Какие данные есть у инспекции.
Налоговики собирают, систематизируют и хранят большой массив данных по операциям с наличной выручкой. Для этого приказом ФНС России от 26 мая 2008 г. № ММ-3-2/235@ разработан специальный информационный ресурс. Он формируется на местном, региональном и федеральном уровнях ( п. 1.2 приложения № 2 к приказу № ММ-3-2/235@ ) и содержит информацию о зарегистрированных ККТ и об проверках ККТ. При этом учитываются также сведения о замене электронной контрольной ленте, защищенной (ЭКЛЗ) и фискальной памяти. Помимо этого налоговики располагают данными об утраченной или похищенной технике.
Отметим, что каждый из трех уровней информационного обеспечения имеет определенный набор реквизитов. Например, на местном уровне в их состав входят сведения о показаниях фискальной памяти ККТ при ее регистрации и снятии с учета ( письмо ФНС России от 7 июня 2013 г. № АС-4-2/10459 ).
Как пополняется ресурс.
Использование ЭКЛЗ ограниченно вне зависимости от ее заполнения ( п. 2 раздела II протокола заседания ГМЭК от 26 февраля 2003 г. № 1/73-2003 , п. 1 письма Минэкономразвития России от 4 февраля 2011 г. № Д05-305 ). Один раз в 13 месяцев ее нужно менять. В результате чего происходит перерегистрация ККТ. При этом составляется акт по форме № КМ-2 , утвержденной постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 . В него вносятся показания счетчиков до и после замены ЭКЛЗ. Аналогично этому при снятии ККТ с учета также фиксируются соответствующие показатели.
Таким образом, ресурс заполняется сведениями при снятии техники с учета и ее перерегистрации. В частности, это может происходить по причине замены программно-аппаратных средств. Подтверждают это и налоговики ( письмо № АС-4-2/10459 ).
Как проводится проверка ККТ.
Действия налоговиков призваны обеспечить выявление возможного занижения налоговой базы. Сведения ресурса дают им информацию о наличной выручке компании, которая представляет собой одну из составляющих суммарного дохода. Другой источник получения необходимых сведений о выручке – банковские выписки. Они дополняют картину доходов компании, составленную по фискальными данным. Напомним, возможность получения налоговиками выписок предусмотрена пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса РФ.
При наличии двух источников чиновники согласны исключить двойной подсчет доходов. Относится это к операциям с использованием платежных карт, а также к наличной выручке, инкассированной на расчетные счета. В этих случаях одинаковая сумма по одному и тому же доходу проходит и по кассе, и по банку.
В конечном итоге компании для оценки рисков занижения налоговой базы нужно сравнить показатели декларации по прибыли с величиной безналичных и наличных доходов, сведениями о которых располагают налоговики. При этом особенности порядка сопоставления зависят от системы налогообложения.
Если она общая, то сравнивается сумма фискальных данных и доходов, полученных по безналу, с суммой выручки, отраженной по коду строки 010 листа 02 декларации по налогу на прибыль, утвержденной приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174@ .
В то же время компания, находящаяся на упрощенной системе налогообложения, сравнивает сумму наличной выручки и безналичных доходов с показателем по коду строки 210 раздела 2 декларации, утвержденной приказом Минфина России от 22 июня 2009 г. № 58н . Причем в таком случае налоговиками также контролируется и соблюдение ограничения дохода в размере 60 млн руб. Напомним, такое требование является условием применения «упрощенки» ( п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ ). При этом в случае совмещения «упрощенки» и «вмененки» при определении лимита учитывается только та часть дохода, которая получена при применении упрощенной системы ( письмо Минфина России от 28 мая 2013 г. № 03-11-06/2/19323 ).
При сравнении показателей выручки нужно учитывать порядок вычисления налога на прибыль. Так, в письме № АС-4-2/10459 налоговики обратили внимание, что требуется принимать во внимание порядок признания доходов. Совпадение данных налоговой инспекции с показателем выручки, определенной по декларации, возможно, если используется кассовый метод. Напомним, его могут применять только те компании, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый из них ( п. 1 ст. 273 Налогового кодекса РФ ). Также нужно помнить и о перечне доходов, не учитываемых при расчете налога на прибыль. Они предусмотрены статьей 251 Налогового кодекса РФ.
При камеральной проверке налоговики сравнивают свои данные с показателями декларации. Если на протяжении двух и более отчетных или налоговых периодов, а для НДФЛ – одного года и более, имеется значительное расхождение, то это грозит неприятностями для компании. Она рискует не только получить требование о представлении в течение пяти дней пояснений или внесении исправлений, но и быть приглашенной на заседание комиссии по легализации налоговой базы. Касается это и случая несоблюдения лимита доходов при применении упрощенной системы налогообложения.
В письме № АС-4-2/10459 уточняется, что данные ресурса будут использоваться при проведении камеральных и выездных проверок. Однако только этим дело не ограничится. Имеющиеся у налоговиков сведения также будут применяться на стадии предварительного предпроверочного анализа. Он проводится для включения компании в план выездных проверок. На последующем этапе, когда организация уже поставлена в очередь на проведение мероприятий налогового контроля, чиновники также будут обращаться к данным ресурса.
|