В июне 2019 года состоялось интервью с начальником управления интерактивных сервисов ФНС России Ольгой Николаевной Чепуриной, в ходе которого она рассказала как о уже существующих на сегодняшний день электронных налоговых сервисах по проверке контрагентов, так и о других перспективных направлениях развития электронных услуг, оказываемых ФНС России юридическим лицам, а также ответила на наиболее интересные из поступивших на сайт вопросов.
КонсультантПлюс: Ольга Николаевна, назовите, пожалуйста, ТОП-3 налоговых сервисов, которые на сегодняшний день наиболее востребованы бизнесом. Каково было общее количество пользовательских обращений к ним по итогам прошлого года?
Ольга Николаевна Чепурина: На сайте ФНС России nalog.ru представлено более 50 интерактивных сервисов, среди которых есть сервисы информационные, а есть утилитарные - позволяющие получить специализированные или персонифицированные сведения. Наиболее востребованным электронным сервисом ФНС России в 2018 году у налогоплательщиков, в том числе в бизнес-среде, был: "Проверка корректности заполнения счетов-фактур" - 5,4 млрд обращений, в том числе через web-сервис (http://npchk.nalog.ru/) 105,4 млн обращений. Популярностью пользовались группа сервисов "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента" - более 1,2 млрд обращений, "Сведения об ИНН физического лица" - более 395 млн обращений. Бизнес-сообщество также активно использует личные кабинеты - для индивидуальных предпринимателей и для юридических лиц. Всего пользователями этих сервисов по состоянию на 1 июня 2019 года являются свыше 1,5 млн ИП и более 800 тыс. организаций.
КонсультантПлюс: С начала 2019 года заработал новый онлайн-инструмент "Прозрачный бизнес", предназначенный для комплексной проверки контрагентов. Чем его функционал отличается от налогового сервиса "Открытые данные"? Планируется ли в будущем объединить эти информационные ресурсы? Появятся ли в "Прозрачном бизнесе" сведения об ИП?
Ольга Николаевна: "Открытые данные" - это не совсем сервис в привычном понимании этого значения. Это сведения, которые ФНС России публикует на официальном сайте в свободном доступе в машиноориентированном формате, для любых автоматизированных систем. На данный момент это 84 набора данных. В том числе те, что ранее составляли налоговую тайну и с августа 2018 года стали доступны широкому кругу пользователей. Теперь на сайте публикуются: сведения о среднесписочной численности работников юридических лиц, специальных налоговых режимах, применяемых компаниями, а также об участии организаций в консолидированной группе налогоплательщиков; сведения о суммах налогов и сборов, уплаченных организациями, и сведения о суммах доходов и расходов организаций по данным бухгалтерской отчетности; информация о суммах недоимки, задолженности по налогам и сборам организаций, а также сведения о наличии налоговых правонарушений.
Все эти сведения публикуются по состоянию на 31 декабря предшествующего года. Часть информации уже интегрирована в сервис "Прозрачный бизнес". ФНС России работает над тем, чтобы вся информация о контрагентах отображалась в одном сервисе, но это довольно сложный и долгий процесс. В числе первоочередных задач разработчиков - отображение информации об индивидуальных предпринимателях в сервисе "Прозрачный бизнес".
КонсультантПлюс: У пользователей также появилась возможность оформить подписку на уведомления от налоговой службы об изменениях в ЕГРЮЛ или ЕГРИП в отношении конкретных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Какие еще полезные для бизнеса инструменты в перспективе могут быть реализованы на базе существующих налоговых сервисов?
Ольга Николаевна: Мы сейчас работаем над тем, чтобы количество сервисов уменьшалось, а их функционал расширялся. И сервис "Прозрачный бизнес" отлично это демонстрирует. Если ранее информацию по контрагенту нужно было последовательно проверять в десятке сервисов, сейчас она доступна по двум-трем кликам сразу - все сконцентрировано в одном месте.
Работы по внедрению принципа многофункциональности ведутся почти по всем сервисам ФНС России. Например, служба активно трудится над новой версией сервиса по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, который будет включать в себя в том числе возможность формирования типового устава под конкретные цели создаваемой организации. Также с 2018 года мы внедряем принцип оказания услуг по конкретным жизненным ситуациям. Так, год назад появился сервис формализованных обращений для граждан по содержанию налогового уведомления по уплате налогов физических лиц, что существенно сократило время создания и рассмотрения обращений и несколько упростило эту рутинную работу. Теперь ведется работа по созданию такого же сервиса для бизнеса. Начнём с наиболее проблемной сферы - урегулирования задолженности и сверки расчетов с бюджетом.
КонсультантПлюс: Сколько всего организаций сейчас подключено к личному кабинету налогоплательщика? Планируете ли вы в ближайшее время менять пользовательский интерфейс личного кабинета юридического лица, например добавить в него перечень объектов налогообложения по аналогии с кабинетом физического лица?
Ольга Николаевна: Опыт с реинжинирингом личного кабинета физического лица оказался удачным для нас. Новый интерфейс и подход к решению пользовательских задач высоко оценили наши налогоплательщики. Число активных пользователей растет каждый день и сейчас составляет более 27 миллионов человек. Основной тренд нового ЛК ФЛ - это простота и ясность изложения информации, удобство использования, в частности возможность оплаты налогов в один клик. На главной странице ЛК ФЛ в качестве напоминания указано количество дней до наступления срока уплаты налога и сумма к оплате с возможностью просмотреть детали и осуществить платеж. Также в личном кабинете размещены решения по 30 конкретным ситуациям, с которыми чаще всего сталкиваются физические лица.
