На наболевшие вопросы представителей мелкой и средней розницы, еще не до конца разобравшейся в нюансах продаж через ЕГАИС, ответили эксперты рынка на конференции «1С» «Новый этап подключения к ЕГАИС», прошедшей в рамках 1С:Лектория.
Алексей Воронов, заместитель начальника управления автоматизированных информационных систем Росалкогольрегулирования.
- Какова схема продажи алкогольной продукции?
- Схема такая: при продаже алкогольной продукции кассир как и по любому иному товару сканирует штриховой код EAN-13, касса определяет, что это алкоголь и требует от кассира считать штриховой код с акцизной марки, после этого информация передается в универсальный транспортный модуль ЕГАИС. Потребитель получает от продавца документ с QR-кодом и ссылкой на сервис РАР, где можно посмотреть информацию по этому товару. По ней покупатель может проверить легальность своей покупки.
При продаже через ЕГАИС алкогольной продукции, информация в том числе попадает в журнал розничных продаж. Журнал можно сформировать в личном кабинете на сайте egais.ru. Заходите туда, вбиваете регистрационный номер места деятельности, по которому хотите его получить и дату. Журнал открывается в формате pdf, который можно скачать, распечатать, предоставить проверяющим органам.
Можно ли сейчас, не дожидаясь 1 июля, включать функционал по передаче чеков в ЕГАИС?
- Да. В настоящее время в систему ЕГАИС уже передают данные свыше 105 тыс. кассовых аппаратов. Росалкогольрегулирование неоднократно призывало участников алкогольного рынка начинать передавать данные заранее.
- А списания будут после 1 июля?
- Списания будут, как только переведете на второй регистр. В любом случае проданный товар вы будете списывать, для этого уже есть акт списания продукции, которая продана до определенного числа.
- Мы розничная компания, у нас нет оптовых продаж, и мы не совсем понимаем, на какой регистр переводить.
- Вы можете как розничная организация, в принципе, все перевести на второй регистр. Сейчас, когда вы принимаете товар, остатки ведутся в разрезе накладных. То есть, если на остатке была тысяча бутылок, пришла еще тысяча, на остатках будет две строки по тысяче бутылок. Второй регистр – это регистр, с которого вы уже будете продавать. При продаже у вас уже нет привязки к сопроводительным документам. У вас есть марка, где обозначен код продукции. Вы указываете, что товар передали в зал по определенной накладной, и у вас уже на втором регистре это пишется. Продажа будет минусоваться с остатка в торговом зале.
Как происходит списание товара?
Списание продукции оформляется путем фиксации актов списания. Можно списать с обоих регистров. В первом регистре указывается справка, по которой эта продукция получена. Во втором – нужно указать только код алкогольной продукции. Также на сайте описаны объемы продукции, отражение объемов продукции в рамках излишков, пересортов. В любом случае если обнаружился пересорт продукции разного наименования, то излишек нужно будет списать. Продукцию, оказавшуюся в излишке, необходимо поставить на учет актом постановки на баланс, при этом необходимо указать акт списания.
- Как оформлять списания на рекламные нужды (например, дегустацию) – чеком или актом списания?
- Если вы оформляете как розничную продажу, то нужен чек. В других случаях требуется акт списания продукции, в котором отражена соответствующая причина списания.
- Как поступать в случае возврата продукции, когда бутылка продана и акцизная марка считана? Например, если покупатель решил, что алкоголь некачественный. Ведь вернуть и поставить на баланс эту марку мы уже не сможем.
- У нас предусмотрен возврат чека. То есть, сканируете марку, чек по возврату отличается тем, что цена будет с минусом, передаете в УТМ, вам эта продукция вернется. Она вернется без справки А, во второй регистр, вам нужно будет определить, по какому акту вы ее переводили во второй регистр, и, если она не качественная, возвращаете ее поставщику.
- Довольно часто по пиву встречается следующая ситуация: на один штрихкод приходится несколько производителей. РАР требует от розницы, чтобы учет велся в разрезе непосредственно этого производителя. Получается, что «Балтика 7», например, производится на пяти заводах. Мы принимаем сегодня с одного завода, завтра с другого. И что же пока не продали ящик с одного завода, не выставлять с другого? Сделать это не реально. Почему бы здесь со стороны РАР (так как вы общаетесь с производителями) не обязать их ставить разные штрихкоды (или, например, дополнительный штрихкод), которые будет отражать производителя.
- Участники алкогольного рынка уже много лет были обязаны вести партионный учет при обороте алкогольной продукции. Разрез производителя также является обязательным условием. Кодировка EAN-13 не является обязательным законодательным требованием, осуществляется на добровольной основе. Росалкогольрегулирование не имеет законодательных полномочий в этой области, все описанные проблемы могут быть решены бизнесом самостоятельно.
- Как вести новый регистр остатков алкогольной продукции?
