Воскресенье, 22.12.2024, 07:00
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Рекомендуем ЦТО ККТ
  • Аманит
  • Оверс ЛТД
  • Пятерка и К
  • Санкт-Петербург-90
  • Сервис
  • Тех Центр
  • Эльфарм
  • Форма входа
    Поиск
     
    Главная » 2012 » Апрель » 16 » Как инспекторы должны проверять наличную выручку.
    20:16
    Как инспекторы должны проверять наличную выручку.


    У налоговиков появился регламент, где четко прописано, как нужно контролировать полноту учета наличной выручки. В документе в числе прочего названы максимальные сроки ревизии, приведен перечень проверяемых документов и указаны методы, которые должны применять инспекторы. Кроме того, в регламенте даны четкие инструкции относительно того, куда проверяемое лицо может пожаловаться на ревизоров, если те нарушили его права.

    Вводная часть.

    Контроль и надзор за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей – одна из государственных функций. Для каждой государственной функции необходим регламент, который является нормативным правовым актом (необходимость разработки регламентов исполнения государственных функций введена постановлением Правительства РФ от 16.05.11 № 373).

    Регламент по проверке наличной выручки утвержден приказом ФНС России от 17.10.11 № 133н и начал действовать 17 февраля 2012 года.

    Этапы и сроки проверки.

    Согласно новому регламенту проверка полноты учета наличной выручки состоит из четырех этапов. Каждый этап – отдельная административная процедура, для которой отведены свои сроки. Суммарная продолжительность всех процедур не может превышать 20-ти рабочих дней. Расскажем о каждой из процедур подробнее.

    Предъявление поручения.

    Первая процедура называется «предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции». На данном этапе налоговики обязаны продемонстрировать поручение, а также свои служебные удостоверения. Проверяемое лицо должно расписаться в том, что документы предъявлены, указать свою должность и текущую дату. Если представитель компании или ИП откажется поставить подпись, инспекторы отразят это в поручении, но проверку не отменят. На предъявление поручения ревизорам отведено два рабочих дня.

    Получение документов.

    Вторая процедура – рассмотрение документов, необходимых для проверки. На данном этапе налоговики запросят бумаги, которые имеют отношение к наличной выручке (см. табл. 1). Организации и предприниматели могут предоставить как оригиналы, так и копии. Заверять копии у нотариуса не нужно, достаточно подписи и «живой» печати компании или ИП.

    Получив либо не получив документацию, инспекторы сделают соответствующую отметку в акте проверки. Данная процедура не может продолжаться более одного рабочего дня с даты, когда проверяемое лицо получило поручение на проведение ревизии.

    Таблица 1
    Перечень документов, которые налоговики запрашивают при проверке полноты учета наличной выручки.

    Документы по применению ККТ:
    1.
    Журнал кассира - операциониста.
    2.
    Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам.
    3.Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККМ, работающих без кассира - операциониста.
    4.Распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти.
    5.Контрольные ленты ККТ на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе.
    6.Справка-отчет кассира - операциониста.
    7.Сведения о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации.
    Документы по соблюдению кассовой дисциплины:
    1.
    Приходные и расходные кассовые ордера.
    2.Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов.
    3.Авансовые отчеты.
    4.Кассовая книга.
    5.
    Распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег.
    Документы по применению бланков строгой отчетности:
    1.
    Бланки строгой отчетности, копии бланков строгой отчетности, корешки документов.
    2.
    Информация из автоматизированной системы о выпущенных документах.
    3.
    Акт приемки бланков строгой отчетности.
    4.
    Книга учета бланков строгой отчетности.
    5.
    Акт о списании бланков строгой отчетности.
    Документы по учету доходов и расходов:
    1.
    Книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя.
    2.
    Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
    3.
    Книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента.
    4.
    Книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
    Иные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые необходимы инспекторам для проверки

    Проверка хозяйственных операций.

    В рамках третьей процедуры происходит проверка полноты учета выручки денежных средств. Здесь хозяйственные и финансовые операции подвергаются документальному и фактическому изучению. Документальное изучение – это анализ и оценка «первички», а фактическое изучение – осмотр, инвентаризация, наблюдение, пересчет и экспертиза. На данном этапе налоговики вправе проконтролировать либо все без исключения операции (сплошной метод), либо часть операций (выборочный метод). В любом случае третья административная процедура не может длиться более 20–ти рабочих дней с даты предъявления поручения на проверку.

