Пожалуй, не проходит и дня – чтобы в каком-нибудь СМИ не прозвучала
озабоченность «тенизацией» заработной платы. То, что количество
работающих в Украине практически сравнялось с числом пенсионеров уже
как-то не удивляет. А вот 7 миллионов официальной безработных граждан из
20 миллионов трудоспособных – это уже заставляет задуматься.
Конечно, до Греции нам далековато – где работают 3,9 млн человек, не
работают – почти 4,4 млн трудоспособного населения. И из этих 4,4 млн
человек только 1,1 млн ищут работу, а еще 3,3 млн – нигде не работают и ничего не ищут.
Но и Украине ж, на манер Греции, вроде бы никто не давал кредитов,
исчисляемых сотнями миллиардов долларов – благодаря которым «сыны
Эллады» довольно долго могли безбедно существовать при таком
«трудолюбии».
Разумеется, о трети «тунеядцев» в нашей стране никто всерьез не
говорит. Расходятся в мнениях разве что относительно размера «теневых
заработков» – и убытка бюджету как государства в целом, так и
Пенсионного фонда в частности. Так, вице-премьер Сергей Тигипко называет
размер «серых зарплат» в 145 миллиардов гривен в год, а дотации
пенсионерам – в 14 миллиардов. В то время, как оппозиция настаивает на
сумме дотаций вчетверо большей от указанной чиновником.
Но по большому счету, особого значения абсолютные цифры «тени» и
«недоимок» и не имеют. До тех пор, пока не решен принципиальный вопрос:
«А что с ними делать вообще?». Нет, дефицита в радужных планах не
наблюдается. Например, «745-е последнее китайское предупреждение» об
усилении ответственности работодателей за отсутствие официального оформления работников
Хорошее предложение, дельное – что и говорить. Жаль только, сколько
его уже не озвучивали сменяющие друг друга правительства – а воз и ныне
там. Видимо, потому, что в глубине души самые твердые в наведении
финансовой дисциплины государственные мужи понимают - в случае
тотального наведения ее, родимой, значительная часть мелкого и немалая
доля среднего бизнеса просто закроется.
Ну не могут его «воротилы» при своих оборотах, далеко уступающих своим
коллегам-олигархам, позволить выплачивать все полагающиеся проценты. То
есть, теоретически могут, конечно – но тогда их личные доходы будут на
уровне, в лучшем случае, менеджеров средней руки. А чего тогда ради
брать на себя ответственность за организацию бизнеса? Да и где
работников брать – если их принудительно «белая» зарплата снизится до
уровня у многострадальных «бюджетников»?
В принципе, нынешняя правящая элита могла бы решить эту проблему
радикально – просто ликвидировав бизнес, почти не дающий доходов в
госбюджет. Который на 85% формируется за счет сборов с 1400 самых
крупных компаний. Увы, в рамках последовательно либеральной политики
снижения роли государства в том числе и в сфере занятости, мелкий бизнес
приходится допускать для обеспечения трудоустройства тех самых 7
миллионов «формально безработных». Которых, как нетрудно догадаться, не
ждут с распростертыми объятиями ни на крупных предприятиях – ни даже на
нищенских ставках «бюджетников». Ну а если эти «мнимые тунеядцы» в
одночасье станут действительно безработными, голодными и злыми –
социальную стабильность придется вспоминать после этого, как несбыточный
сон.
Вот и приходится власти лишь топать ногами – так и не переходя к
реальным действиям по «детенизации» экономики. Это, право, лучше, чем
принимать громогласные документы, обреченные на невыполнение.
Сколько Пенсионный фонд не корми – все равно больше «минималки» не получишь.
Не лучшим образом обстоят дела и с заинтересованностью в получении
«белой» зарплаты самих работников. Когда высокие правительственные
чиновники говорят о «социальной незащищенности», «лишении пенсий» у
«серозарплатников» - это может вызвать лишь улыбку. Лучше всего это
посмотреть на конкретных примерах. Желающие разобраться досконально
могут скачать с официального правительственного сайта программу «
Пенсионный калькулятор», потратить несколько часов на ее изучение – и подставив свои данные, узнать размер потенциальной пенсии.
Кому лень тратить столько времени – могут воспользоваться примером
расчета пенсии некой условной «Розы Марковны», любезно предоставленного
нашими коллегами-одесситами. Эта дама, уходящая на покой в 55 лет со
стажем 33 года, имела зарплату за расчетный период в два раза выше, чем
средняя по стране. Надо сказать, что расчет проводился еще до принятия
памятных прошлогодних поправок в пенсионное законодательство – но даже с
учетом последних, разница может составлять максимум несколько гривен,
ведь принципиальный порядок насчитывания пенсии остался прежним.
