Новые поправки к федеральному закону N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» могут существенно повлиять на рост уровня затрат части ритейлеров из-за необходимости замены кассовых аппаратов.
Сроки и порядок внедрения кассовой техники нового образца уже зафиксированы в законопроекте, который был принят Госдумой в первом чтении в феврале этого года. Рассмотрим более подробно, какие последствия для предпринимателей и покупателей несет в себе данная инициатива и возможно ли подорожание товаров.
Одной из основных целей введения поправок является повышение эффективности контроля за применением ККТ и снижение теневого оборота наличных денежных средств. По данным департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ РФ, оборот теневой наличности в России за 2013-2015 годы составил почти 3,7 трлн рублей.
Если введение закона не будет отложено, использование новой ККТ станет обязательным с 1 июля 2017 года для крупных и средних игроков рынка, и к 1 января 2018 года действие закона распространится также и на малый бизнес. В ККТ нового образца электронную контрольную ленту (ЭКЛЗ) заменит фискальный накопитель — устройство, которое хранит зашифрованную информацию. Такие кассовые аппараты позволят обеспечить формирование кассового чека в виде электронного документа, присылаемого на e-mail что, на мой взгляд, является прогрессивным решением, соответствующим развитию бизнеса и технологий.
Однако внесенные поправки не предполагают немедленного освобождения от необходимости выдавать покупателям бумажные чеки. С 1 февраля 2017 года до 1 января 2018 года продавцы будут обязаны выдавать покупателям только бумажные чеки, а электронные — по требованию. С 2018 года выдача электронного чека станет, наоборот, обязательной, а отпечатанный на бумаге кассовый чек необходимо будет передать покупателю по его требованию.
Кроме того, все данные о кассовых операциях с новой ККТ будут автоматически передаваться в налоговые органы. Предполагалось, что данная опция поможет предпринимателям сократить административную нагрузку и снизит ежегодные издержки, связанные с использованием ККТ. Однако, существует ряд причин, которые заставляют сомневаться в достижении этой цели.
Во-первых, электронный чек, полученный покупателем, приравнивается к бумажному кассовому чеку при условии наличия сведений о нем в базе оператора фискальных данных. Эта инициатива призвана защитить право покупателей на возврат товара. Однако необходимость заключения договора с оператором фискальных данных (в целях обеспечения требований ФЗ по передаче данных в налоговые органы в электронной форме), в свою очередь, также повлечет дополнительные расходы со стороны предпринимателей. Для средних и крупных магазинов эти затраты, вероятно, не окажутся критичными.
Между тем, небольшие магазины и индивидуальные предприниматели, согласно существующим правилам, не во всех случаях обязаны выдавать кассовые чеки, для них организация передачи данных о каждой операции в налоговые органы потребует значительных затрат и, как следствие, может привести к закрытию или уходу в «серую» зону части из них.
Во-вторых, налаживание работы в соответствии с новыми правилами потребует значительных усилий и финансовых инвестиций от всех игроков рынка (настройка отправки онлайн-уведомлений в налоговые органы и покупателям).
Как это скажется на тарифах курьерских компаний — платежных агентов, пока сложно прогнозировать. Мы, как логистический оператор, в любом случае обеспечим соблюдение всех новых требований законодательства в области работы ритейлеров сразу после вступления их в силу. Закон одинаков для всех, и предпринимателям, в любом случае, придется подчиняться новым правилам.
Все это, в свою очередь, определенным образом может повлиять и на покупателей. Переход к новой ККТ приведет к тому, что в цену товара могут закладываться новые сопутствующие изменениям дополнительные расходы. А вот насколько резким может оказаться рост стоимости потребительской корзины, пока прогнозировать сложно. С другой стороны, возможность эффективного контроля за оборотом наличных средств поможет существенно снизить угрозу от такого фактора ценового роста, как недобросовестность предпринимателей. Вследствие этого есть все основания полагать, что в перспективе введение поправок будет способствовать поддержанию стабильности цен.
Автор: Полина Винокурова, PR-директор логистической компании МОЛКОМ
|