Депутаты Госдумы хотят обязать всех продавцов указывать закупочную цену товара, а в общепите, к которому относятся и торговые автоматы —истинную цену каждой порции. Свою инициативу депутаты мотивируют как меру против роста цен. Имея наглядно настоящую цену на товарах, продавец уже не сможет так лихо обманывать покупателя разницей закупочной стоимости и цены реализации. Если инициатива будет одобрена, то соответствующие поправки внесут в закон в «О защите прав потребителей». Кроме того, продавцам уже не удастся сбывать низкопробный товар за товар премиум класса.
Так, например, в столовой Мариинского дворца петербургские парламентарии пьют очень дорогой кофе, килограмм такого кофе составляет 8 тысяч рублей. А его отпускная цена без сахара и сливок составляет 70 рублей (кстати не дороже чем во многих московских торговых автоматах).
На сайте госзакупок информации о поставщике, обеспечивающем депутатов элитным кофе, нет. Депутат Борис Вишневский направил руководителю аппарата ЗакСа Михаилу Субботину письмо с просьбой провести проверку сведений о цене кофе. Он отметил, что известные ему цены на кофе в зернах качественных сортов, продающийся в Петербурге, ниже в несколько раз.
Поправки в закон «О защите прав потребителе» которые обяжут продавцов указывать «истинную» цену товара подготовил депутат Госдумы Михаил Дегтярев (ЛДПР). Согласно поправкам все продавцы, в том числе и интернет-магазины, обязаны объявлять потребителям не только розничную, но и закупочную цену на продукты и товары, а кафе и другие места общепита должны будут указывать себестоимость каждой порции.
«Законопроект предлагает косвенными способами бороться с ростом цен. В рыночной экономике в рознице и в сфере общественного питания сложно ограничить рост цен, но обязать продавца указать стоимость закупки на ценнике мы можем. Тогда покупатель сразу увидит реальную ценность продукта и сделает выбор», — заявил депутат.
Все ли оправданно дорого?
Конечно проблема «неоправданной» наценки существует, потребитель, оплачивая покупку, не осведомлен о разнице, благодаря которой многие владельцы торговых предприятий получают баснословные прибыли.
Например, в Финляндии в местных супермаркетах вы можете встретить масло Валио финской компании. Масло с русской маркировкой масло стоит 55 центов (25 рублей), а с финской – в два раза дороже. В России в сетевом магазине лежит масло «Валио», которое успело проехать до эмбарго, и оно стоит 115 рублей.
Финский производитель признает, что для России он делает товар по особым облегченным технологиям, то есть качество хуже. Но работает «Валио» по контрактам, а контракты из России идут от торговых сетей, которые указывают такую закупочную цену, что финские производители не в состоянии сделать качественно. Поэтому производитель не вписывается по себестоимости. Поэтому непонятно, чем кормят россиян, и непонятно, какие наценки.
Председатель Совета ассоциаций малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков, поделился с корреспондентами Федерального Агентства Новостей, своим мнением:
Давным-давно назрел вопрос о том, чтобы ввести в систему госрегулирования пределы наценок в оптовом и в розничном звене. Тогда вакханалия наценок уйдет из жизни. Что касается качества, то здесь наши проверяющие организации должны все-таки работать, чтобы продукты были безопасными. То, что этот депутат своим законопроектом пытается переложить все эти задачи на торговлю, это бессмыслица. Мне на память приходит закон о торговле и пресловутый закон о рынках 2006 года, которые предписал все рынки уничтожить. Уши крупных торговых сетей оттуда сразу торчали. И закон о торговле тоже совершенно про-сетевой. Дальнейшее развитие этой законодательной сферы как раз и заблокировано во многом сетевым лобби.
В цивилизованных странах торговые сети находятся в жестком законодательном поле, рассказывает Третьяков:
Таким образом уравнивают конкуренцию на рынке, ведь сети — слишком мощная структура, поэтому, например, выходной там отдается малому бизнесу, рынкам, ярмаркам и т.д. Крупных торговых сетей вы не найдете в центрах европейских городов. Допустим, в Италии вопрос решается так: если на данное место можно поставить объект малого бизнеса, сеть туда в жизни не пустят.
Поэтому контролировать на рынке общепита или мелкого предпринимательства цены – отнюдь не выход, это только лишняя непосильная ноша для малого бизнеса, который и так пытается безуспешно конкурировать с сетями. Лучше бы для сетей ввели «единый ценник» Если привести ценники к общему номиналу, указывать стоимость за штуку, килограмм, литр, это повысило бы конкуренцию между производителями.
Источник.
|