«Помогите. Серые схемы душат бизнес. Нам нужно дышать, чтобы нормально работать», — поделилась обращениями к ней бизнесменов Ольга Лапина, советник государственной гражданской службы РФ
Цели реформы
Сейчас расчеты хранятся в памяти кассового аппарата и передаются раз в год в налоговый орган на физическом носителе. Защищенность этих данных невелика. Это влечет высокий риск корректировки расчетов со стороны предпринимателя. Что не позволяет говорить о достоверности сведений о расчетах, поступаемых в ФНС, и ограничивает возможности контроля розничного рынка.
Новая система предполагает передачу каждого расчета в момент его совершения через оператора фискальных данных в облако ФНС, где он будет сохраняться. То есть, по сути, проводить онлайн-контроль розничного рынка, защищающий данные от обратных корректировок.
Исполняющий обязанности начальника Управления оперативного контроля ФНС России Андрей Бударин сформулировал основные цели реформы:
— создание эффективных механизмов по контролю полноты учета выручки и выявления зон риска совершения правонарушений;
— оптимизация временных затрат налогоплательщиков и налоговых органов за счет информатизации соответствующих процессов;
— создание инструментов автоматизированного и юридически значимого общения с налогоплательщиками по вопросам, связанным с применением контрольно-кассовой техники;
— создание инструментов народного контроля в сфере применения KKT;
— создание новых механизмов защиты интересов и прав потребителей, контроль над ценами социально значимых товаров и т. д.
По словам Андрея Бударина, покупатель получит возможность проверить через облако любой свой чек и пожаловаться в ФНС России. «Система позволяет автоматизировать выявление рисков нарушений и делает незаконные манипуляции с выручкой бессмысленными», — подчеркнул он.
Андрей Бударин сообщил, что разработано мобильное приложение ФНС, которое позволит покупателю проверить свой чек сразу после покупки как на легальность, так и на состав сведений, которые в него попали. Сверить, сообщает ли предприниматель налоговой то же самое, что в выданном чеке. Это сделает возможным гражданский контроль бизнеса. И из приложения можно будет направить жалобу в ФНС, если покупатель посчитает, что его права были нарушены.
Кроме того законопроект предусматривает возможность отправки чека покупателю в электронном виде. Если покупатель заявляет о желании получить чек в электронном виде до момента расчета, то у продавца появляется обязанность отправить ему такой чек.
Многие новшества понравятся предпринимателям. Станет возможной электронная регистрация кассового аппарата без посещения налогового органа. Те, кто уже проходил текущую процедуру регистрации ККТ, безусловно положительно оценят нововведение. Кроме этого, в своем личном кабинете предприниматель сможет контролировать работу своих точек продаж и проводить анализ их деятельности в режиме реального времени.
Значительно снизится количество проверок со стороны ФНС, которым уже не нужно будет проводить массовые «веерные» проверки. Контроль будет осуществляться за счет автоматизированного риск-анализа.
Ну и, конечно, внедрение системы возродит здоровую конкуренцию в бизнесе за счет пресечения незаконных схем минимизации налогов.
Проверка экспериментом
Для проверки предлагаемой технологии был проведен эксперимент в соответствии с постановлением правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014 — 2015 годах эксперимента ...» с применением технологии передачи информации о расчетах в адрес налоговых органов.
Эксперимент проводился в течение шести месяцев с 1 августа 2014 г. в четырех субъектах РФ: Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области. Участвовало более тысячи налогоплательщиков и 3,5 тыс. кассовых аппаратов. Через систему прошло 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. руб. По просьбе налогоплательщиков им было разрешено работать по новой технологии до конца 2016 г.
Эксперимент прошел успешно, считает Андрей Бударин. «Мы проверили финансовую эффективность данной схемы, удобство применения и технические возможности», — рассказал он. Технические возможности налогоплательщиков, учитывая масштабы нашей страны, вызывали у ФНС особые опасения. Однако эксперимент показал, что у 96% высказавших желание принять в нем участие, техническая возможность передачи данных была.
Основные этапы
Законопроект был принят Госдумой 14 июня в третьем чтении. В первой декаде июля ожидается его подписание президентом РФ.
Новые правила вступят в силу этапами. Первый и самый важный — добровольное применение нового порядка. Он продлится до февраля следующего года. Если во время этого этапа у налогоплательщика будут технические проблемы, то ответственность за них он нести не будет.
С февраля начнется этап, когда регистрация или перерегистрация техники будет возможна только по новым правилам. С 1 июля 2017 г. прекращается действие старого порядка для всех, кто обязан применять ККТ.
1 июля 2018 года правила начнут действовать и для тех, кто ранее не был обязан применять ККТ. Это касается работающих по ЕНВД (единый налог на вмененный доход ) — системе налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности (именно деятельности, а не юридических лиц) и работающих по патенту.
Рассматривая отличия новой системы передачи данных ККТ, Андрей Бударин подчеркнул следующее:
— нет требования обязательного технического обслуживания ККТ;
— кассовые чеки и бланки строгой отчетности изготавливаются исключительно кассовой техникой;
— обязательно оформление чеков или бланков строгой отчетности при оплате не только картой, но и при использовании иных средств платежа, например, через онлайн-банк;
— отказ от обязательной печати чека в случае оплаты платежной картой через Интернет.
Операторы фискальных данных
Новый законопроект вводит институт операторов фискальных данных, организующих обмен данных с ФНС. Александр Тупицын, технический директор компании «Такском», которая рассчитывает получить этот статус, перечислил обязанности оператора фискальных данных:
— передача заявления с ФНС о регистрации, перерегистрации и снятии с учета контрольно-кассовой техники в электронном виде;
— прием от любой контрольно-кассовой техники фискальной информации, в том числе в зашифрованном виде; проверка фискального признака;
— формирование подтверждения приема фискальной информации;
— передача фискальной информации в ФНС;
— хранение фискальной информации в течение пяти лет;
— проверка чека покупателем и отправка чека покупателю в электронном виде;
— обеспечение конфиденциальности фискальной информации.
Он отметил, что «как ни странно, требования несколько дублируются с тем, что собирается делать сама налоговая служба». Как ФНС, так и оператор могут регистрировать ККТ. Так же как и ФНС — давать возможность покупателю проверять чек. Причем у оператора данные о чеке появляются сразу, а у ФНС в течении суток. Так что легко представить, на кого ляжет основная нагрузка при предоставлении такого сервиса.
При этом основная обязанность оператора — формирование подтверждения, причем налогоплательщику приходит подтверждение, что он передал данные не оператору, а непосредственно в ФНС.
Закон разрешает оператору фискальных данных обрабатывать полученную информацию при условии ее обезличенности. Так что операторы получают в свое распоряжение большие объемы информации, которые смогут использовать в системах Big Data для анализа рынка.
По словам Алесандра Тупицына, «до конца еще не определено, будет ли в ФНС передаваться вся информация от оператора фискальных данных или некие результирующие данные с предоставлением возможности доступа ФНС к данным при необходимости». Это заявление несколько диссонировало с заявлением представителя ФНС, что данные будут лежать в облаке службы, где и будет проводиться риск-анализ. Так что несогласованные вопросы еще есть, что в целом нормально для такого большого и сложного проекта, затрагивающего весь розничный бизнес страны.