Воскресенье, 28.04.2024, 11:11
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Рекомендуем ЦТО ККТ
  • Аманит
  • Оверс ЛТД
  • Пятерка и К
  • Санкт-Петербург-90
  • Сервис
  • Тех Центр
  • Эльфарм
  • Форма входа
    Поиск
     
    Главная » 2013 » Октябрь » 13 » Кассовая борьба, или история ЭКЛЗ как краткая история коррупции в России.
    21:22
    Кассовая борьба, или история ЭКЛЗ как краткая история коррупции в России.


    Предисловие


    В начале сентября в Пензенской области объявлен конкурс среди журналистов на лучшее освещение вопросов противодействия коррупции, в котором я решил поучаствовать. И предлагаю свое виденье коррупции, а именно – коррупция, это не там где наживаются за чужой счет, а наживаются на совершенно законных основаниях. Как, например, в случае с голограммами и ЭКЛЗ. История ЭКЛЗ – это краткая история коррупции в России. И история о том, как ФСБ постепенно создавала под себя этот бизнес. Не очень большой по российским меркам, но необычайно лакомый, по прибыльности сравнимый разве что с торговлей наркотиками.
    ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная) - специальное устройство, вроде флэшки, которое вставляется в кассу и хранит информацию о покупках, заменяя по сути контрольную лету. То есть в принципе, это устройство полезное. Ели бы не его цена, которая составляет более половины стоимости кассового аппарата. И цена в данной истории – главное.

    Визуальное надувательство

    Специальные голографические наклейки, как средство визуального контроля (СВК) за кассовыми аппаратами, были введены в 1997 году. Владельцы контрольно-кассовой техники (ККТ) обязаны были ежегодно покупать их у центров технического обслуживания (ЦТО) и наклеивать на кассовые аппараты. Наличие голограммы являлось свидетельством того, что ККТ находится в Государственном Реестре и стоит на учете в ЦТО.
    Тогда, в далеком 1997-м, никто понятия не имел, что такое голограмма и сколько она может стоить, даже примерно. Поэтому их цену в $5 предприниматели поначалу приняли без особых возражений – если надо, ну значит так оно и надо. Ну, разве что поматерились немного.

    Кому есть дело до «беспредела»?

    Прошло четыре года, цены на голограммы стабильно следовали за растущим долларом, и народ стал просекать, что это форменное надувательство. Особенно после того, когда голограммы, если кто помнит, стали клеить на проездные билеты, отчего цена их возросла всего лишь на три рубля – а тут пять долларов!
    Тогда, 12 лет назад, в «Новой газете» было напечатано мое открытое письмо зампреду областного правительства Вячеславу Сатину, курировавшему торговлю. После чего у меня состоялся обстоятельный разговор с господином Сатиным и начальником отдела торговли и услуг Сергеем Симоновым. Сии достойные мужи признали, что цены на голограммы – это полный «беспредел». И даже обещали направить жалобу в Москву. Но так и не направили.
    И голограммы до сих пор продолжают ежегодно клеить на кассовые аппараты. За счет владельцев кассовых аппаратов, естественно.
    И стоят они уже не пять, а шесть долларов.

