С 1 февраля 2017 г. в силу вступает федеральный закон, который заставит бизнесменов серьезно потратиться на новое кассовое оборудование.
Согласно новым правилам, оно должно будет сразу отправлять данные чека в налоговый орган. Для этого кассы, во-первых, должны быть подключены к Интернету, а во-вторых, во избежание потери данных иметь специальное приспособление – фискальный накопитель. За своевременную передачу и хранение данных о чеках будет отвечать оператор фискальных данных (ОФД), услуги которого тоже придется оплачивать.
Закон №54-ФЗ открыл сразу два новых рынка: рынок обновленного кассового оборудования с емкостью, по разным данным, 75–100 млрд руб. и рынок операторов фискальных данных, который уже в следующем году может преодолеть отметку в 2 млрд руб.
Новый алгоритм
В ФНС зарегистрировано около 4 млн предприятий, работающих с населением, из них только порядка 2 млн имеют контрольно-кассовую технику (ККТ). Остальные 2 млн предпринимателей используют простые принтеры чеков или бланки строгой отчетности (БСО), позволяющие, по сути, работать в тени. Уже в 2018 г. все они попадут в орбиту нового закона: продавцы в Интернете, поставщики услуг с формированием БСО и прочие освобожденные ранее от использования касс категории предпринимателей тоже должны будут использовать специальную ККТ.
В зависимости от того, имеется ли уже у предпринимателя касса и какая она или еще нет кассового оборудования, работа по новому закону обойдется ему в 6000–50 000 руб., в зависимости от комплекта ККТ. Наибольшие траты предстоят тем бизнесменам, которые сейчас работают вообще без кассового оборудования.
«Давайте разберемся, – предлагает гендиректор компании «Смартфин» (бренд 2can&ibox) Дмитрий Богдашев. – Со вступлением в силу нового закона алгоритм действия будет следующим: покупатель оплачивает товар или услугу, с помощью кассы нового образца получает чек – на бумаге или на свою электронную почту, – данные чека оператор фискальных данных регистрирует у себя в хранилище данных для последующей передачи в налоговый орган, а также хранит длительное время на своих серверах. Для новой ККТ производителями разработано программное обеспечение, которое будет ими настроено в зависимости от того, с каким ОФД они рекомендуют работать».
На рынке ККТ России существует всего два крупных игрока – «Штрих-М» (согласно данным сервиса «Контур.Фокус», принадлежит пяти бизнесменам, в том числе генеральному директору Андрею Журавлеву), который занимает чуть больше 50% рынка, и «Атол» (владелец – президент компании Алексей Макаров), у которого порядка 40%, оставшиеся чуть меньше 10% делят между собой все остальные производители. Каждый производитель разработал для своей техники программное обеспечение, которое взаимодействует с определенным ОФД.
«Предустановленные настройки не обязуют предпринимателя работать только с одним ОФД, – объясняет Дмитрий Богдашев. – Каждый предприниматель сможет сам выбирать подходящего для него оператора, изменив соответствующим образом настройки ККТ».
Пока на рынке ОФД только четыре участника – это «дочка» совместного проекта Сбербанка и «Атола» «Эвотор ОФД» (преднастроен на кассах «Эвотор» и других моделях «Атола»), АО «Энергетические системы и коммуникации» (бренд «Первый ОФД»), ООО «Такском» и ООО «Ярус лтд» (преднастроен на ККТ «Штрих-М»). Представители «Такскома» и АО «Энергетические системы и коммуникации» от комментариев о возможном сотрудничестве с производителями кассового оборудования воздержались.
Примерная средняя стоимость услуг ОФД – 3000 руб. в год на один кассовый аппарат. По расчету компании «Эвотор ОФД», в 2017 г. объем рынка при такой цене передачи составит 2,25 млрд руб., в 2018 г. – 6,75 млрд руб., а уже к 2019 г. – 9 млрд руб.
Скорее всего, четырьмя игроками рынок операторов фискальных данных не ограничится. По мнению экспертов, их число может дорасти до двадцати, однако половина будет вынуждена уйти с рынка из-за высокой конкуренции и жестких требований к качеству услуг.
Предложения на рынке
Несмотря на то, что новые требования к ККТ создают многомиллиардный рынок, существенные изменения в расстановке сил производителей кассового оборудования вряд ли произойдут. «Основные игроки рынка ККТ или внесли первые модели в реестр, или подали документы на сертификацию, – комментирует член совета директоров компании «Эвотор», президент УК «Атол» Алексей Макаров. – Все массовые модели основных производителей ККТ будут доступны на рынке до конца 2016 г. В реестре появятся 12 моделей от пяти производителей: «Атола», «Эвотора», «Штрих-М», «Кристалла» и «Дримкаса».
В июне этого года Сбербанк и «Атол» объявили о создании новой компании «Эвотор», которая представит систему управления и автоматизации торговли в сегменте малого бизнеса. «Эвотор» предлагает автоматизацию торговой точки под ключ, включающую оборудование и «облачные» сервисы с личным кабинетом предпринимателя и маркет-плейсом. Оборудование – это смарт-терминал и программное обеспечение на базе Android, а также терминалы для приема банковских карт, сканер штрих-кодов, модуль УТМ для ЕГАИС и др. Уже известно, что стоимость базового комплекта «Эвотора» будет начинаться от 25 500 рублей. Компания планирует занять до 30% нового рынка.
