Своей оценкой готовности рынка к вступлению в силу новых требований закона 54-ФЗ с журналом «Retail & Loyalty» делится зам. начальника организационно-методологического отдела Управления оперативного контроля ФНС Алексей Батарин.
R&L: Как вы оцениваете сегодняшнюю готовность рынка к выполнению новых требований 54-ФЗ?
А. Батарин: На сегодняшний день уже зарегистрированы более 93 тыс. новых онлайн-касс, и каждый день их количество растет. Производителями выпущено почти 2 млн. экземпляров ККТ, которые представлены обширным (более 60) модельным рядом. Оснащение новой техникой проходит как у крупного ритейла, так и субъектов малого бизнеса (СМБ). Можно говорить о том, что на рынке спокойно и планомерно происходит замена старых касс на новые, для чего и были законодательно предусмотрены поэтапные сроки: ведь возможность доработать на кассах с ЭКЛЗ при их регистрации до 01.02.2017 у пользователей сохраняется до 1 июля 2017 года.
R&L: Оправданы ли были просьбы ряда представителей торговли о переносе срока с 1 февраля, после которого нельзя регистрировать старые ККТ, на более поздний срок? Чем, на ваш взгляд, вызваны такие заявления, в том числе со стороны НАСТ?
А. Батарин: Действительно, до сих пор от отдельных представителей бизнеса поступают предложения о переносе сроков. При этом стоит заметить, что о подготовке изменений в Федеральный закон стало известно давно, и его первая редакция была опубликована в открытом доступе еще в середине 2015 года, а в начале января прошлого года текст официально поступил в Государственную Думу и был подписан Президентом летом 2016 года.
Поэтому данные обращения были бы оправданы, если бы новый Федеральный закон был написан за одну ночь втайне и вступил в силу немедленно. Но это не так. У пользователей ККТ было достаточно времени для перехода на новые онлайн-кассы, а у ассоциаций продавцов – возможность поучаствовать (что они активно и делали) в обсуждении отдельных положений нового Федерального закона. Что касается НАСТ, то она впервые обратилась в ФНС России только в декабре 2016 года, т.е. через полгода после подписания Президентом изменений в Закон о ККТ.
К сожалению, на мой взгляд, просьбы «отодвинуть» сроки в большинстве своем связаны с желанием как можно дольше использовать ЭКЛЗ и не переходить на новый порядок применения ККТ, или вовсе ожидать перенос сроков реформы. Однако я могу подтвердить, что вопросы переноса сроков не рассматриваются не только ФНС и Минфином, таких планов нет как в Правительстве, так и в Государственной Думе. И это логично, ведь перенос срока означает только одно: многие предприниматели, не воспользовавшись возможностью перейти заранее на новые кассы, будут ждать «нового последнего» дня и этот процесс бесконечен, как бы далеко не были перенесены сроки.
Вместе с тем как крупный, так и мелкий бизнес активно переходят и используют онлайн-кассы. Причем хотел бы заметить, что применение новых касс началось еще до 1 февраля 2017 года в добровольном порядке, поскольку такая возможность была предусмотрена Федеральным законом.
R&L: Какие наиболее значимые группы вопросов, поступающих от ритейлеров и СМБ, вы можете выделить?
А. Батарин: Необходимо сразу отметить, что с ритейлом ФНС России проделана колоссальная работа по обеспечению их перехода на новый порядок применения касс: оказание информационной и методологической помощи от ФНС России, обеспечение оперативного взаимодействия с производителями ККТ и т.д. В итоге мы можем сегодня констатировать, что абсолютное большинство вопросов от ритейла уже сняты или решены. Оставшийся круг вопросов, которые поступают от ритейла, связаны с правилами отражения конкретных операций в кассовом чеке: например, реализация товаров по предоплате или оплата подарочной картой. Конкретные правила и инструкции будут содержаться в приказе ФНС России «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию» и в отдельных методологических инструкциях, публикуемых в открытом доступе в интернете.
Что же касается СМБ, большинство их вопросов связаны с необходимостью применения ККТ при тех или иных операциях пользователя, а также применения кассы вообще, учитывая определенную специфику работы организации или индивидуального предпринимателя.
R&L: Как идет работа ФНС с производителями? Насколько тесна интеграция их работы с вашей?
А. Батарин: За время подготовки и реализации реформы налоговыми органами проведены около 10 тыс. семинаров. На уровне центрального аппарата проведены более сотни встреч с производителями касс и фискальных накопителей, операторами фискальных данных и экспертными организациями, на которых приняты и принимаются конкретные решения. ФНС России активно взаимодействует с бизнес-ассоциациями: АКОРТ, АКИТ и т.д., и это касается не только предоставления разъяснений по вопросам реформы, но и конкретной помощи в переходе на новую систему применения ККТ для чего привлекаются производители ККТ.
Как неоднократно отмечалось руководством ФНС России, мы обеспечиваем режим максимального благоприятствования тем, кто разделяет и понимает цели реформы и готов обеспечить максимально безболезненный переход на новый порядок применения ККТ.
R&L: Как будет выглядеть практика штрафов за неисполнение закона с 1 июля? Как быть с теми, кто уже установил новое оборудование, но в силу технических проблем просто не может еще передавать онлайн-чеки?
А. Батарин: Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ не только изменил Федеральный закон № 54-ФЗ, но и внес существенные изменения в КоАП РФ.
Вначале стоит отметить, что был увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение порядка применения ККТ: с двух месяцев до 1 года.
Такое увеличение связано с тем обстоятельством, что двухмесячный срок давности привлечения к ответственности далеко не всегда позволяет налоговым органам обеспечить процедуру составления протокола об административных правонарушениях. Зачастую связано это с тем, что сообщение о факте неприменения ККТ по времени выходит за пределы указанного срока.
Также были скорректированы штрафные санкции за неприменение ККТ. Изменения эти связаны с тем, что порой размеры штрафов несопоставимы с размерами получаемых доходов от хозяйственной деятельности. Новые штрафные санкции наиболее полно отражают принципы справедливости и соразмерности наказания.
Штрафные санкции уже применяются налоговыми органами. Вместе с тем с 1 июля 2017 года работа на «старой» ККТ будет приравнена к неприменению ККТ по следующей причине.
В соответствии со статьей 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника – электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Применяемая ККТ должна быть включена в реестр ККТ и зарегистрирована в налоговых органах.
Таким образом, применение ККТ без фискального накопителя или незарегистрированной в налоговых органах (и, следовательно, не обеспечивающая формирование и передачу фискальных документов) является неприменением ККТ.
При этом хотелось бы обратить внимание, что, несмотря на то, что контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ является одной из основных функций ФНС России, в настоящее время первоочередной задачей является обеспечение безболезненного перехода на новый порядок применения ККТ, для чего акценты работы смещены на информирование налогоплательщиков и регистрацию новых касс.
R&L: Разъясните позицию ФНС в части установки онлайн-касс в интернет-магазинах и организациях, торгующих цифровыми товарами через интернет? Нужны ли им онлайн-кассы, если чеки в бумажном виде у них в ряде случаев вообще не выдаются (например, при продаже видеоконтента в СМАРТ-ТВ)?
А. Батарин: По общему правилу интернет-торговля не освобождена от применения ККТ. Стоит заметить, что обязанность применять кассу при таком виде продаж существовала и до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ.
Вместе с тем новая редакция Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ позволяет пользователям при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к интернету и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, не печатать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе. В таких случаях ККТ применяется, при этом кассовый чек или бланк строгой отчетности направляется пользователю только в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов.
Источник.
|