Не будем утомлять читателей всеми используемыми формулами – остановимся
лишь на главных цифрах и таких же главных пропорциях. Так вот, у
указанной Розы Марковны размер пенсии должен составлять 1425 гривен.
Всего в 1,8 раза больше от уровня минимальной (800 гривен на то время) –
при том, что зарплата женщины превышала среднюю по Украине в 2 раза!
Простая арифметика показывает – если зарплата не превышает, а равняется
средней по стране, при наведенных в примере годах пенсионного стажа
рассчитанная пенсия будет уже меньше минимальной! А как быть тем, чье
жалованье вообще не дотягивает даже до указанных средних цифр?
Например, врач первой категории терапевтического профиля имеет ныне на
ставку что-то около 1600 гривен в месяц (это, разумеется, «грязными» -
на руки он получает меньше 1300). А средняя зарплата в Украине ныне
почти 2500 тысячи. Ну и сколько упомянутый доктор будет иметь после
выхода «на покой»? 0,6 (ноль целых шесть десятых!) от «минималки»? Нет,
конечно, родное и заботливое государство не заставит прозябать бывшего
эскулапа в полной нищете, на 500 гривен. Оно сделает широкий жест –
«натянет» таки ему минимальную пенсию, ныне составляющую уже «восемьсот с
копейками».
Но ведь на точно такой же минимальный размер имеет право претендовать
любой гражданин, имеющий хотя бы 15 лет общего трудового стажа (раньше
было всего 5)! Так чего ради трудиться «по белому», прилежно отстегивая
бюджету и Пенсионному фонду все положенные налоги – если при такой
«уравниловке» что после 35, что после 15, что после даже 50 лет такого
труда тебя все равно ожидает прожиточный минимум? И это, как несложно
догадаться, касается не только упомянутого в примере врача – но и любого
низко-, и даже среднеоплачиваемого работника.
Налоги убрать – и да здравствуют налоги!
Конечно, можно сколько угодно кивать на объективные причины сложившейся
ситуации. Главная из которых – низкий уровень зарплат, и не только в
бюджетной сфере. Увы, несмотря на все «благие намерения» – реально
светлых перспектив в этой сфере в ближайшем обозримом будущем у нас не предвидится.
Но, может быть, имеет смысл поискать другие подходы к пополнению
бюджета – раз привычные угрозы усиления карательных мер за пребывание в
тени не приводит к ощутимым результатам?
А ведь проблему-то можно было бы решить довольно просто. Отказаться от
прямых налогов с фонда заработной платы либо вообще – либо оставив их
чисто символически, в виде некого индикативного показателя, для расчета
той же пенсии в будущем. Причем, есть подозрение, что когда такие налоги
будут где-то 1-2% - работники сами будут добиваться от работодателей их
полного «высвечивания».
А где ж тогда государству деньги брать? Да за счет тоже налогов – но
непрямых! Примером может служить давно известный НДС – налог на
добавленную стоимость. Ну, право, не приставишь к каждому «теневику»
налогового инспектора. Но после получения указанным «теневиком»
окаянного «конверта» куда пойдет его содержимое? Правильно – на покупку
тех или иных товаров. А вот во время этого самого приятного процесса
покупателю и придется заплатить налог. Избежать которого можно будет
лишь одним способом – зарыть полученные деньги в землю, исключив их из
оборота.
Кстати, это касается не только «теневых», но все же законных доходов –
но даже и криминальных денег, их-то тоже нигде, кроме как в сфере
торговли и услуг не потратишь. То есть, конечно, наркодилер вряд-ли
будет продавать наркоману «травку» через кассовый аппарат. Но когда он
захочет расслабиться «от полученным доходом все равно придется
поделиться с бюджетом.
Да, цены на товары неизбежно вырастут. Но ведь и доходы увеличатся на
ту же сумму – за счет выплаты на руки того, что раньше уходило на
обязательные платежи через бухгалтерию. Как минимум – у тех, кто
государство не обманывает. «Теневикам», конечно, придется туго – резерва
для них нет, они и так получают почти все заработанное, оттого и живут
лучше всяких там «белозарплатных лохов». Ну тут уж ничего не поделаешь –
в конце концов, и усиление фискальных мер в случае успеха приведет
точно к такому же результату.
Тем более, что и упомянутый «условный супер-НДС» тоже можно вводить
дифференцированно. Полностью освободив от него, скажем, оплату
«коммуналки» и социально значимых продуктов. Но зато увеличив нагрузку
на все остальное. Конечно, придется перекрыть лазейки для ухода от
такого налога – например, контрабанду, продажу товаров без чека и,
соответственно, без допнаценки и т.д. Но все равно это будет на
несколько порядков проще и дешевле, чем продолжать делать хорошую мину
при плохой игре угроз «полностью вывести экономику из тени»,
безрезультатно длящуюся уже 20 лет украинской независимости….
Юрий Юрко
|