    Легенда о контрольной ленте

    Аппетит, как известно, приходит во время еды. Умные люди в Москве поняли – «скушали» голограммы, «скушают» и более острое блюдо.
    И в 2003 году на кассовые аппараты стали ставить новое средство контроля – специальный блок, с мудреным названием ЭКЛЗ, который нужно было ежегодно менять. Естественно, за счет владельца кассы.
    Вообще история ЭКЛЗ крайне интересна, занимательна, поучительна, порой, трагична, а порой – комична. И окружена множеством легенд, тайн, интриг, слухов и сплетен.
    Начну с такой легенды - изначально ЭКЛЗ планировали делать в Пензе. Разрабатывало ее ФАПСИ (сейчас этой конторы уже не существует), и тогдашний ее директор господин Старовойтов (любимый герой журналиста-единоросса Александра Хинштейна, если кто помнит) обещал отдать ее производство в Пензу. И называлось даже предприятие, которое будет их делать – родной для Старовойтова ПНИЭИ. Но должен еще раз повторить – это легенда. Красивая, вполне правдоподобная, но, легенда.
    ЭКЛЗ, так же как и голограммы, делают московские фирмы, скажем так, очень близкие к ФСБ. И когда случился Беслан, то предпринимателям даже намекнули, что чрезмерная цена на ЭКЛЗ – это некий налог на борьбу с терроризмом. Но это тоже легенда - террористов меньше не стало.
    Первые ЭКЛЗ стоили более 5 тысяч рублей, что сразу вызвало подозрение в многократном завышении цены.
    Нашлись умельцы, которые блок ЭКЛЗ разобрали на комплектующие, фото выложили в Интернете, и пришли к выводу, что больше $25 данный «девайс» стоить не может. Снова поматерились, но на том дело и кончилось
    А цена ЭКЛЗ продолжала расти, и сейчас в Пензе она стоит 7.800 рублей, а в некоторых более богатых регионах аж под 9 тысяч.
    Или – под 300 долларов. Столько же стоит неплохой планшетник.
    Или – раз в 10 дороже себестоимости.
    Особенно если учесть то обстоятельство, что любой технически сложный продукт, при достаточно долгом нахождении на рынке без улучшения потребительских качеств, имеет тенденцию к снижению цены. Не снизились цены на ККТ и после вступления России в ВТО, хотя вроде, из-за развития конкуренции на рынке торгового оборудования, должны были снизиться - это закон рынка. Но у нас этот закон почему-то не действует.
    Первые ЭКЛЗ имели весьма внушительные габариты и были крайне низкого качества – процент брака доходил до 6-8 процентов. Но, пожалуй, самое комичное заключалось в том, что первые ЭКЛЗ не работали при низких температурах.
    И это при том, что имелся целый модельный ряд ККТ, разработанных специально для торговли на открытых базарчиках, то есть, могли работать при морозе до минус 20.
    Естественно, сразу же нашлись достаточно хитрые ЦТО, которые просто помещали ЭКЛЗ в холодильник на некоторое время, со всеми вытекающими последствиями, а потом меняли их по гарантии. Правда, это продолжалось недолго – производители ЭКЛЗ сделали специальное заявление, и пригрозили, что таких «самострелов» будут лишать аккредитации.

    Бороться или мириться?

    Еще восемь лет назад против ЭКЛЗ пытался выступать наш местный лидер «Опоры России» Олег Тоцкий. Ему удалось напечатать в СМИ несколько статей о чрезмерной цене ЭКЛЗ, и даже пообщаться на эту тему с тогдашним Министром эконом развития и торговли РФ Германом Грефом. И Греф на словах его поддержал. Но еще несколько лет все оставалось по-прежнему.
    Неким подарком, или утешительным призом для предпринимателей послужило то, что кассовые аппараты отменили для плательщиков ЕНВД. Хотя не для всех – те, кто торгует алкогольной продукцией, по-прежнему обязаны использовать ККТ. И как все остальные ежегодно менять ЭКЛЗ.
    Но в целом надо заметить, что в принципе, предпринимателям сейчас глубоко плевать и на ЭКЛЗ, и на голограммы. Они с этим свыклись. Конечно, менять «девайсы» хлопотно, но особых убытков они не несут – стоимость голограмм и ЭКЛЗ банально закладывается в стоимость товара и платит за них покупатель. И сумма набегает приличная: в области сейчас числится 19.516 единиц кассовой техники. На каждую приходится по 7.800 за ЭКЛЗ, плюс 200 рублей за голограмму, плюс 4000 за техническое обслуживание, итого – 240 миллионов рублей в год, их которых 150 миллионов уходит из области, причем это плата фактически за «воздух».
    То есть все мы, включая и губернатора, и даже грудных младенцев, переплачиваем за товары и услуги примерно по 150 рублей в год. Это вроде как налог такой, в никаком Законе не прописанный.
    Кто-то возможно и посмеется – да плюнь ты на эти полторы сотни. Не плюну. В России создан еще один рынок, «рынок контроля». И я сам не хочу за него платить, и других призываю этого не делать.
    Еще раз повторюсь – история ЭКЛЗ – это краткая история коррупции в России. На ее примере особенно хорошо видно, как можно при помощи пары Указов и Постановлений делать очень неплохие деньги. С нормой прибыли в 700-800 процентов.
    А почему я считаю это коррупцией? Да хотя бы потому, что ни в какой другой стране такое невозможно. А у нас продолжается десятилетиями.
    Вот такие дела. Тем, кто не поленился дочитать этот текст до конца, рекомендую показать его знакомым предпринимателям, имеющим ККТ – ведь получается, что их молчание – в какой-то степени соучастие в этой коррупционной схеме. Да и власти не должны молчать по поводу того, что в столицу ежегодно вывозится не менее 150 миллионов рублей.

