Минувшим летом Госдума приняла пакет поправок в 54-ФЗ 1, который вскоре приведет к значительным изменениям в использовании контрольно-кассовой техники (ККТ) в России.
По сути, речь идет о замене или модернизации всего парка кассовых аппаратов страны: с 1 июля 2017 года все кассы должны уметь передавать фискальную информацию в ФНС в режиме реального времени через интернет, а с 1 января 2017-го регистрировать в ФНС можно будет только онлайн-кассы.
Новые требования коснутся всех организаций, осуществляющих расчеты с населением: продуктового и не продуктового ритейла, интернет-магазинов, кафе, ресторанов, гостиниц, аптек, автосервисов, салонов красоты и др. Обсуждать готовившиеся поправки стали только с начала года, однако техническую подготовку своей «фискальной ИТ-революции» ФНС вела уже давно. Как рассказал и.о. начальника Управления оперативного контроля ФНС Андрей Бударин, начиная с 2013 года ведомство реализовало по всей стране более десятка пилотных проектов, в которых приняли участие около тысячи юридических лиц, согласившихся поэкспериментировать в передаче фискальных данных через интернет. За это время участники провели через модернизированные кассы платежи на сумму около 50 млрд рублей, так что технология прошла серьезную обкатку и, возможно, готова к масштабированию на всю страну. Цель налоговиков понятна — увеличить прозрачность рынка и собираемость налогов. Примечательно, что о нововведении осведомлены далеко не все предприниматели, хотя после 1 июля 2017 года за использование обычных кассовых аппаратов начнут штрафовать.
Понуждение к модеринизации.
На стадии обсуждения законопроект оценивали очень неоднозначно. Эксперты Минэкономразвития говорили о традиционных рисках, сопутствующих подобным нововведениям: рост теневого оборота, закрытие небольших компаний, сокращение рабочих мест. «Сейчас, во время кризиса, даже небольшое увеличение накладных расходов может поставить многие малые предприятия на грань закрытия, — говорит Алексей Каневский, руководитель комитета по экономике московского отделения «Опоры России». — И без того с начала года заявление о банкротстве подали свыше 3% российских предприятий. Это очень тревожный знак, свидетельствующий о том, что «жировой запас», который успел накопить бизнес за предыдущие годы, подходит к концу». По мнению эксперта, новые поправки встают в один ряд со скандально известным «Платоном»: таким образом государство продолжает проводить в отношении бизнеса политику ужесточений и обременений, вместо того чтобы предлагать послабления, столь уместные в неблагоприятный экономический период. «Парадокс в том, — говорит Каневский, — что наше государство пытается увеличить налоговую базу, но не за счет роста количества предприятий, а с помощью мер, которые лишь увеличивают расходы по ведению бизнеса. Но это-то как раз приводит к снижению налоговой базы, потому что часть предприятий закрывается».
Какова цена контрольно-кассовой модернизации для всей страны и для отдельных компаний? Судя по цифрам, сопутствующим внедрению системы ЕГАИС, на которую российские компании в общей сложности потратили несколько миллиардов рублей, можно предположить, что траты будут сопоставимы.
По словам Павла Логинова, начальника управлений информационных технологий «Азбуки Вкуса», еще на этапе формирования законопроекта предполагалось, что передача данных будет происходить за счет программных решений, обеспечивающих передачу данных в облако. Однако в дальнейшем в ФНС сочли, что более надежно — оборудовать онлайн-кассы специальными фискальными накопителями, отвечающими за хранение и передачу данных (и заодно обеспечивая им криптографическую защиту). Такая новация заметно удорожает модернизацию кассовых аппаратов. По мнению Павла Логинова, новые устройства потребуют затрат, которые будут связаны с их приобретением, а также подводкой к ним интернет-каналов и строительством дополнительных сетевых мощностей. По его подсчетам, фискальные накопители принесут компаниям серьезные расходы — единовременно от $150 до $3 000 на каждый магазин, плюс — $150-$200 на каждую кассу в год. «К этому можно добавить расходы, связанные с возможным выходом из строя дополнительных устройств, а также дополнительные затраты, которые придутся на платежи операторам фискальных данных, — комментирует Логинов. — Именно поэтому все ритейлеры ратуют за внедрение софтовых решений, как и было заявлено, исключив технические устройства».
