и желательно за дверью магазина». Мы написали в Роспотребнадзор. Но получается замкнутый круг, потому что городской Роспотренадзор неохотно выходит на проверки по нашим актам. Они находят 280 причин, чтобы не пойти! Присылают отписки: мол, не хватает такой-то подписи в акте или еще что-то. Мы, конечно, можем написать жалобы просто как граждане, но в заявлении придется указать свой адрес и телефон. А потом меня в подворотне будут ловить предприниматели и бить ногами? Такие случаи бывали. Поэтому и создается общественная организация, чтобы не отсвечивать свои адреса в целях собственной безопасности. По словам Евгении Поповой, их общественная организация живет на доходы от предпринимателей. - Предприниматели заключают с нами договоры на услуги тайного покупателя, - рассказывает она. - Сами директора просят, чтобы мы им помогали: чтобы знать, какие недостатки у них в магазине, кто как работает. На этих договорах мы живем. Стоимость такой услуги – «договорная». Все зависит от объема и частоты проверок. Одна такая «тайная проверка» стоит порядка нескольких тысяч рублей.
Есть такой бизнес – магазины пугать
По словам вице-президента межрегиональной ассоциации общественных объединений потребителей Северо-Запада Андрея Баринова, прав у общественных организаций столько же, сколько у любого потребителя. Любой покупатель может сфотографировать нарушение в магазине, составить заявление и попросить руководителя магазина подписать его. При этом руководитель имеет право не подписывать акты потребителей и общественных организаций. Он может вообще с ними не разговаривать и попросить не мешать работать. Но не имеет права им противодействовать. Разницы никакой нет – что потребитель заявление в контролирующие органы отнесет, что общественная организация. Реагировать Роспотребнадзор будет одинаково. Баринов – один из старейших городских защитников прав потребителей, постоянный член консультативного совета Роспотребнадзора - считает, что все вопросы с администрацией торговых точек можно решать без конфликтов, а уж тем более - без драк. По его словам, даже если покупатель им позвонит и пожалуется на просроченный продукт – это еще не повод идти в магазин с проверкой. - Сперва мы советуем покупателю обратиться к директору, чтобы заменить товар, - объясняет он. – И если тот извинится и выполнит это требование, зачем нам туда ехать - магазин ведь уже устранил замечание. К многочисленным новым общественным защитникам, появившимся в Петербурге в последние годы, у старых общественников отношение подозрительное. - К сожалению, есть у нас такие организации, цель которых не заниматься повышением правого образования и помогать гражданам, а работать на собственный карман, - говорит. – Они делают удостоверение, пишут на нем красивые слова «потребительский контроль» или какой-нибудь «обнадзор» - по аналогии с Роспотребнадзором. Приходят в магазин, показывают корочки и начинают командовать: «Так. Проверка! Закрыли двери, прекратили работу... Стой там, беги сюда, сейчас будем составлять акт». И начинают качать права в надежде, что им что-то обломиться – деньгами, колбасой, борзыми щенками... А если им не обломится здесь, пойдут в другой магазин пугать. По словам участников рынка, размер взятки, которую администрация магазина зачастую готова заплатить общественным проверяющим, составляет, как правило, 50% от суммы реального штрафа, грозящего торговцам за выявленные нарушения. С крупными сетями такие общественники не работают, потому что подобные «фокусы» проще провернуть с небольшими частными магазинчиками. Кстати, многие общественные защитники прав потребителей стараются внешние атрибуты своих организаций сделать похожими на символику или название госорганов. Например, адрес сайта общественной организации «обпотребнадзор» - 78potrebnadzor.ru - вполне можно спутать со страницей Управления Роспотребнадзора по Петербургу - 78rospotrebnadzor.ru. Другая общественная организация «Центр защиты прав потребителей» использовала в своей печати двуглавого орла, что делало печать похожей на настоящую гербовую. В прошлом году «Центр защиты прав потребителей» был за это оштрафован на 100 тысяч рублей. Мария ГОРДЯКОВА