    Может, хватит кормить Москву?

    С просьбой прокомментировать эту статью я разослал ее более чем в 50 адресов, как то: общественные организации, политические партии, торговые сети. Получил всего лишь три ответа:
    - из Ассоциации потребителей сообщили, что готовы заняться этой проблемой, если будут обращения от граждан;
    - эксперты Общественной палаты не усмотрели в данной проблеме признаков коррупции;
    - ответ из приемной Уполномоченного по защите прав предпринимателей приведу полностью:
    - Найти прямые признаки коррупции в приведенных доводах очень сложно. Если говорить о завышенной стоимости, то будет честно выслушать доводы другой стороны. Нам сейчас не представляется возможным предположить, сколько бы терял бюджет от мошенников, если бы отсутствовал даже такой примитивный уровень защиты.
    И позволю себе несколько комментариев:
    - если бы поиск признаков коррупции был простым делом, у нас все ИТК были бы переполнены;
    - вопрос «другой стороне» задан через СМИ посредством данной статьи и в 7-дневный срок надеемся получить ответ;
    - если "даже такой примитивный уровень защиты" обходится предпринимателю в 7.800 рублей в год на каждый кассовый аппарат, то сколько будет стоить «не примитивный» уровень защиты?
    В целом же такое отношение, судя по ответам, свидетельствует о том, что реально ни политические партии, ни общественные организации, ни власти особо-то бороться с коррупцией не хотят.

    Проблема 12448

    И все же считаю, что данной проблемой должна озаботиться одна из политических партий, и поднять вопрос о проведении парламентского расследования. Там ведь копать глубоко не нужно – все на поверхности. Было бы только желание бороться с коррупцией. Пока организовал в Сети сбор подписей за проведение такого расследования. Подписаться не сложно – достаточно набрать в любом поисковике слово «Демократор», а когда откроется сайт с таким названием, ввести номер проблемы – 12448 и проголосовать.
    При достижении 50 подписей администрация сайта делает официальный запрос в Госдуму. И чем больше подписей, тем больше вероятность, что такое расследование будет проведено.
    И, следовательно, тем больше вероятность, что область перестанет платить ежегодную 150-и миллионную «дань».

    P.S. Альтернатива

    На Украине пошли другим путем – кассы оснащают специальным модемом, при помощи которого информация по интернету передается непосредственно на сервер налоговой инспекции. Удовольствие тоже не дешевое – 1500 гривен (6000 рублей), но модем не нужно менять каждый год.
    Разработать и начать выпуск такого же оборудования в Пензе на базе того же ПНИЭИ – кто собственно, мешает?

    П. Арзамасцев
    Просмотров: 1172 | Добавил: Пятерка | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    СПб ОС по ККТ © 2024
    Наш опрос
    Создание общероссийского объединения сервисных центров, занимающихся онлайн-ККТ
    Всего ответов: 141
    Календарь
    «  Октябрь 2013  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031
    Архив записей
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Бесплатный хостинг uCoz