По регистру остатков на сайте egais.ru есть информационное сообщение с методическими рекомендациями. Очень многие вопросы, которые обычно задают ритейлеры, там описаны. Напомню, что автоматический контроль остатков будет включен после 1 января 2017 года. Также на сайте описано, как будет ставиться на баланс продукция, полученная до 1 января 2016 года и еще не реализованная до 1 октября. Тут два варианта. Вы можете поставить продукцию на баланс на первый регистр, как обычную продукцию. Второй вариант: вы можете поставить на второй регистр, который ведется не в разрезе справок А и справки Б. Только нужно знать код алкогольной продукции и количество. На сайте есть схемы, как происходит передача с одного регистра на другой.
- Сейчас рознице придется выискивать все остатки, пришедшие до 1 января 2016 года, потом высчитывать все продажи, по каким маркам проданы, по справкам А и Б, то что осталось… Не рассматриваете ли вы возможность сделать единоразовую акцию и обнулить все остатки в рознице. Так было бы намного проще для розницы.
- Я думаю, «Магнит» с вами бы поспорил. Сейчас ничего не списывается, у вас эта продукция есть на постоянной основе или на балансе?
- Вы имеете в виду пришедшую до 1 января? Так ее же надо еще и выявить!
- Вы же знаете, по каким документам вы ее получали, ставьте ее на баланс. Участники алкогольного рынка уже много лет были обязаны вести партионный учет при обороте алкогольной продукции.
- Сейчас уже все перемешано. У нас небольшие магазины, но их много.
- У вас есть сопроводительные документы, справка А, в ней есть какие-то диапазоны, есть признаки, по которым вы можете определить. Это трудоемко, но до 01.01.2017 поставить продукцию придется.
- Что делать, если штрихкод стерт?
- Мы разрабатываем дополнительную систему, в рамках которой организации смогут представлять нам информацию по данной продукции, чтобы ее в дальнейшем можно было реализовать через систему ЕГАИС. Ведь если марка не читается, то она может быть нелегальной. Поэтому необходимо будет подтверждение от контролирующих органов, что эта марка действительно легальна. Смысл в том, что будет штрихкод, который вы сможете пробить на кассе.
Сергей Андреев, начальник управления внедрения и сопровождения информационных систем Московского филиала ФГУП «ЦентрИнформ»
- На каком компьютере нужно ставить УТМ, на том который отвечает за кассовые операции?
- УТМ устанавливается в одном экземпляре на одном конкретном торговом объекте. Можете использовать отдельный компьютер, можете его поставить там, где стоит «1С» или на любом ином устройстве. Ставить можно где угодно. На каждом торговом объекте должен быть установлен универсальный транспортный модуль и крипто-ключ. УТМ получает файлы с чеками ото всех касс в одно место.
- Мы работаем как розничный магазин, у нас есть функция – отложенный чек. Человек приходит, хочет взять несколько бутылок, пока он идет выбирать что-то еще, мы должны отложить чек и рассчитать другого покупателя. Сможем ли мы откладывать такие чеки, просканировав марки?
- Задача УТМ принять xml-файл, проверить его на корректность и дать на него слип, разрешение на закрытие чека. УТМ не знает, что такое отложенный чек – он будет закрывать его в момент передачи. Дальше идет задача кассового программного обеспечения. Если у вас касса позволяет пробить продукцию, нажать кнопку «отложить», и в этот момент касса ничего не передает в УТМ, то УТМ и не знает об этом отложенном чеке. Вы пробиваете другой чек, а этот потом. Это уже функционал кассового обеспечения.
- УТМ может работать без интернета до трех суток. Предположим ситуацию: мы пробиваем какую-то бутылку, у нас интернета нет, бутылка ушла покупателю, далее выясняется, что там поддельная акцизная марка. Таким образом, вся ответственность ложится на нас, даже если подставил поставщик.
- Здесь в любом случае ответственна розница. Вы отвечаете за весь фальсификат, который у вас стоит на складе. Более того, по закону вы обязаны убедиться в подлинности товара до выставления его в зал. Также есть закон, в котором прописано, что ответственность за оборот нелегальной продукции несет собственник.
- Поставщик прислал нам товар, мы его приняли, подтвердили, что все нормально. Потом выясняется, что какие-то марки поддельные. Поставщик может сказать, что продукцию просто подменили. Каким образом решаются подобные ситуации?
- Ответственность несет собственник продукции. Факт поставки подтверждается сопроводительными документами.
- Нереально сразу проверить.
- Сразу да. Но другие организации как-то решают этот вопрос. Например, я видел, как прибывает фура с алкоголем, к ней подъезжает погрузчик, достает палету, на нее накидываются 2-3 специально обученных грузчика, один из них с терминалом, остальные вскрывают коробки. Сотрудник «пропикивает» 2 бутылки с каждой коробки, при выявлении нечитаемых марок фуру возвращают назад. Если поставщик первый раз привез вам некачественную продукцию, а потом второй раз… может тогда пора менять поставщика? Можно в договорных отношениях прописать какие-то правила. Конечно, сейчас есть определенный объем «левой» продукции, который все хотят пропихнуть как можно быстрее, пока еще ЕГАИС не включен.
