«Кто не закроется — уйдет в тень» — такие перспективы рисуют амурские предприниматели малому бизнесу из‑за требования после нового года установить онлайн-кассы. Инициаторы закона утверждают: современная система поможет сэкономить бюджетные средства благодаря автоматизированному контролю и выведет на чистую воду тех, кто «скручивает» кассовые аппараты, скрывая доходы. Кроме того, каждый чек теперь навсегда останется в системе, что поможет защитить права потребителей. Однако сами бизнесмены не согласны с новым законом и хотят добиться его изменения. Свои предложения они обсудили на круглом столе с представителями власти и налоговых органов, который прошел в Благовещенске. Что стоит за простым на первый взгляд требованием заставить кассу передавать чеки через интернет — разбиралась «Деловая среда».
Федеральный закон № 54, который и стал причиной возмущения амурских бизнесменов, вступил в силу 15 июля этого года. Сначала нововведение действовало в добровольном порядке. Со следующего года предприниматели смогут регистрировать в налоговых органах только контрольно-кассовую технику нового образца — поддерживающую интернет-связь, имеющую фискальный накопитель и способную передать в режиме онлайн все чеки фискальному оператору (буфер между предприятием и налоговой). Остальные кассы нужно заменить до 1 июля 2017 года. А к июлю 2018‑го новые аппараты потребуются и тем, кто сегодня обходится вообще без касс — предпринимателям, работающим на ЕНВД и патентной системе налогообложения. Исключения — для торговых точек в отдаленных местностях, где проблемы с интернетом, а также для микробизнеса — продавцов беляшей и кваса, мороженого, торговцев на рынке.
— Цель реформы — эффективный механизм контроля, оптимизация затрат времени налогоплательщиков и налоговых органов, — рассказала главный государственный налоговый инспектор контрольного отдела УФНС России по Амурской области Галина Быстрова. — А также создание инструмента народного контроля в сфере применения ККТ и новых механизмов защиты интересов и прав потребителей, контроль над ценами социально значимых товаров.
По словам специалиста, теперь регистрировать новые кассы нужно будет не в налоговой, а через личный кабинет. Все чеки станут электронными и попадут в общую систему после покупки товара, а штрафы будут справедливыми, так как вся система автоматизирована.
Есть и свои исключения. Например, онлайн-кассы можно не использовать в отдаленных местностях, где нет интернета (не распространяется на города и районные центры). Здесь покупателям будут продолжать выдавать обычный чек. В Приамурье утвержден список таких деревень.
Однако большинство предпринимателей работают в городах и селах, не попавших под это исключение, и они не согласны тратить немалые, по их мнению, средства на кассовые нововведения.
Неподъемные растраты
— Новый закон накладывает большую финансовую нагрузку на предпринимателей, — уверена гендиректор благовещенской компании «Эксперт» Ольга Колесникова. — Судите сами: стоимость кассы с фискальным накопителем составляет не меньше 17 с половиной тысяч рублей. Также необходимо заключить договор с центром техобслуживания — это 600 рублей в месяц, то есть 7,2 тысячи рублей ежегодно. Затем требуется подключить кассу к интернету. Средняя абонентская плата у провайдеров — тысяча рублей, это еще 12 тысяч в год. Кроме того, необходимо приобрести электронную подпись. Мы мониторили рынок — она стоит минимум полторы тысячи в год, если вы не работодатель, если работодатель — 2900 рублей. Настройка подписи ЭЦП на своем компьютере обойдется в 2000 в самом центре техобслуживания. Если же ЦТО делает настройку у себя в офисе, вы не сможете самостоятельно пользоваться этой подписью. Также необходимо заключить договор с оператором фискальных данных: стоимость 3000 рублей в год. Затем нужно зарегистрировать кассу в ИФНС.
Таким образом, по подсчетам предпринимателей, итоговая сумма расходов — более 40 тысяч рублей. При этом касса не будет приспособлена под 1C.
— В Амурской области доход большинства ИП составляет менее 300 тысяч рублей в год, то есть 25 тысяч в месяц. Если вычесть обязательные налоговые, страховые платежи и добавить сюда расходы на онлайн-кассу, ежемесячный доход сократится до 19 тысяч рублей, — подсчитывает Ольга Колесникова. — А ведь из этих денег предпринимателю нужно платить аренду, коммунальные, иногда — рекламные услуги. Столько времени и сил потрачено на то, чтобы вывести из тени «серый» сегмент бизнеса — автомойки и автомастерские, мебельщиков. А сейчас мы просто загоняем их обратно. Государство хочет прозрачного ведения бизнеса — мы не против! Но не нужно выдавливать последние соки из малого предпринимательства.
— Помимо покупки новой кассы, мы обязаны, как здесь уже звучало, приобрести фискальный накопитель. Скажите, а почему я имею право пользоваться им только в течение 36 месяцев? — озвучила еще одну проблему председатель совета предпринимателей при главе города Зеи Галина Глотова. — Это моя собственность, я отдала за нее деньги и хочу, чтобы накопитель работал до полного заполнения! Кроме того, у меня в подсобном помещении сейчас лежит 10 касс. Это примерно 150 тысяч рублей. Кассы хорошие, рабочие, а меня заставляют их выкинуть и купить новые. Разве это справедливо?