«Полноценных аналогов «Эвотора» в России пока еще нет, – констатирует финансовый аналитик компании «Финам» Тимур Нигматуллин. – Это связано с тем, что терминал был представлен непосредственно в момент принятия легализовавшего онлайн-фискализацию 54-го закона. Тем не менее я не исключаю появления в ближайшем будущем конкурентов. Ведь это всего лишь планшет с ПО на базе Android с подключенным устройством для приема банковых карт, сканером штрих-кодов, модулем УТМ для ЕГАИС и т.п. Комплектация «все в одном» очень удобна для бизнеса. К тому же, «клонировать» устройство можно за относительно небольшой срок. Думаю, что Сбербанк будет защищать свою долю рынка, в том числе за счет агрессивного снижения цен и предоставления выгодных условий лизинга».
«Эвотор» – комплексное решение. В одном аппарате собраны сразу все функции, поэтому, с одной стороны, оборудование подходит под все требования нового закона, с другой – сложно представить, чтобы один кассовый аппарат мог устроить всех продавцов.
Совместно с производителем «Штрих-М» компания 2can&ibox готовит к выходу на рынок сервис 2can Register, который может быть предустановлен на кассовое оборудование «Штрих-М». В отличие от аппаратов «Эвотор», «Штрих-М» и 2can&ibox предлагают не единый аппарат, а отдельные компоненты, которые могут дополнить имеющуюся у предпринимателя кассу, чтобы она соответствовала новым нормам, и подобрать все элементы под запросы конкретного бизнеса. «Это может быть планшет любого размера, промышленные держатели и подставки под него, несколько вариантов фискальных регистраторов, денежных ящиков, – рассказывает Дмитрий Богдашев, – подключаемый сканер штрих-кодов и наш кардридер. Предприниматель может выбрать для себя оптимальный по цене и функционалу набор. При условии, что уже имеющийся фискальный регистратор можно только переоборудовать фискальным накопителем вместо ЭКЛЗ, затраты на новое оборудование могут быть меньше 18 000 руб.».
Кроме того, сервисное решение 2can Register будет работать и с ККТ других производителей.
Мимо кассы
Заявленная цель нового закона – снизить обращение черного нала и повысить собираемость налогов. В реальности законопроект, напротив, может вызвать уход малого и среднего бизнеса в тень, так как затраты на новое оборудование возрастают, возрастает и стоимость обслуживания такого оборудования. По сути, предприниматель будет вынужден не только единожды заплатить за новое оборудование, но и постоянно оплачивать услуги операторов фискальных данных.
«Думаю, что предпринимателям с учетом обещанных налоговых вычетов для компенсации затрат на новое оборудование будет целесообразнее оставаться в белой зоне, – говорит Дмитрий Богдашев. – Тут стоит говорить не об уходе в тень, а замедленном выходе из нее: бизнес, который раньше обходился без кассового оборудования, а теперь вынужден вложиться в него, конечно, будет до последнего оттягивать этот момент, но рано или поздно признает необходимость прозрачности розничных продаж».
В РФ низкая доля малого бизнеса – всего 15–30%. Доля МСБ в США и Канаде в ВПП этих стран занимает 70–80%. Кроме того, у МСБ высокий теневой оборот. Конечно же, наличию теневого оборота способствуют высокий уровень и специфика налогообложения в России. Если учесть все налоги и сборы, то предприятию приходится отдать в бюджет и различные фонды почти половину зарплаты сотрудника. Росту теневого оборота способствует и зарегулированность рынка, и высокие барьеры для того, кто хочет заниматься продажей товаров и услуг в России. Теперь уходу в тень уже существующего МСБ поспособствует новый закон.
«54-ФЗ не только предлагает бизнесу потратиться на оборудование, но и устанавливает между предпринимателем и фискальным органом посредника, услуги которого будут платными, – рассуждает председатель правления Союза предприятий зообизнеса, член совета московского отделения «Опоры России» Кирилл Дмитриев. – Новые издержки, разумеется, повлекут повышение цен, правда, пока сложно оценить этот рост. Есть и другой, вызывающий недоумение момент. Государство не раз заявляло, что число людей, занятых в МСБ, должно расти. Было бы логично поддерживать патентную систему, которая также контролируется фискальными органами и позволяет легко войти в малый и микробизнес всем желающим. Вместо этого в разгар кризиса создаются дополнительные расходы для уже существующего бизнеса и барьер для возникновения новых предприятий. В июне–июле этого года «Опора России» заметила очередную волну банкротства в малом и микробизнесе. Новый закон улучшению ситуации не способствует».
«Не думаю, что число новых предпринимателей должно сильно уменьшиться, – не соглашается генеральный директор сервиса «Нимбл» Александр Нинбург. – Возможно, лишь первые пару лет будет небольшой спад (примерно на 10%) в связи с адаптацией к новшеству. Технологический порог вхождения в бизнес не станет сильно выше. Кассу все равно придется покупать, просто теперь это должна быть касса с функцией онлайн-обмена данными с ФНС. На примере Казахстана мы видим, что подобная система успешно работает уже пару лет».
«Вложиться в новое оборудование, видимо, со временем придется, – комментирует ситуацию владелец одного из интернет-магазинов на условиях анонимности. – Для бизнеса, который только-только встает на ноги, такие траты могут быть очень существенными. Но в целом не все так страшно. Покупатели не всегда требуют чеки, соответственно продавцы не всегда их пробивают или выписывают. Вряд ли я открою секрет Полишинеля, если скажу, что и до 54-ФЗ малый, да и средний бизнес самостоятельно решал, сколько прибыли он может показать налоговой, чтобы не вызывать подозрений. Будем показывать меньше, раз возрастут расходы. Конечно, есть риск проверки, но, например, чек для подстраховки выдается клиенту, пришедшему в первый раз, а постоянным клиентам не выдается. Думаю, новый закон не изменит принципиально этот порядок вещей».
Мила Кретова
|