Вторник, 24.12.2024, 19:43
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Рекомендуем ЦТО ККТ
  • Аманит
  • Оверс ЛТД
  • Пятерка и К
  • Санкт-Петербург-90
  • Сервис
  • Тех Центр
  • Эльфарм
  • Форма входа
    Поиск
     
    Главная » 2015 » Январь » 15 » Как воруют кассиры: схемы мошенничества в магазине.
    16:22
    Как воруют кассиры: схемы мошенничества в магазине.

    «Если посмотреть на статистику распределения краж, то получим следующую картину: 40% краж приходится на долю покупателей (так называемые шоплифтеры), еще 40% - на кассиров и около 20% - на весь оставшийся внутренний персонал магазина», — говорит Анатолий Цилюрик, ведущий эксперт по программному обеспечению для контроля кассовых операций Set Prisma компании «Кристалл Сервис».

    "Если кассир не ворует, значит он просто ищет способ украсть” — неизвестный сотрудник службы безопасности.

    Если о шоплифтерах написано много (в социальных сетях не сложно найти целые сообщества, где люди делятся своими успехами и составляют рейтинги. А интернет-магазины наперебой предлагают купить оборудование, предназначенное «ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для проверки и выявления УЯЗВИМОСТЕЙ противокражных систем»), то про воровство кассиров и способы обмана все могут только догадываться. О последних мы и поговорили с Анатолием.

    Главный подозреваемый

    Кассир - одна из самых низкооплачиваемых профессий в магазине, и в тоже время этот сотрудник каждый день имеет дело с большим объемом денег и товаров — как тут удержаться и не украсть? Неудивительно, что среди кассиров много хороших психологов. Они много общаются с людьми, хорошо понимают психотипы. А глупая болтовня или балаган с медлительностью работы может оказаться ничем иным, как спланированной и заранее рассчитанной атакой на кошелек неосмотрительного покупателя. Кассир достаточно точно может определить, кто из покупателей склонен проверить чек, а кто - нет. И точно понимает, с кем можно «поработать», а кого лучше честно отпустить.
    Далеко не все сотрудники кассового узла именно такие, но часть из них явно недооценена.
    Теперь вы немного лучше представляете, с кем имеете дело на кассе?

    Схемы мошенничества.

    Схемы можно условно разделить на две группы:

    • Схемы, связанные с товарами
    • Схемы, связанные с кассовым чеком

    Схемы, связанные с товарами.

    Продажа алкоголя в ночное время.

    С точки зрения закона продажа алкоголя в ночное время является прямым нарушением. На первый взгляд, для магазина прямой потери нет, скорее, можно говорить о дополнительной прибыли. Но это справедливо только до момента прихода проверки.

    Зачем это нужно?
    Если кто-то спрашивает вечером или ночью алкоголь, значит, он ему очень нужен или это представитель контролирующего органа. В любом случае, можно смело просить за бутылку на 5-10% больше розничной стоимости. Скорее всего, покупатель будет согласен и на такую накрутку (ведь альтернативы, по большому счету, нет). Заработанный процент можно спокойно взять себе. При этом все будет честно — товар будет продан, а деньги за него согласно кассовому чеку окажутся в кассе.

    Как это сделать?
    Так как продажа алкоголя напрямую запрещена, то, скорее всего, пробить товар по кассе просто не получится. Но ничего страшного. Кассир продает алкоголь за наличные и делает соответствующую запись где-нибудь на листочке (название/цена). На следующее утро он берет точно такую же бутылку и на нее пробивает чек. Сама бутылка возвращается на полку, а в кассу вносится корректная сумма (за вычетом тех самых 5-10% накрутки).

    Как этому противостоять?
    Много ли людей покупают алкоголь утром? Аналитическое программное обеспечение отлавливает такие чеки и сообщает о подобном факте нарушения. Дальше дело за малым - восстановить подобный чек и картинку с видеокамеры. Если в момент продажи покупателя не было на кассе, на лицо нарушение.

    Ошибка при продаже упаковки товаров.

    Иногда это просто ошибка, а иногда умышленная кража.

    Зачем это нужно?
    Сделать хорошее родственнику или другу всегда приятно. Один из возможных вариантов — продать ему упаковку товара за неполную стоимость.

    Как это сделать?
    Кассир берет упаковку товаров с одним штрих-кодом на ней. Сканирует товар, но не изменяет количество на число товаров в упаковке.

    Как этому противостоять?
    Необходимо вести контроль продажи товаров в упаковках. Свести воедино видео и содержимое чека просто. Результат обмана легко раскрыть и доказать.

    Лишний товар в чеке.

    «В наше время не обсчитывают. Не буду смотреть в чек!» — думал доверчивый покупатель.

    Зачем это нужно?
    Покупатель берет много однотипного товара. Легко «случайно» добавить в чек чуть больше товаров того же типа.