Вызывает тревогу у бизнесменов и необходимость обучить персонал работать на новой технике.
— Это не просто замена аппарата — это совершенная новая система, пользоваться которой мы должны учить девчонок с образованием в 10 классов. Ведь именно они зачастую идут работать продавцами, — возмущается предприниматель из Благовещенска. — А по новому законодательству покупатель может потребовать чек на имейл или на телефон. Причем вы же знаете наших людей: потребует один — тут же захотят и остальные в очереди. Вот и представьте, вечер, толпа народа, а кассир, вместо того чтобы быстро обслуживать клиентов, каждому отправляет чеки. Это ведь нужно тот же имейл или номер телефона правильно вбить. Думаете, получится быстро? Да и по сути эта система нужна налоговой инспекции. А расходы кидают на нас.
Недовольны и те, кому закон разрешил не использовать новые ККТ: «Нам говорят: можете работать без онлайн-кассы. Но тогда не торгуйте алкоголем и сигаретами. А это нарушение прав человека! Почему житель села не может пойти в магазин и легально купить бутылку водки, например, — говорит владелец магазина из Константиновки Татьяна Васина. — Вы думаете, они пить перестанут? Нет, просто будут брать у «серых» торговцев».
Отложить, возместить, исключить
Обоснованность проблем предпринимателей поддержала и начальник управления по развитию потребительского рынка администрации Благовещенска Ольга Здункевич: «Это действительно очень большая нагрузка на предпринимателей. Закон был принят без обсуждения с регионами. Понятно, что хочется владеть информацией о товарообороте. Но либо это нужно было делать поэтапно, либо сейчас вносить поправки. Я считаю, что мы должны выйти с законотворческой инициативой: обязательное применение систем ККТ с доступом в интернет должно быть только при реализации предметов роскоши, автомобилей, ювелирных изделий. Передавать онлайн-информацию из деревенского магазина о каждой купленной булке хлеба нереально».
Помимо этого, в ходе обсуждения проблемы было озвучено еще несколько предложений. Во-первых, отложить на год вступление закона, потому что сегодня в России просто нет необходимого количества новых кассовых аппаратов. Также снять временное ограничение на использование фискальных накопителей.
Предприниматели предложили отменить обязательную установку онлайн-касс для предприятий с годовым доходом менее 300 тысяч рублей и для индивидуальных предпринимателей, которые не имеют работников. Снизить цены на услуги по обслуживанию онлайн-касс и уменьшить штрафы хотя бы на первые три года, пока закон будут «обкатывать» в регионах. Возмещать траты на новые ККТ для бизнесменов, расширить перечень видов бизнеса, которым онлайн-кассы необязательны.
Свои предложения бизнесмены отправили губернатору Приамурья, в амурское Заксобрание области, депутатам Госдумы и Совета Федерации от Амурской области. Появятся ли в новом законе поправки, покажет время. Однако бизнесмены не теряют надежды и покупать новые кассы пока не торопятся.
«Апгрейд» старых дороже новых
Большинство касс можно не выкидывать, а усовершенствовать, говорят специалисты.
Так, ККТ, выпущенные после 15.07.2016 года, будут модернизированы условно бесплатно, владелец отдаст около 150—200 рублей за оформление документов. Комплект для «апгрейда» аппаратов, выпущенных после 1 января 2016 года, обойдется в 3 тысячи рублей. Для касс, увидевших свет до 2016 года, — 5 тысяч. У более архаичных аппаратов (которых сегодня немало в обороте) нужно менять старую плату — около 7 тысяч рублей. Плюс отдельно необходимо приобрести фискальный накопитель — еще 9 тысяч. Доставлять выход в интернет либо подключать ее к компьютеру с выходом в сеть — тоже не бесплатно. В итоге купить новую кассу для многих окажется дешевле и проще, чем «апгрейдить» старую.
«Касс на всех может не хватить»
«По сути, новая касса — это просто фискальный инструмент. Да, в техническом плане она стала более современной, но для предпринимателя эта ККТ не дает вообще ничего, — говорит руководитель Ассоциации центров техобслуживания ККТ Приамурья Игорь Сидорик. — Например, у них отсутствуют такие понятия, как Z-отчет, Х-отчет. У кассы отсутствует понятие «секционность». Насколько мне известно, работа в этом направлении идет. Есть проекты от Сбербанка и от других банков по программному обеспечению, которые будут работать с ККТ. Новая техника не поддерживает 1С. Но до июля ситуация должна исправиться, 1С работает в этом направлении. И если у вас куплена лицензионная версия программы, приобретены обновления — проблем с этим не будет. Есть и второй путь решения проблемы — новые кассы, как правило, выпускаются сразу с программным продуктом. Можно приобрести так называемое рабочее место кассира. Это своеобразный буфер между ККТ и 1С, который будет адаптировать и передавать туда данные. Стоимость услуги — 6—7 тысяч рублей. Еще одна проблема — нехватка новых касс на рынке. Недавно был вебинар с одним из заводов-поставщиков. Они могут выпускать только 50 тысяч аппаратов в месяц. А в России их нужно более 700 тысяч. Поэтому, я считаю, вступление закона нужно отложить хотя бы на полгода».
Екатерина Гвоздовская
|