На фоне происходящих изменений на рынке растет и доля слухов. Так, например, участники рынка всерьез опасаются, что фискальные накопители не заменят собой ЭКЛЗ и компаниям придется обслуживать оба устройства, что сделает содержание касс еще дороже. Впрочем, эксперты утверждают, что не все так страшно. По словам Алексея Макарова, президента компании «АТОЛ» (разработчик решений для автоматизации торговых предприятий), вместе с появлением нового фискального накопителя ЭКЛЗ уйдет в прошлое. При этом, по его словам, прейскурант новых игроков — фискальных операторов — будет значительно ниже, чем у нынешних центров технического обслуживания контрольно-кассовых аппаратов (ЦТО). «Стоимость услуг ЦТО сейчас в среднем составляет около 400–700 рублей на одну кассу в месяц (в зависимости от региона и типа контрольно-кассовой техники), — подсчитывает Макаров, — в то время как у ОФД она планируется на уровне 3 тыс. рублей в год. По крайней мере, эту сумму называют компании, которые заявляют о своем намерении работать в качестве таких операторов». В ФНС уверяют, что бизнес также сможет выиграть на администрировании. Чтобы зарегистрировать кассовый аппарат нового образца, с ним не придется идти в налоговую службу: все можно будет сделать удаленно, в личном кабинете на сайте ФНС (главное — чтобы генеральный директор компании был достаточно продвинут и имел электронную подпись).
Подсластить пилюлю пытаются и разработчики кассовых аппаратов. Они говорят, что полностью менять придется только допотопные кассы, которые невозможно модернизировать, и что таких сейчас используется не много. Модернизация же одного аппарата (если говорить о замене софта) обойдется в 5–7 тыс. рублей, утверждают разработчики. Между тем у участников рынка совсем другие подсчеты. Компания «Стайер-Транзит», которой принадлежит розничная сеть в Кемеровской области, в настоящем времени тестирует две онлайн-кассы. По подсчетам Александра Сидорова, руководителя ИТ-отдела этой компании, затраты уже составляют около 15 тыс. рублей на каждый аппарат.
Опасения участников рынка вызывают и другие аспекты, которые также на круг увеличат стоимость реформы для бизнеса. Речь идет о способности новой системы справляться с огромными объемами данных. По словам Владимира Ионкина, исполнительного директора ассоциации «АКОРТ», опыт внедрения ЕГАИС и «Платона» показал, что ни одна система технически не совершенна: сбои и ошибки случаются до сих пор. А для бизнеса они конвертируются в штрафы, отзыв лицензий, упущенную прибыль и т. д. Доходит до того, что некоторые ритейлеры даже содержат «выделенных» специалистов, которые отвечают за корректную работу с ЕГАИС.
Чтобы приладиться к онлайн-кассам и новой системе, бизнесу тоже придется потратить и деньги, и время. Причем сложнее всего придется бизнесу малому — просто из-за банальной нехватки ресурсов. Впрочем, возможно, «малых» все-таки ждут некоторые послабления. По словам Андрея Бударина (ФНС), уже этой осенью Госдума должна рассмотреть вопрос о компенсации расходов на приобретение или модернизацию кассовой техники для микро- и малых предприятий, а также для тех, кто работает в специальных режимах налогообложения. Вопросы вызывает еще один аспект: как быть компаниям, работающим на удаленных территориях, а также в зонах с плохой связью? Для таких зон налоговики предусматривают специальные условия использования ККТ. (Кстати, на случай временных разрывов связи онлайн-кассы защищены: они способны накапливать данные и отгружать их после восстановления доступа к интернету).