    Оформление результатов.

    Последняя, четвертая процедура – это оформление результатов. Оно заключается в составлении акта, а при выявлении нарушения – в возбуждении производства по делу об административном правонарушении. Максимальный срок, отведенный для этой процедуры, составляет 20 рабочих дней с даты предъявления поручения на проведение ревизии.

    Как проверят полноту учета выручки.

    В ходе проверки контролеры обязаны удостовериться, что вся наличная выручка отражена в отчетности. Для этого ревизорам придется совершить ряд действий.

    Прежде всего – пересчитать наличность в денежном ящике ККТ с учетом тех средств, которые были получены кассиром в начале рабочего дня в качестве разменной монеты. Полученную сумму налоговики должны зафиксировать в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники.

    Затем ревизорам нужно взять у кассира расписку об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег. Также кассир должен расписаться в том, что не утаил документы, сформированные с начала текущего рабочего дня. К таким документам относятся квитанции, «приходники», справки-отчеты, сведения о показаниях счетчиков, информация о выручке и акты о возврате денег покупателями по неиспользованным чекам. Расписка кассира является составной частью акта о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ.

    После этого инспекторам следует сверить фактический остаток наличности с данными, отраженными в фискальном отчете, в контрольной ленте и в журнале кассира-операциониста. В свою очередь записи в журнале кассира-операциониста сравнят с приходными ордерами, кассовыми отчетами, данными кассовой книги и книги учета доходов и расходов. Обнаружив несовпадение, налоговики попросят кассира (или другого работника) дать письменное объяснение. Если фискалы сочтут, что объяснение неубедительно, то зафиксируют нарушение.

    Проверка контрольно-кассовой техники.

    Перед снятием фискальных или сменных отчетов сотрудники ИФНС осмотрят контрольно-кассовую технику и проверят документацию к ней. В частности, убедятся, что заводской и регистрационный номер каждой машины, а также ИНН ее владельца совпадают с данными, внесенными в регистрационную карточку.

    От себя добавим, что контролеры могут проверить, не применялось ли устройство для «скручивания» выручки. Такие устройства незаконны, и работают они следующим образом. При получении денег от покупателя машина печатает чек, но данные в блок электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) не передает. В результате информация о выручке нигде не сохраняется, как будто самой операции никогда не было.
    Поскольку обнаружить подобное устройство очень непросто, инспекторам разрешено обращаться за помощью. В комментируемом регламенте есть фраза: «При необходимости в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертные организации)».

    Привлеченные знатоки анализируют чеки, а именно помещенные на них криптографические коды. Если чек напечатан при помощи незаконного устройства, то на нем расположен не настоящий, а «липовый» код, и эксперты определят это при помощи компьютерных программ.

    Проверка бланков строгой отчетности.

    У организаций и предпринимателей, которые оказывают услуги и не применяют кассовую технику, ревизоры проверят бланки строгой отчетности (БСО). В случае, когда такие бланки производятся посредством автоматизированной системы, налоговики затребуют информацию из системы о выпущенных бланках.

    В ходе ревизии инспекторы посмотрят книгу учета бланков, акты приемки и акты инвентаризации БСО и узнают, сколько бланков за тот или иной период использовала организация или ИП. Потом фискалы пересчитают копии использованных бланков (корешки документов), хранящиеся в компании или у предпринимателя. Если число корешков не совпадет с количеством банков, указанным в других документах, ревизоры потребуют письменных объяснений.

    Наконец, проверяющие сложат суммы, указанные в копиях использованных БСО (корешках) с величиной выручки по данным учета. При несовпадении проверяемому лицу придется дать объяснения. Если они не убедят контролеров, те зафиксируют нарушение.

    Что будут искать у плательщиков ЕНВД.

    Как известно, плательщики единого налога на вмененный доход вправе не применять ККТ, а вместо кассовых чеков по просьбе покупателей выдавать другие подтверждающие документы. При проверке ревизоры станут смотреть именно эти документы: товарные чеки, квитанции и пр.

    Напомним, что, по мнению налоговиков, «вмененщики», которые оказывают услуги населению, обязаны выдать клиенту один из двух документов: либо кассовый чек, либо БСО. В Федеральной налоговой службе считают, что норма, позволяющая плательщикам ЕНВД не применять контрольно-кассовую технику, не распространяется на случаи оказания услуг. Поэтому организации и предприниматели, применяющие данный спецрежим, не могут оставить своего клиента без каких-либо подтверждающих документов. Следовательно, придется выбрать один из двух вариантов: или не отказываться от ККТ и пробивать чеки, либо выписывать бланки строгой отчетности. Об этом говорится в письме ФНС России от 10.06.11 № АС-4-2/9303@ (см. «Налоговики ответили на популярные вопросы применения ККТ»), которым, скорее всего, ревизоры будут руководствоваться при проверке.

