Главная » 2012»Октябрь»11 » Грузины и россияне поделились опытом реформирования налоговых органов.
09:50
Грузины и россияне поделились опытом реформирования налоговых органов.
Налоговые органы не только Грузии, но и России сделали в последние годы огромный шаг вперед. О том, как им это удалось, зарубежные гости рассказали на форуме. Отечественные же налоговики имели возможность изучить их опыт и сделать для себя определенные выводы.
Направление работы
В рейтингах простоты ведения бизнеса Украина традиционно где-то в конце, и не последнюю роль в этом играет сложность уплаты налогов. О том, как можно реформировать данную сферу и каких изменений удалось добиться нашим соседям, эксперты говорили 28 сентября на I налоговом форуме. Мероприятие организовали Ассоциация юристов Украины и общественный совет при Государственной налоговой службе. «Этот форум — площадка для диалога налоговой службы, юристов, занимающихся налоговым правом, аудиторов и судей», — отметил президент АЮУ Валентин Загария. По словам председателя общественного совета при ГНС Ярослава Романчука, в настоящее время в Украине налогоплательщики и налоговые органы не доверяют друг другу. Это мероприятие как раз могло бы стать первым кирпичиком, который позволил бы начать выстраивать систему доверия. Проблем же сегодня хватает. Так, в Украине на то, чтобы заплатить налоги, физическим и юридическим лицам приходится ежегодно тратить около 700 часов. В Польше же — 226. Как сказал еще в XVII в. министр финансов Франции Жан Кольбер, «налогообложение — это искусство общипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка». В нашем же государстве, похоже, получается наоборот — писка максимум, перьев минимум. Как отметил Я.Романчук, в сегодняшних условиях бухгалтера, которому удается «разобраться со всеми бумажными трудностями» и выстоять под проверками, можно считать настоящим героем. При этом нельзя сказать, что государство ничего не делает. Количество налогов уменьшается, запланировано дальнейшее их сокращение. Кроме того, по словам руководителя общественного совета, налоговики готовы к реформам. Если власть все же согласится на кардинальные перемены, то среди стран, чей опыт не мешало бы изучить, в первых рядах будет стоять Грузия. Это государство входит в первую десятку стран мира по простоте уплаты налогов. Количество последних в стране сокращено до 6, к тому же снижены ставки. Основная масса налоговых выплат происходит онлайн.
Закавказское чудо
О том, каким образом стране удалось достичь такого значительного успеха, на форуме рассказал заместитель генерального директора Службы доходов Грузии Василий Гедеванишвили. По его словам, в стране традиционно недолюбливали налоговых инспекторов, равно как и любых служащих, которые пытались контролировать предпринимателей, да еще и могли спровоцировать возникновение проблем. «Поэтому после начала реформ повышение доверия было одной из главных задач», — отметил В.Гедеванишвили. Налоговые инспекторы не имеют права выписывать предпринимателям штрафы, они помогают налогоплательщикам, консультируют их. Если же замечают какие-либо нарушения, делают предупреждение и требуют его исправить. Если ситуация не меняется, инспекторы передают информацию в другой департамент. Конечно, любые взыскания можно обжаловать. При этом благодаря созданной системе медиации в суд с налоговыми спорами идут достаточно редко. Сначала налогоплательщик может обратиться к самому аудитору и предоставить доказательства. Если же убедить того в своей правоте не удалось, следует идти в отдел медиации. Согласно статистическим данным более 50% таких споров решаются в пользу налогоплательщика, примерно 20% требований удовлетворяются частично. Есть еще одна инстанция, которая может уладить налоговый спор, — это Минфин, но в него обращаются нечасто. Как правило, после того, как отдел медиации вынесет решение, предприниматели соглашаются уплатить необходимую сумму. Интересен и грузинский опыт введения кассовых аппаратов. Их не только раздавали бесплатно, но и проводили по чекам лотереи: каждый покупатель мог выиграть деньги от налоговой. «Как следствие, иногда в магазины люди шли не для того, чтобы приобрести нужный товар, а просто, чтобы получить чек за покупку», — рассказал В.Гедеванишвили.