    Как это сделать?
    Кассир сканирует несколько товаров, а один из них сканирует дважды, пока покупатель отвернулся или зазевался.

    Как этому противостоять?
    Первый контролер в этой ситуации — сам покупатель. Второй - вы и ваш верный помощник — аналитическое программное обеспечение для контроля кассовых операций. Как оно здесь поможет? Система настроена так, чтобы отслеживать подобные чеки. Просто сравните содержимое чека и предоставляемый видеоряд.

    Продажа весового товара с заведомо малым весом.

    Огромный окорок весом всего в 100 грамм. Это магия? Совсем нет.

    Зачем это нужно?
    Знакомый или родственник может без особых затрат покупать весовые товары на кассе за гораздо меньшие деньги.

    Как это сделать?
    Есть два способа совершить такой обман. Первый ― покупатель заранее клеит на весовой товар штрих-код от более легкого и кассир на кассе просто «не замечает» подмены. Второй сложнее ― предварительно необходимо напечатать штрих-код с закодированным в нем весом и ценой. После штрих-код необходимо приклеить на руку и при сканировании весового товара просканировать не его «родной» штрих-код, а тот, что приклеен на руке. Кстати, этот же метод подойдет и в случае продажи одного товара, а добавления в чек другого. Вам просто потребуется еще один штрих-код для штучного товара. Теперь можно продавать дорогой алкоголь по цене другого, более дешевого.

    Как этому противостоять?
    Ответ уже ясен — необходимо программное обеспечение, способное отлавливать часто встречающиеся недорогие весовые товары и предлагать проверить действительно ли на видео продается тот товар, который сканируется.

    Возврат товара без товара.

    Утром деньги, а стулья вечером.

    Зачем это нужно?
    Покупатель возвращает не сам товар, а только его упаковку или же вообще ничего не приносит. Кассир делает возврат. Деньги идут кассиру, а товар остается у покупателя.

    Как это сделать?
    Родственник или друг кассира совершает покупку и в этот или на следующий день делает возврат товара. Деньги выдаются, а товар не возвращается.

    Как этому противостоять?
    По-хорошему, штрафовать. Если кассир доказывает, что товар был принят и он его добросовестно вернул на полку или в отдел, проверьте видеоряд - был ли товар в момент возврата действительно возвращен покупателем. Если возвращается коробка, кассир должен открыть ее и убедиться, что товар внутри.

    Умышленный пропуск товара.

    И сканер не пищит…

    Зачем это нужно?
    Так можно легко подарить товар родственнику или другу.

    Как это сделать?
    Кассир сканирует товары, но для части товаров закрывает штрих-код рукой и проносит его мимо сканера. Визуально похоже, что вы просканировали товар. По факту товаров в чек не добавляется.

    Как этому противостоять?
    Защит может быть несколько. Первый вариант — охранник, который внимательно наблюдает за кассирами. Если сканер не “пикнул”, а товар был пронесен, охранник подходит и обращает на это внимание кассира. Есть и другой надежный помощник — специальное аналитическое программное обеспечение для контроля кассовых операций. Логика крайне проста. Если прикрывать рукой штрих-код, то ритм сканирования товаров собьется. Человеку сложно ощутить этот ритм. Машина же, напротив, справляется с этим «на ура». А видео с цифровой камеры наблюдения в окне программы избавит от всех сомнений.

    Схемы, связанные с кассовым чеком

    Шаг 1: не выдать чек покупателю

    Невыдача чека покупателю позволяет воплотить в жизнь целую серию атак. Не выданный чек не всегда «ошибка по невнимательности». Если чек не забрал покупатель, значит его не обязательно «закрывать» или фискализировать. Деньги покупателя не зафиксированы фискальным регистратором и, с точки зрения государства, акта продажи не было. После ухода покупателя у кассира множество вариантов, например, он может отменить чек или позицию и получившийся излишек денежных средств забрать себе.

    Забыл выдать чек

    Как это сделать?
    Необходимо определить, кому из покупателей чек может быть неинтересен. Если покупатель все равно ждет, чтобы ему выдали чек — потянуть время, сослаться на долгий процесс печати чека кассовой программой. Если есть уверенность в том, что покупатель ждет только формальной демонстрации чека и не будет его брать, то можно попробовать вариацию — выдать уже «отработанный» чек.

    Как этому противостоять?
    Лучший способ — наделить властью покупателя.

    Перезагрузка кассы без администратора.

    Как это сделать?
    Кассир получает деньги за покупку от клиента, рассчитывает сдачу и после этого перезагружает кассовый аппарат. Дело в том, что на большинстве точек используются старые версии кассовых программ. Многие из них после перезагрузки «забывают» про набранный чек. К тому же не всякий покупатель будет ждать, пока касса перезагрузится или кассир набьет чек заново.