- На сайте Росалкогольрегулирования можно проверить подлинность торговой марки?
- Да, в личном кабинете на сайте fsrar.ru есть функционал по проверке марок. Можно выполнить проверку как единичным сканированием, так и загрузить xml-файл, в котором содержится уже определенное количество отсканированных штрихкодов.
- Что требуется для постановки товара на баланс в торговом зале?
- Код продукции, количество.
- Требуется ли указывать справку А?
- Предполагается, что будет достаточно знать код продукции и количество. Код продукции уже включает в себя информацию о производителе. Следите за обновлениями, информация о схеме обязательно будет.
Ольга Салимова, руководитель направления автоматизации розничной торговли «1С».
(Фирма «1С» и ее партнеры поддерживают в своих решениях интеграцию с ЕГАИС. Подробнее – в статье на buh.ru)
- Может ли программа «1С:Розница» обрабатывать несколько магазинов?
- Да, безусловно. Она рассчитана на сеть. Она может работать с несколькими УТМ. В методике работы с сетевыми структурами нужно обратить внимание, что на нашем ресурсе 1С есть страничка ЕГАИС, где выложены все инструкции по работе с ЕГАИС. Это маленькая толика функциональности, которая поддерживается в самой программе 1С. Для того чтобы правильно организовать торговлю в сетевой структуре в этой программе, все-таки нужно ознакомиться не только с этим ресурсом, но и руководством пользователя, которое входит в поставку. Там много рекомендаций и по ведению нормативно-справочной информации, и по организации поставок, и по ценообразованию. Эта программа ориентирована на работу в сетевых структурах.
- Когда появится версия ПО, которая будет поддерживать новые возможности?
- Сейчас мы планируем выпуск методических указаний по реализации этого требования законодательства и соответствующим образом расширить возможности своих типовых решений. Для «1С:Розницы» редакции 2.2, версии 2.2.3 выпуск обновления запланирован на конец июня.
Информацию об отражении изменений законодательства для других торговых решений «1С» можно получить у нас на сайте в разделе «Мониторинг законодательства».
Поскольку с 1 января 2017 года планируется включить в ЕГАИС автоматизированный контроль остатков алкогольной продукции в розничной точке, предприятиям розничной торговли необходимо привести остатки в учетных системах в соответствие с остатками в ЕГАИС. В частности остатки продукции, полученные до 01.01.2016 и не реализованные до 01.10.2016, должны быть зафиксированы в системе ЕГАИС после 01.10.2016 перед розничной продажей.
- Я правильно понял, что на 1 июля с розничного регистра будут одни отрицательные остатки, а потом появится документ, который перекрывает отрицательные остатки?
- Мы выпустим в конце июня версию, поддерживающую функционал. Пока методики еще нет. До этого момента будут отрицательные остатки. Но у вас всегда есть возможность провести инвентаризацию, посчитать, что у вас в определенный момент есть, и провести результаты инвентаризации по регистру в остатки в торговом зале.
- То есть мы сначала продаем в минус, а потом перекрываем в плюс?
- Совершенно верно, потому что такую очередность реализации операций нам предлагает разработчик системы ЕГАИС. Продажи будут идти в минус, это фактически заложено в текущую ситуацию.
- Контроль остатков и минус у меня как-то не стыкуются.
- Автоконтроль остатков вводится с 1 января 2017 года. До 1 октября 2016 года вы должны сверять остатки по регистру торгового зала. То есть с точки зрения методики, предоставленной ФС РАР, все логично. Они предлагают вам разделить остатки на те, что приходили до 1 января 2016 и те, что пришли после. Те, что после 1 января, прошли через ЕГАИС, а о прошлогодних остатках ЕГАИС ничего не знает, вы продаете все подряд. Когда подключают розничные продажи, совершенно не важно, сколько там будет отрицательных продаж. Важно, чтобы до 1 октября у вас были верные остатки по регистру розничных продаж. Это можно сделать, только разделив продукцию. Внятной методики разделения пока нет. Сейчас это можно сделать только запросом по каждой марке.
Почему не печатается QR-код?
QR-код может не печататься по разным причинам. Основная причина – устройство не поддерживает печать QR-кода. В этом случае нужно обратиться к производителю устройства. Вполне возможно, что просто используется старый драйвер. Есть такая вероятность, что интеграционный компонент, который передает через «1С» на печать информацию, может быть устаревшим, поэтому нужно обновить версию ПО «1С» до последней. Если версия программы последняя, и версия драйвера - тоже, а само устройство помечено на нашем сайте зеленым флажком, то все должно работать.
Как перевести литры в далы?
Вещь не очень сложная – 1 дал это 10 литров. Вот мы декларации подаем в далах, а продаем в литрах, поэтому нам нужно хранить этот переводной коэффициент для каждого объема в карточке номенклатуры.
Retail.ru
|