    К тому же у «вмененщиков» особенно тщательно проверяют кассовую книгу, а также приходные и расходные ордеры. С этого года предпринимателей, в том числе применяющих ЕНВД, обязали вести кассовую документацию наравне с организациями (см. «Новые правила кассовой дисциплины: что изменится в 2012 году»). Что касается компаний на «вмененке», то они и прежде не были освобождены от кассовой дисциплины. Поэтому инспекторы не упускают случая оштрафовать тех, у кого не отражены те или иные операции с наличностью.

    Иногда проверяющие специально приходят в понедельник в торговую точку, которая работала все выходные. Если бухгалтер отдыхал в субботу и воскресенье, и не успел заполнить кассовую книгу, магазину придется заплатить штраф.

    Как должен выглядеть акт, составленный по итогам проверки.

    По окончании ревизии сотрудники ИФНС обязаны составить акт в двух экземплярах. Этот документ должен быть оформлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц. Помарки, подчистки и исправления допустимы только в случае, если они заверены подписями инспектора и проверяемого лица.

    Если проверка обнаружила нарушения, представители организации или ИП вправе дать письменные объяснения, сделать замечания и возражения. Приняв их, ревизор обязан поставить соответствующую отметку в акте.

    В случае, когда проверяемое лицо уклоняется от подписания акта, данный документ направят по почте заказным письмом по месту нахождения или по месту жительства.
    Добавим, что в комментируемом регламенте перечислены сведения, которые должны фигурировать в акте (см. табл. 2). Не исключено, что отсутствие необходимых реквизитов позволит оспорить результаты проверки в суде.

    Таблица 2
    Сведения, которые должны быть указаны в акте проверки:

    1.
    Дата составления акта.
    2.
    Полное наименование либо ФИО проверяемого объекта, его ИНН и КПП.
    3.
    ФИО специалистов инспекции, проводивших проверку, их должности с указанием наименования инспекции.
    4.
    Дата и номер поручения на проведение проверки.
    5.
    Перечень документов, полученных инспекцией в ходе проверки.
    6.
    Период, за который проведена проверка.
    7.
    Даты начала и окончания проверки.
    8.
    Адрес места нахождения или места жительства проверяемого объекта.
    9.
    Документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.

    Куда пожаловаться на проверяющих.

    О своем несогласии с результатами проверки можно устно или письменно сообщить в вышестоящую налоговую инстанцию: в региональное Управление ФНС, либо в центральный аппарат ФНС России. Туда же можно сообщить о некорректном поведении ревизоров, о нарушении ими регламента проверки и пр. Жалобу допустимо оформить на бумаге, в электронном виде или ограничиться телефонным звонком.
    В письменном сообщении необходимо указать наименование государственного органа, либо ФИО должностного лица, которому адресована жалоба. Кроме того, надо сообщить, кому и на какой адрес чиновники должны направить ответ. Затем следует изложить суть вопроса, и поставить личную подпись и дату.
    При отсутствии обратного адреса вышестоящая инстанция оставит жалобу без ответа. Если в тексте письма есть оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу инспекторов, либо их родственников, такая жалоба тоже не будет рассмотрена. Такая же участь постигнет письмо, текст которого нельзя прочитать. В иных случаях чиновники обязаны рассмотреть жалобу в течение 30 дней. В крайнем случае этот срок продляется еще на 30 дней.
    Вышестоящая инстанция должна разобраться в ситуации, и, если жалоба окажется обоснованной, привлечь ревизоров-нарушителей к персональной ответственности.
    Если же начальство сочтет, что проверяющие все сделали правильно, у компании или предпринимателя останется только один выход: подать иск в арбитражный суд.

    Елена Маврицкая, ведущий эксперт «Бухгалтерии Онлайн»

    Просмотров: 1783 | Добавил: Пятерка | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    СПб ОС по ККТ © 2024
    Наш опрос
    Создание общероссийского объединения сервисных центров, занимающихся онлайн-ККТ
    Всего ответов: 141
    Календарь
    «  Апрель 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30
    Архив записей
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Бесплатный хостинг uCoz