Сосед идет вперед
Словосочетание «грузинские реформы» уже стало устойчивым выражением. А вот нововведения, которые имели место в России, очевидно, оказались неожиданностью для многих. «Если бы еще 5 лет назад у меня спросили, какой государственный орган является самым сильным раздражителем для бизнеса, я, несомненно, ответил бы, что это налоговая. Однако в последнее время ситуация изменилась, произошли существенные изменения в отношениях между бизнесом и налоговиками», — констатировал управляющий партнер «Пепеляев групп» Сергей Пепеляев, которого называют лучшим юристом России, специализирующимся на налоговом праве. В настоящее время 80% предпринимателей РФ оценивают работу налоговых органов на «хорошо», и, хотя такой опрос проводили сами налоговики, этот показатель близок к результатам исследования, организованного бизнес-ассоциацией. Существенных изменений в соседнем государстве удалось добиться в первую очередь благодаря изменениям в руководстве Федеральной налоговой службы. Ее бывший председатель Анатолий Сердюков стал министром обороны, поэтому нетрудно догадаться, какие методы управления он использовал на прежней должности. Перед новым же руководителем была поставлена задача улучшить инвестиционный климат, и она, похоже, выполняется. За последние годы в России радикально уменьшилось количество налоговых проверок. Так, в 2000 г. их было 1,3 млн, а в 2011-м — только 67 тыс. В то же время возросла эффективность контроля: в 2000 г. благодаря 1 проверке доначислялось 187 тыс. руб., а в 2011-м — 4,3 млн. Таким образом, суммарные доначисления за год остались приблизительно такими же, но бизнес работает значительно спокойнее, а контролирующий орган может сократить количество сотрудников. Кроме того, в России принята концепция планирования проверок. Контрольные органы выбирают «клиентов» по 12 критериям. Например, «гостей» следует ждать, если рентабельность компании существенно отличается от средней в отрасли или по сравнению с прошлым годом произошло резкое изменение расходов или доходов. В РФ от налоговых инспекторов требуют, чтобы, начиная проверку, они располагали информацией о том, что на предприятии есть нарушения. Казалось бы, это тоже правильный подход, но он приводит к тому, что налоговики, если они уже начали работать, пытаются найти хоть что-нибудь. «В нашей организации недавно прошла проверка. Ко мне подходит бухгалтер и сообщает, что у нас ничего не нашли, нет замечаний, но инспектор говорит, что не может просто так уйти, потому что иначе решат: был сговор», — рассказал С.Пепеляев. В результате инспектор все же нашел нарушение в расходах на пользование служебным транспортом: в путевых листах не были указаны маршруты автомобилей. Но, несмотря на такие перегибы, в целом ситуация улучшается, констатировал юрист. Довольны в бизнес-кругах и досудебным порядком урегулирования налоговых споров. Несмотря на то что обращаться придется к тем же налоговикам, принцип «ворон ворону глаз не выклюет» здесь не срабатывает, отметил С.Пепеляев. Из 67 тыс. проверок, проведенных в прошлом году, были обжалованы результаты 48 тыс., и в 42% случаев требования налогоплательщиков удовлетворены полностью или частично. «Это большая проблема для налоговых адвокатов. В результате того, что заработали апелляции в налоговых инспекциях, меньше дел стало в судах. Количество дел при участии налоговых органов сокращается на 15—20% ежегодно», — отметил С.Пепеляев. По его словам, уменьшается и количество судей, специализирующихся на налогах. Они начинают рассматривать другие категории дел. Но, несмотря на это, судьи также остаются защитниками для бизнеса — 43% споров граждане выигрывают. На форуме присутствовало немало работников Государственной налоговой службы, и можно надеяться, что услышанная информация подтолкнет и их к проведению реформ. Отвечая на вопрос, почему в Украине не происходят изменения по грузинскому сценарию, наши должностные лица часто отвечают, что закавказское государство небольшое и провести реформы в нем проще. Если же мы станем свидетелями и «российского чуда», найти себе оправдание будет значительно сложнее.