    Как этому противостоять?
    Первое — объявление о бонусах для покупателя в случае невыдачи чека. Второе — нужно использовать самое современное программное обеспечение (посмотрите, что используют топовые сети — «Лента», «О’Кей», «Азбука Вкуса» и др.). Третье — аналитическое программное обеспечение для контроля кассовых операций. Несанкционированная перезагрузка фиксируется, и в отчете о потенциально опасных ситуациях отображается, что предшествовало перезагрузке и что было потом. В помощь вам и видеоряд с камер наблюдения над кассами.

    Умышленное затягивание выдачи чека покупателю.

    Кассиру достался очень воспитанный покупатель. Касса уже перезагружена, а он все равно ждет. Что делать? Тянуть время!

    Как это сделать?
    У кассира вдруг возникает необходимость протереть стол, поправить сигареты, нагнуться — сделать все что угодно, только не выбивать чек. Если покупателю все равно, то он сдастся и уйдет.

    Как этому противостоять?
    Противостоять такой схеме достаточно сложно. Лучше искать другие грехи за этим сотрудником. Если он готов на такое умышленное затягивание, то и в других способах обмана он точно искушен не меньше. Что касается работы аналитической программы, то она позволит выявить и просмотреть все случаи на кассовом узле, когда время между последним добавлением товара в чек и печатью чека больше обычного. А это поможет вам найти потенциального нарушителя.

    Шаг 2: чек есть, начинаем зарабатывать.

    Аннулирование чека, изменение количества товаров в чеке.

    Все эти атаки направлены на изменение количества фактически приобретенного товара и прошедшего через фискальный регистратор.

    Зачем это нужно?
    Невыданный чек можно аннулировать и забрать весь излишек денежных средств себе. Или отменить несколько позиций, изменить количество некоторых товаров. Излишек денежных средств переходит в карман кассиру.

    Как это сделать?
    Кассир видит, что покупатель не хочет брать чек. После его ухода он аннулирует чек или редактирует некоторые позиции.

    Как этому противостоять?
    В кассовой программе запретите кассиру аннулировать или редактировать чек. Если в магазине только один кассир и он же является администратором, потребуется помощь специализированного аналитического программного обеспечения.

    Отмена последнего товара перед закрытием чека.

    Зачем это нужно?
    Это более сложная схема. Чек все-таки необходимо выдать, но внимательный покупатель не найдет там нескольких последних позиций.

    Как это сделать?
    Кассир пробивает все товары. Покупатель видит правильную стоимость на дисплее покупателя и передает нужную сумму. Кассир рассчитывает сдачу, но чек все еще должен быть не закрыт. Как только он вернет деньги — удаляется последняя позиция и закрывается чек. При должной сноровке это можно сделать быстро и незаметно для покупателя. Излишек денежных средств можно свободно переложить к себе в карман.

    Как этому противостоять?
    Если просто запретить возможность отменять позиции в чеке, задача будет решена. Или нужен контролер, сторонний человек с такой возможностью. Но и это, в конечном счете, не застрахует от сговора. Спасет ситуацию аналитическое программное обеспечение по контролю кассовых операций. Оно беспристрастно обнаружит подобные чеки и передаст информацию о них вам. Вашей задачей будет только подтвердить спорные ситуации.

    Отмена последнего товара в чеке с последующим добавлением позиций.

    Зачем это нужно?
    Обсчет покупателя с целью получение излишка денежных средств.

    Как это сделать?
    Кассир первым делом сканирует самый дешевый продукт. Далее - все остальные. Получает оплату и выдает сдачу покупателю. Чек не выдает и не закрывает. После ухода покупателя он отменяет все позиции кроме первой. Товары второго покупателя добавляет в уже существующий чек. Образовавшийся излишек забирает себе.

    Как этому противостоять?
    Запретить возможность кассиру отменять позиции в чеке не всегда возможно. Если это сделать, то потребуется нанять на работу администратора, который будет иметь такую возможность. Но и в его честности можно сомневаться. Выход - использование специализированного аналитического программного обеспечения.

    Заключение.

    Кроме использования специального программного обеспечения, хорошей идеей будет вербовка попавшихся кассиров. Либо он идет на сделку, либо будет уволен. Выбор невелик. Специалисты в области безопасности знают, что порой лучше привлечь таких людей на свою сторону.

    С воровством на кассе боролся Дмитрий Шехов

    Просмотров: 1720 | Добавил: Пятерка | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    СПб ОС по ККТ © 2024
    Наш опрос
    Создание общероссийского объединения сервисных центров, занимающихся онлайн-ККТ
    Всего ответов: 141
    Календарь
    «  Январь 2015  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031
    Архив записей
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Бесплатный хостинг uCoz