В эксперимент по внедрению кассовых аппаратов с электронной налоговой отчетностью подключилось более 70 татарстанских компаний, среди которых сеть АЗС «Татнефтепродукт», банк «Ак барс» и продуктовый ритейлер «Бахетле». В бизнес-сообществе видимых плюсов для себя от эксперимента не заметили, но морально готовятся к повсеместному распространению электронной ККТ.
Более 1,1 млн кассовых чеков на сумму 452 млн рублей пробито в Татарстане через контрольно-кассовую технику с функцией передачи информации о наличных денежных расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде. Эксперимент в Татарстане стартовал в августе, и сейчас к нему подключилось более 70 налогоплательщиков, рассказал на брифинге в кабинете министров руководитель управления Федеральной налоговой службы по РТ Марат Сафиуллин. Среди них, к примеру, страховая компания «Наско», «Оргсинтез», «Ак барс банк», несколько торговых сетей, например, «Бахетле», торговый комплекс «Тандем» и пять индивидуальных предпринимателей. Информацию, по его словам, в налоговую службу в режиме онлайн передают 600 контрольно-кассовых машин, а ежедневно к системе подключается по 20-30 новых аппаратов.
Суть эксперимента состоит в том, что юрлица могут установить специальные кассовые аппараты, которые по интернету связаны с Федеральной налоговой службой. В таких аппаратах вместо контрольной ленты установлено программное обеспечение, которое отправляет данные в налоговые органы, а покупателю выдается обычный кассовый чек.
Решение об участии в эксперименте компании принимают добровольно - предприниматель подает заявку на сайте ФНС России и внедряет специальную программу в старую кассу или покупает новую ККТ, где эта программа уже установлена. Вместо традиционного кассового аппарата можно использовать смартфон или планшет. По словам Марата Сафиуллина, пока налоговая служба устанавливает программное обеспечение бесплатно. Как будет действовать система после эксперимента, пока неизвестно.
Сафиуллин надеется, что внедрение электронной отчетности сократит теневой оборот наличных денежных средств и, соответственно, увеличит поступления в бюджет республики. Насколько именно, он спрогнозировать не смог. В 2012 году годовой оборот теневой экономики Татарстана составлял не менее 40 млрд рублей, говорил на брифинге в агентстве «Татмедиа» первый вице-премьер РТ Равиль Муратов. Кроме того, предпринимателю, установившему новое ПО, будет необязательно регистрировать ККТ и проводить его техосмотр.
«Татнефтепродукт» закончил технологическую отладку и начинает пробовать ПО, рассказал РБК-Татарстан начальник управления розничной торговли и маркетингу компании Наиль Шайдуллин. По его словам, существенных плюсов внедрение системы для компании не несет: средства автоматизированного контроля за сотрудниками в компании существовали и раньше. Сейчас компании не надо платить за ежегодную регистрацию КЛЗ по фискальным регистраторам, но эти деньги, по словам Наиля Шайдуллина, в масштабах компании небольшие.
Вице-президент по взаимодействию с политическими партиями и общественными объединениями «Опоры России» Азат Газизов сомневается, что благодаря новой системе удастся бороться с "серыми" схемами налогообложения. «Если речь идет о сокращении теневого оборота, то речь идет не о цивилизованных формах торговли в гипермаркетах, магазинах, которые работают через кассовые аппараты, а о рынках. Если мы хотим, чтобы теневой оборот сократился, нужно обязать торговцев на рынках ставить кассовые аппараты, а они никогда на это не пойдут», - говорит он.
"Предприниматели, которые еле концы с концами сводят, вряд ли захотят внедрить эту систему у себя. Сделают это, если их только к этому обяжут", - считает Азат Газизов.
Эксперимент по внедрению контрольно-кассовой техники с функцией передачи информации о наличных денежных расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде стартовал в четырех субъектах РФ, в число которых вошел и Татарстан. Постановление об этом 14 июля подписал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Эксперимент продлится до февраля 2015 года, до 10 марта доклад с его результатами будет направлен в правительство. Оно должно будет решить, целесообразно ли дальнейшее распространение нововведения. Если результаты признают успешными, возможно, уже с 2016 года Татарстан полностью перейдет на новую систему налоговой отчетности.
Гульназ Шарафутдинова
|