Еще одна проблема, волнующая бизнес, — неравные условия, в которые, вместе с появлением нового закона, попадают различные организации. Прозрачные компании станут еще прозрачнее, однако одновременно увеличат свою расходную часть, в то время как игроки рынка, использующие серые схемы или зарегистрированные за пределами российской юрисдикции, получают непосредственное конкурентное преимущество. Казалось бы, переход на онлайн-кассы невероятно удобен для интернет-магазинов, однако даже здесь все не так однозначно. По оценке Ассоциации компаний интернет-торговли, от принятия закона прежде всего выигрывают иностранные компании (они занимают 35% российского рынка), для которых 54-ФЗ указом не является. Однако сильнее всех, по мнению участников рынка, изменения почувствуют потребители, поскольку свои затраты торговые компании обязательно включат в себестоимость продуктов и услуг.
О новый дивный рынок!
На фоне потерь и расходов, которые понесет бизнес в целом, стоит поискать бенефициаров нововведений. Безусловно, от реформ выиграют производители кассовых аппаратов. Но самое главное — в стране сформируется совершенно новый «рынок» — операторов фискальных данных. В их обязанности будут входить сбор, хранение и передача данных в ФНС. Именно с этими компаниями в ближайшее время придется заключать договоры владельцам кассовых аппаратов. Пока новый рынок выглядит довольно малонаселенным: лицензии получили всего четыре компании (все указаны на сайте ФНС: «Энергетические системы и коммуникации», «Такском», «Эвотор ОФД» и «Ярус»). Впрочем, по мнению Анатолия Вострикова, президента Российской ассоциации производителей кассовой техники, четыре компании будут не в состоянии обслужить весь рынок; число операторов должно возрасти кратно. Что касается производителей ККТ, то переход страны на онлайн-кассы, разумеется, сулит им дополнительную выручку. Сейчас это довольно узкий рынок, сформированный тремя десятками игроков, в основном выходцами из «оборонки», которые в 1990-е годы привнесли в этот бизнес передовые военные технологии. «В отличие от конкурентов из других стран, наши компании владеют технологией криптографической защиты данных», — подчеркивает Востриков. По его словам, продукция российских производителей ККТ сегодня доминирует на рынках бывшего СССР, а также активно продается в странах Восточной Европы. С появлением новых требований к кассовой технике этот рынок становится интересным и для ИТ-компаний, которые в последнее время начали пополнять состав традиционных игроков.
Несмотря на то что закон уже принят, о нововведениях до сих пор осведомлены лишь 30% российских предпринимателей, по данным исследования, проведенного «Левада-Центром». Во время недавнего опроса примерно 40% топ-менеджеров шестисот торговых предприятий сообщили, что узнали о новых требованиях к кассовым аппаратам непосредственно во время опроса. 30% — признались в весьма поверхностном знакомстве с поправками. Дали себе труд изучить текст закона всего 10% руководителей. На фоне столь слабой осведомленности не удивительно, что очень немногие пока занимаются модернизацией своей кассовой техники. По данным «Левада-Центра», лишь 12% российских компаний намерены успеть сделать это до нового года. Остальные откладывают дело в долгий ящик или попросту стараются не думать о плохом.
Чтобы повысить осведомленность предпринимателей, «АТОЛ» совместно с ассоциацией «Деловая Россия» планирует провести (начиная с сентября) цикл образовательных семинаров по всей стране — от Владивостока до Калининграда. Главное, советуют эксперты, не затягивать. Закон принят. Реформа — дело решенное. А подготовить свою контрольно-кассовую технику к новым требованиям быстро не получится. Как утверждают специалисты, в зависимости от бизнеса на адаптацию придется потратить от месяца до шести. Конечно же, представители бизнеса настаивают на более планомерном переходе, который позволит предприятиям лучше подготовиться к новым требованиям, однако не исключено, что никакой отсрочки не будет.
|