Тот же функционал мы решили распространить на "Личный кабинет налогоплательщика для индивидуальных предпринимателей" - к 2020 году будут видны первые результаты этой работы. А вот с юридическими лицами сложнее. Времени на создание нового личного кабинета для организаций потребуется много, но в планах такая работа есть.
КонсультантПлюс: Расскажите, пожалуйста, про экспериментальное мобильное приложение "Мой налог" для самозанятых граждан. Сколько всего пользователей верифицировалось через данное приложение с начала года? Планируется ли в ближайшее время помимо Москвы, Республики Татарстан, Московской и Калужской областей подключить к проекту и другие регионы?
Ольга Николаевна: При разработке специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" особое внимание было уделено созданию простого и удобного способа легального ведения деятельности и уплаты налогов для самозанятых граждан. Для этих целей было разработано мобильное приложение "Мой налог", с помощью которого можно осуществить постановку на учет и снятие с учета в режиме онлайн, а также отражать доход и уплачивать налог. Хочу отметить, что эксперимент по внедрению специального налогового режима подразумевает добровольное присоединение к эксперименту тех граждан, которые ранее не участвовали в легальных бизнес-операциях, не были в полной мере защищены государством и, в свою очередь, не контролировались им.
Зарегистрироваться в качестве плательщика налога очень легко - для этого необходимо установить на мобильное устройство бесплатное приложение "Мой налог", отсканировать в нем разворот паспорта с фото и для подтверждения личности распознать лицо при помощи фотокамеры мобильного устройства. Для этого приложение попросит вас встать в хорошо освещенном месте, без очков и головного убора, поместить лицо в овальный контур на экране и несколько раз моргнуть на камеру. Произойдет сверка полученного изображения с фото в паспорте, и ваше заявление будет отправлено в налоговую инспекцию.
После подтверждения регистрации вы сможете формировать в приложении отчетные документы - чеки для клиентов и автоматически оплачивать начисленный налог на их основе. Данное нововведение принесло свои плоды - с начала эксперимента в мобильном приложении "Мой налог" к маю было зарегистрировано более 97 тыс. человек. Специальный налоговый режим для самозанятых граждан может быть распространен и на другие регионы, если будут приняты соответствующие решения и внесены изменения в законодательство.
КонсультантПлюс: Давайте перейдем к вопросам от посетителей нашего сайта. Ирина Владимировна из Москвы спрашивает: "Подскажите, пожалуйста, могу ли я зарегистрироваться как самозанятая в Москве через приложение "Мой налог" (я сдаю свою квартиру), если уже зарегистрирована как ИП в г. Сочи?"
Ольга Николаевна: В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент. Таким образом, если вы осуществляете деятельность на территории субъекта, входящего в эксперимент, то вы имеете право применять специальный налоговый режим. При этом место регистрации в качестве ИП не имеет значения.
У меня ИП на ЕНВД. В этом году планирую сменить ПМЖ на другой субъект РФ. Какие организационные вопросы мне надо решить с налоговой? Можно ли это сделать онлайн? - Николай (Приморский край)
Ольга Николаевна: В вашем случае лучше всего обратиться в налоговый орган, чтобы уточнить нюансы. Информация о смене места жительства ИП в налоговые органы поступает автоматически из регистрирующих органов - на основе этих данных вносятся изменения в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Если вы не планируете вести бизнес в регионе, который покидаете, вам необходимо будет сняться с учета как плательщику единого налога на вмененный доход и подать заявление о постановке на учёт в новом регионе. При снятии с учета обязательно проведите сверку обязательств и расчетов с бюджетом с прежней налоговой инспекцией. Если у вас есть усиленная квалифицированная электронная подпись все мероприятия по смене места учета вы можете произвести через личный кабинет налогоплательщика для индивидуальных предпринимателей или по защищенным каналам электронного документооборота, через которые предоставляете налоговую отчетность.
Может ли ФНС сделать сервис по выбору конкретной модели онлайн-кассы по видам деятельности? Дать какие-то рекомендации, рейтинги. Думаю, многим это бы помогло! - Денис (Калуга)
Ольга Николаевна: На официальном сайте ФНС России в разделе "Новый порядок применения контрольно-кассовой техники" размещен буклет по моделям ККТ, содержащий сведения об их основных характеристиках в форме таблицы. Также на сайте размещена информация о бюджетных кассах, доступных любому бизнесу.
ООО оказывает услуги складского хранения ИП. Услуги хранения ИП оплачивает с расчетного счета ИП. Нужно ли использовать онлайн-кассу? - Ковальчук Ирина (Белгород)
Ольга Николаевна: В данном случае касса не применяется (п. 9 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ). Хотелось бы также отметить, что ответы на подобные вопросы поможет найти сервис "Часто задаваемые вопросы" на нашем официальном сайте. Пожалуйста, пользуйтесь!
Когда прекратятся проблемы с системой АИС "Налог-3"? Очень много компаний столкнулось с ошибочными начислениями! - Иван (Тюмень)
Ольга Николаевна: Мы работаем над тем, чтобы все этапы внедрения нового программного комплекса прошли как можно скорее и максимально незаметно для налогоплательщиков. Внедрение АИС "Налог-3" - это единственный способ перейти к экстерриториальному и бесконтактному принципу обслуживания бизнеса, как это, к примеру, уже реализовано в отношении уплаты имущественных налогов физических лиц.
КонсультантПлюс: Ольга Николаевна, мы благодарим Вас за участие в нашем интернет-интервью.
Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой и редактором сайта КонсультантПлюс Н. Лашкиной.
|